Top.Mail.Ru
Алкогольная фармакология
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Алкогольная фармакология

В принципе всю эту статью-предупреждение можно уместить в одной фразе: «Лекарства нельзя запивать спиртным». Однако нашему человеку недостаточно сказать «фу». Нужно еще подробно объяснить, почему и что будет, если все-таки запить трихопол пивом. И предупреждать незадачливых экспериментаторов нередко приходится именно вам, работникам первого стола.
Фармсюрприз
Как алкоголь может повлиять на поведение того или иного препарата в нашем организме? Да как угодно. Потенцировать или, напротив, ингибировать его действие, или вообще извращать до неузнаваемости, придавая медикаменту совершенно нехарактерные для него свойства. Самое грустное, что иногда невозможно предугадать, какими именно неприятностями обернется использование спиртного в качестве «запивки». Очень многое зависит от индивидуальных особенностей, конкретного лекарства и вида спиртного напитка.
Опасный сон
Классический пример суммирования эффектов был продемонстрирован в фильме Сергея Ашкенази «Криминальный талант» (1988). Героиня Александры Захаровой знакомилась с мужчинами в ресторане, они выпивали, а утром невезучие донжуаны просыпались без портмоне и с сильно больной головой. Седативное действие алкоголя накладывалось на гипотензивный и седативный эффекты клофелина, который подмешивала мошенница своим жертвам. Одно время этот способ был очень распространен среди «ночных бабочек» – пока препараты клонидина (клофелин, гемитон) можно было практически свободно купить в аптеке.

Следующий прием, использовавшийся, правда, в основном самоубийцами, – это запивание водкой снотворных-барбитуратов. Этанол мало того что сам обладает наркотическим эффектом, так еще и значительно упрощает проникновение барбитуратов в клетки головного мозга, что может привести к смертельно опасному угнетению дыхания. Даже при том, что доза снотворного была вроде бы в безопасных пределах.
Коварная бодрость
Антидепрессанты с алкоголем также не сочетаются. Особенно препараты из группы ингибиторов моноаминооксидазы (МАО). Этот фермент разрушает в нашем организме биологические вещества из группы моноаминов: адреналин, норадреналин, серотонин, мелатонин, гистамин, дофамин. Блокировка моноаминооксидазы позволяет им дольше циркулировать в крови, поднимая жизненный тонус, повышая настроение и выполняя другие действия с целью вывода пострадавшего из депрессии.

Алкоголь, как мы уже упомянули, является депрессантом, то есть антагонистом этих препаратов. Однако есть и другие подводные камни. Во-первых, прием алкоголя стимулирует выброс дополнительного адреналина, в результате чего учащается сердечный ритм, поднимается артериальное давление, спазмируются мелкие сосуды. А, во-вторых, в некоторых сортах пива и вина содержится вещество тирамин, которое обладает сходным с адреналином строением и действием. В обычных условиях тирамин разрушается в кишечнике, но на фоне приема ингибиторов МАО он может попасть в кровь и загнать артериальное давление на запредельные высоты.

Почти такой же эффект можно получить, если при простуде закапать в нос любые сосудосуживающие капли и добавить «внутрь для сугреву», скажем, водку с перцем. Этанол, ко всему прочему, еще и повышает чувствительность сердца к воздействию адреналина. И даже мизерная доза адреналиноподобных веществ (а для «пробивания» носа другие не используются) может ощутимо сказаться на самочувствии.
alco-3.jpg
«Чудесные» превращения
Еще одна маленькая пакость со стороны алкоголя – это мощная активация печеночных ферментов из группы цитохромов. Они у нас отвечают за детоксикацию вообще, но утилизируют и очень многие лекарственные препараты. Например, оральные контрацептивы. При определенном стечении обстоятельств – которые определяются исключительно опытным путем – может оказаться, что принятая таблетка с гормонами будет разобрана на части так быстро, что ее запросто можно будет считать пропущенной. Справедливости ради стоит заметить, что один-два бокала вина за ужином особой роли не сыграют, а вот стремление уничтожить алкогольные закрома родины на фоне приема контрацептивов может обернуться «киндер-сюрпризом».
Гепатотоксический эффект
Осторожным следует быть и с противовоспалительными средствами. Так, один из препаратов базисной терапии ревматоидного артрита – метотрексат – в сочетании с алкоголем ощутимо «бьет» по печени. Примерно к тому же приводит сочетание спиртного с парацетамолом. Другие нестероидные  средства этого типа (да тот же аспирин) в паре с алкоголем повышают риск развития язвы желудка. Перечень можно продолжать до бесконечности. Впрочем, еще об одной особенности алкогольно-фармацевтических коктейлей нужно обязательно упомянуть.
Неожиданно «подшитые»
Этиловый спирт, как известно, разлагается в нашем организме под действием ферментов. Алкогольдегидрогеназа превращает этанол в уксусный альдегид, который, в свою очередь, под влиянием альдегиддегидрогеназы становится уксусной кислотой. А та уже без особых проблем разлетается на углекислый газ и воду. Самый токсичный продукт из всей этой компании – уксусный альдегид. Именно его следует благодарить за симптомы похмелья – головную боль, тошноту, разбитость и т.п. На этой особенности построена одна из методик лечения алкоголизма, известная в народе как «подшивание». Пациенту вводят препарат дисульфирам (эспераль, антабус, тетурам), который блокирует второй фермент в цепочке (альдегиддегидрогеназу). И объясняют, что пить нельзя, иначе будет плохо. Если человек решает проверить прочность этой защиты, то получает полноценную картину отравления уксусным альдегидом. И никакого удовольствия.

Так вот, аналогичным действием обладает не только дисульфирам. Оказаться «подшитым» можно при приеме некоторых антибактериальных препаратов. Притчей во языцех стал метронидазол (трихопол), в прямом смысле сногсшибательный эффект которого испытали на себе многие представители сексуально активных слоев населения.
В этот же список следует внести все цефалоспорины, гризеофульвин, сульфаниламиды (включая бисептол), нитрофураны (фуразолидон), кетоконазол. В подавляющем большинстве случаев «достаточно одной таблэтки». И одной рюмки.
 Наверняка вы замечали, что кофейный ликер по силе воздействия примерно равен водке, хотя градусов в нем почти в 2 раза меньше. Это связано с особенностями взаимодействия кофеина и этанола. Будучи психостимулятором, кофеин действительно может дать временный эффект «отрезвления», чем иногда пользуются в барах или ресторанах. Однако через некоторое время опьянение становится даже более выраженным. Дело в том, что кофеин усиливает проникновение этилового спирта через гематоэнцефалический барьер, то есть алкоголь устремляется в мозг с удвоенной силой, и мы имеем своеобразный «бонус» к опьянению.
Там все написано
Ни в одной инструкции к лекарственному средству не удастся найти строчки «запивать алкоголем». Хотя бы потому, что нет ни одного полезного сочетания спиртного и медикаментов. Даже относительно безопасных не так много.

Обратите внимание покупателя на важность прочтения инструкции к препарату и на то, что лучше запивать лекарства водой комнатной температуры. В 95% случаев этого будет достаточно. Ну а об оставшихся 5% – необходимости запивать молоком, минералкой или другой жидкостью – можно прочитать в той самой инструкции.

Алексей Водовозов

Журнал "Российские аптеки" №17, 2011

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.