Top.Mail.Ru
Сергей Парастаев: «Без медицинского сопровождения в спорте не обойтись»
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Сергей Парастаев: «Без медицинского сопровождения в спорте не обойтись»

Закончилась Олимпиада, ярчайший праздник столетия. Горячее время не только для спортсменов, но и целого «цеха» особых специалистов – спортивных врачей. А что мы знаем об этой отрасли медицины, ее успехах и возможностях? Наверняка немного и в общих чертах. Тем интереснее было побеседовать с гостем нашей постоянной рубрики.

Сергей Парастаев
д.м.н., вице-президент Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, член научно-экспертного совета Олимпийского комитета России, профессор кафедры реабилитации и спортивной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
– Сергей Андреевич, спортивная медицина у большинства из нас в первую очередь ассоциируется со спортом высоких достижений. Однако очевидно, что сфера влияния спортивных врачей много шире…
– Спортивная медицина, пожалуй, одна из самых интегративных медицинских специальностей. Врач должен хорошо ориентироваться и в физиологии, и в кардиологии, и в травматологии, и в фармакологии, а также уметь диагностировать и лечить различные патологические состояния, так или иначе связанные со спортивной деятельностью. Ну и, конечно, он обязан понимать специфику того вида спорта, с которым имеет дело.
–Выходит, что все же главный объект работы спортивного врача – профессиональные спортсмены?
– Не совсем так. Чтобы это понять, нужно представлять себе пирамиду, которую являют собой спорт и физическая культура у нас в стране. На ее вершине находится примерно 8,5 тыс. спортсменов, членов сборных команд страны. Следующий уровень – члены сборных команд регионов, дальше – спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ. А основание этой пирамиды – лица, занимающиеся массовой физкультурой. Их у нас сегодня около 30 млн человек. И все они, по сути, наши пациенты. Но, конечно, в первую очередь в поле зрения моих коллег – квалифицированные спортсмены. Ведь большой спорт – это серьезное испытание для организма. Занимаясь им, человек испытывает подчас предельные физические и психоэмоциональные нагрузки, и рано или поздно его компенсаторные возможности начинают давать сбой, наступает декомпенсация. Наша задача – эту ситуацию предотвратить.
–Каким образом?
– Основа спортивной медицины – это мониторинг, включающий в себя углубленное медицинское обследование, которое позволяет всесторонне оценить и состояние здоровья человека, и его функциональные возможности (готовность к участию в соревнованиях, тренировочном процессе). Чтобы это понять, расскажу вам о проекте, который мы разработали в партнерстве с одним из ведущих производителей инновационного медицинского оборудования. Это передвижной комплекс спортивной медицины, 13-метровый фургон. В нем расположены регистратура (данные на всех пациентов в электронном виде), антропометрический кабинет, где измеряются все показатели физического развития человека (рост, вес, динамометрические показатели, объем выдыхаемого воздуха и т.д.), кабинет функциональной диагностики с так называемой стресс-системой, которая определяет функциональные возможности человека при нагрузке, кабинет ультразвуковых исследований (в том числе эхокардиографии и денситометрии), клиническая лаборатория, гинекологический кабинет…
– Ничего себе! И для кого же подобное предназначено?
– В первую очередь для воспитанников детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва, спортивных клубов. Внедрение подобных комплексов в практику позволит существенно улучшить контроль состояния здоровья юных спортсменов и повысить безопасность занятий.
parastaev-2.jpg
Наиболее значимая задача, которая стоит сегодня перед спортивной медициной, – подготовка спортивного резерва. Это 3,5 млн юных спортсменов, занимающихся более чем в 5 тыс. спортивных школ в разных регионах нашей страны. Из них порядка
2 млн – спортсмены-разрядники.
– А обычный человек подобное исследование пройти может? Например, тот, кто собирается записаться в фитнес-клуб? Ведь медицинского допуска для занятий в них сегодня фактически не существует…
– Увы, ситуация с допуском к занятиям – это действительно проблема. При этом инструкторы фитнес-клубов не всегда имеют навыки, позволяющие оценить степень пульсовой, силовой и другой спортивной нагрузки, безопасной для их клиентов, среди которых есть и гипертоники, и лица с иной патологией, ограничивающей переносимость физических нагрузок, например с прогрессирующей миопией и т.д. И хотя ведущие сетевые фитнес-клубы имеют в своем составе медицинские центры или кабинеты, в которых проводится фитнестестирование, оно, к сожалению, ничем не регламентировано, и очень сложно оценить его информативность.

