Журнал для профессионалов  
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


В ногу со временем

Автоматизация, компьютеризация, «умные» решения – не мода, а насущная необходимость. Вот и фармотрасль старается не отставать от прогресса. Яркий тому пример – сеть «Самсон-Фарма», один из первопроходцев в области внедрения высоких технологий в аптечном ритейле.

Виртуальная девушка приветствует
каждого посетителя

Чудеса техники
Ни за что не догадаетесь, кто встречает посетителей на входе в аптеку на Новинском бульваре! Виртуальный консультант — приятная, всегда дружелюбная и улыбчивая девушка. Она никогда не отдыхает, не прерывается на обед, не уходит с рабочего места. А рядом с ней расположена видеовитрина: внутри белой призмы со всех четырех сторон встроены экраны с изображениями упаковок препаратов, чтобы покупатель смог, не теряя времени, получить полную информацию об имеющихся в продаже средствах. 

Оглядываем светлый просторный зал. Интерьер также выдержан в стиле хай-тек: строгие прямые линии, безупречная освещенность, витрины, мебель, техника – все в белом цвете. На стенах закреплены «говорящие» картины – плазменные панели, показывающие ролики о ЛС и лечебной косметике. В глубине торгового зала замечаем большой монитор рядом с окном. Сенсорный экран выводит информацию о наличии препаратов, ценах, скидках и акциях. Здесь также можно уточнить адреса аптек сети, познакомиться с другими направлениями деятельности группы компаний «Самсон» и ее проектами.

Подходим к кассе и видим: за спиной провизора по транспортеру перемещаются упаковки лекарственных средств. Это внешний элемент «робота-фармацевта». Принцип его работы прост: сотрудник, находясь на рабочем месте, выбирает нужное ЛС на компьютере, а система параллельно осуществляет поиск препарата. Манипулятор с приемным лотком извлекает необходимые упаковки и направляет их в раздаточные окна – прямо на рабочие места фармацевтов. Время на поиск и доставку лекарства составляет 7 секунд! Такая оперативность позволяет первостольникам посвятить максимум времени консультированию. Для удобства клиентов во всех аптеках работает сервис интернет-бронирования, благодаря ему можно оформить онлайн-заказ и получить препараты в отдельной кассе.

«Самсон-Фарма» стремится постоянно получать обратную связь от посетителей: в каждой аптеке в прикассовой зоне установлен CRM-Sensor – миниатюрный монитор с функцией опроса, позволяющий в режиме онлайн задавать вопросы и получать ответы. Автоматизация не ограничивается одной аптекой сети. Еще в шести есть система электронной очереди, позволяющая посетителям не стоять в ожидании консультации, а, например, пройтись по торговому залу и подойти к окошку по приглашению.

Факты о «Самсон-Фарма»

  • К началу 2015 года сеть насчитывает 43 аптеки, все они расположены в Москве.

  • Предприятие занимает 11-е место по доле рынка среди российских аптечных сетей 1

  • Штат компании – более 700 человек.

  • Число обладателей дисконтных карт сети приближается к 400 тыс. человек.

  • «Самсон-Фарма» реализует программы для пациентов с хроническими заболеваниями. В их числе: «Диабет», «Паркинсонизм», «Глазные болезни», «ИБС», «Гипертония», «Вирусный гепатит» и др.
1Данные RNS Pharma по итогам 2014 г.