Надеюсь, после того, как нам совместно с Министерством спорта РФ удастся добиться официального признания фитнеса видом физической культуры, ситуация в этой области изменится к лучшему, и все, кто идет в фитнес, должны будут в обязательном порядке получать медицинский допуск к занятиям.
Существуют определенные нормативы, предписывающие, с какого возраста нужно заниматься спортом. Большинство государственных спортивных школ принимают детей с 7 лет. До этого оптимальный вариант для ребенка – общая физическая подготовка.
–А пока этого не произошло, что делать рядовым гражданам, которые хотят улучшить свои функциональные возможности и заняться спортом?
– Проходить углубленное обследование требуется далеко не во всех случаях. Новичку необходимо получить консультацию у квалифицированного кардиолога, терапевта или у педиатра (если речь идет о ребенке). Но чем выше спортивная квалификация, тем более пристальным и тщательным должен быть медицинский контроль спортсмена. К сожалению, многие родители юных атлетов забывают об этом или сознательно пренебрегают им.
– Почему?
– Боятся, что ребенка из спорта придется забирать, ведь вложены деньги, время, силы. В борьбе за результаты, ослепленные родительскими амбициями, мамы и папы подчас отказываются признавать, что далеко не каждый может стать выдающимся спортсменом. Итог печален: при переходе из юношей в юниоры приблизительно 30% детей отсеиваются из-за проблем со здоровьем, подчас серьезных.
– Ну, подобные примеры нередко встречаются и среди взрослых любителей спорта. Особенно тех, кто занимается культуризмом. Некоторые из них буквально накачивают себя анаболиками и теряют здоровье…
– Анаболические стероиды – это не единственная проблема, еще есть ингибиторы миостатина, модуляторы метаболизма… Что касается последних, то в некоторых журналах, которыми увлекаются бодибилдеры, время от времени появляются сведения, что под воздействием таких субстанций, как GW1516, AICAR и некоторые другие, растут мышечная масса и мышечная сила – даже без тренировок. Это, конечно, не соответствует действительности. Кстати, все упомянутые вещества – классический пример допинга, с которым активно борется Всемирное антидопинговое агентство.
parastaev-3.jpg
Борьба с допингом в большом спорте началась давно. Первые массовые обследования подобного рода были проведены еще в 1964-м. Так что в этом году антидопинговое движение, в котором участвует и наша страна, отмечает юбилей.
– Слышала, что антидопинговый кодекс очень жесткий и по нему всегда виноват спортсмен…
– Да, это так. Правда, у нас в стране начиная с апреля 2013 года обязанность контролировать применение спортсменами лекарственных препаратов и биологически активных добавок возложена на медицинский персонал, осуществляющий медико-биологическое обеспечение членов сборных команд, то есть ответственность за прием запрещенных кодексом субстанций несут и врачи. Но почему те или иные ЛС попадают в перечень запрещенных, не всегда понятно. Однако в последние годы наметилась положительная тенденция: некоторые лекарственные средства были изъяты из данного списка. В частности, ингаляторы, обладающие бронходилятирующим эффектом. Это, конечно, радует. Но очень жаль тех спортсменов, которые в свое время совершенно незаслуженно пострадали. Ведь закон обратной силы не имеет и никто их уже не восстановит в правах.
– А что вы можете сказать по поводу ассортимента магазинов и отделов спортивного питания, в которых продаются белковые коктейли, мультивитамины и смеси растительных экстрактов? Насколько они качественны и безопасны?
– Большая часть магазинов спортивного питания продают достаточно адекватные продукты. К тому же в последнее время в эту область приходят фирмы, которые производят лечебное питание. А это уже определенная гарантия качества. Однако сам себе человек составить правильный перечень подобных продуктов не сможет. Ведь здесь нужно учитывать и вид спортивной деятельности, и интенсивность занятий, и уровень спортсмена. Поэтому лучше, чтобы это сделал спортивный врач (записаться к нему на прием можно во врачебно-физкультурном диспансере) или квалифицированный тренер, который имеет специальную подготовку.
Спортивный врач – уникальная специальность. Он должен хорошо ориентироваться и в физиологии, и в кардиологии, и в травматологии, и в фармакологии. И, конечно, обязан понимать специфику того вида спорта, с которым имеет дело.
– Вы упомянули, что сегодня физической культурой и спортом у нас в стране занимаются около 30 млн человек. Задача, которую поставил перед Министерством спорта РФ президент, еще выше: к 2015 году число спортсменов (профессионалов и любителей) в России должно достичь 40 млн человек. Готова ли к такому повороту событий ваша служба?
– К сожалению, нет. На сегодняшний день в России большой дефицит врачей спортивной медицины и лечебной физкультуры: 4200 человек на всю страну. Да и сама наша служба, основу которой составляют врачебно-физкультурные диспансеры, за последние 25 лет сильно пострадала. Но мы оптимисты и верим в то, что предложения нашей ассоциации по развитию врачебно-физкультурной службы, с которыми мы обратились в Минздрав РФ, будут услышаны. А прошедшая недавно Олимпиада этому будет очень способствовать.

Жанна Ожогина


Журнал "Российские аптеки" №3-4, 2014

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.