«Самсон-Фарма»
На высшем уровне
Не только современные технологии, но и высокие стандарты обслуживания – одна из сильных сторон «Самсон-Фармы». А уровень услуг напрямую зависит от компетентности персонала, постоянно растущего за счет непрерывного обучения, которое начинается буквально с первого рабочего дня. Если знания у новичка на среднем уровне – это не повод отказать ему, но и за первый стол такого человека сразу не поставят. К любому новому фармацевту или провизору прикрепляют наставника – опытного сотрудника. «Если в одну из аптек приходит новая заведующая, – рассказывает Марина Юнисова, заведующая аптекой «На Никольской», работающая в сети уже 9-й год, – сначала она перенимает опыт у коллег, часто – в нашей аптеке. У меня 2 заместителя, и будущий руководитель знакомится с функционалом первого, затем второго. А после я обучаю ее своей работе, проверяю, все ли рассказали коллеги». Такой вводный курс занимает от 1 месяца до 3, в зависимости от уровня начальной подготовки кандидата. После окончания обучения наставник дает заключение о профпригодности, и, главное, новичок делает вывод о своей готовности к работе. Случается, что на этом этапе сам претендент понимает, что, например, должность заведующего пока не для него: слишком велика ответственность за аптеку и коллектив.
Учиться и учиться!
Повышение квалификации продолжается на всех этапах работы. Фармацевты и провизоры проходят психологические тренинги, знакомятся с новыми продуктами. У каждого работника есть зачетная книжка, куда вносится результат тестирования, проводимого по итогам пройденной программы, при положительной оценке можно рассчитывать на денежное вознаграждение. Кроме того, руководство всегда обсуждает с первостольниками, какие именно темы были бы им особенно интересны и полезны в работе. Как и во всех аптеках, в сети практически каждый день проводятся фармкружки. Причем по признанию медицинских представителей, именно в «Самсон-Фарме» они встречают наиболее заинтересованный прием и самое большое количество вопросов от слушателей, ведь в сети работают настоящие профессионалы, стремящиеся к постоянному самосовершенствованию.

Конечно, качество работы сотрудников сети тщательно отслеживается. Представитель руководства может постоять у кассы и послушать, как проходит консультирование, удостовериться, все ли в порядке в торговом зале.

В любой день в аптеку могут приехать работники отдела фармконтроля и проверить соблюдение приказов, распоряжений и правил. В сети руководствуются принципом «клиент всегда прав».
Сила – в кадрах
Еще одна особенность, на которую обратили наше внимание, – у «Самсон-Фармы» очень много постоянных покупателей, привыкших годами консультироваться у одного специалиста. Кто-то приходит исключительно к «своему» провизору, заранее выяснив день его работы.

И это несложно – ведь текучки фактически нет. Выбывают только сотрудницы, уходящие в декрет, либо переезжающие в другой город. С чем связана такая лояльность со стороны персонала?

Заработная плата здесь на высоком уровне, но дело не только в ней.

Дружная, почти семейная атмосфера в коллективе, неформальное отношение руководства к нуждам подчиненных... А еще работники сети имеют возможность пользоваться услугами других подразделений группы компаний «Самсон» – например, отдыхать в пансионате на берегу Азовского моря, лечиться в центре «Самсон Мед», отмечать праздники в кафе La Ferme. Так что работа в «Самсон-Фарме» похожа на членство в престижном клубе – отказываться от него подавляющее большинство сотрудников вряд ли готово.Время на поиск и доставку лекарства составляет 7 секунд!


Юлия Акимова


Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Как работает мотивация?
    Анатомия успеха
    Как работает мотивация?

    Что заставляет фармспециалистов выбирать именно вашу сеть? Существуют ли эффективные методики, позволяющие поддерживать их лояльность к работодателю? 

    Подробнее
  • Не сошлись характерами
    Анатомия успеха
    Не сошлись характерами

    С кем-то чувствуешь себя легко, сразу находишь общий язык. А с другими возникает напряжение, переходящее в стойкую антипатию. Что такое психологическая несовместимость и какую роль она играет в коллективе?

    Подробнее
  • 12 способов снять стресс
    Анатомия успеха
    12 способов снять стресс

    Для того чтобы привести нервы в порядок, специалисты рекомендуют прогулки, сон, спорт и положительные эмоции. Но что делать, когда успокоиться нужно не отходя от рабочего места и на все про все есть лишь несколько минут?

    Подробнее
  • Все сумею, все смогу!
    Анатомия успеха
    Все сумею, все смогу!

    Многим хочется иметь красивое тело, но как же сложно заставить себя заниматься регулярно! Секретами мотивации делится Светлана Пугачева, чемпионка мира по фитнесу, которая уже несколько лет рассказывает нашим читателям о спорте и здоровом образе жизни.

    Подробнее
  • Как избежать осенней депрессии
    Анатомия успеха
    Как избежать осенней депрессии

    Осенью в аптеках увеличивается число клиентов, ищущих средство от хандры и апатии. В преддверии всплеска сезонной депрессии давайте освежим память об этом заболевании.

    Подробнее
  • Безотказная аптека
    Анатомия успеха
    Безотказная аптека

    Любой человек расстраивается и нервничает, когда нужной ему вещи нет в продаже. И решает больше никогда не ходить туда, где «вечно ничего не бывает». А что уж говорить об учреждении, в котором продаются жизненно важные препараты!

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.