Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Ключ к успеху – доверие

Формат дискаунтеров, распространенный в столице, пока не очень знаком жителям небольших городов Московской области. Как преодолеть стереотипы, заслужить лояльность покупателей и создать сети доброе имя? Пример успешного опыта – аптека «Живы-Здоровы» в Климовске. 
Тише едешь – дальше будешь 

«Живы-Здоровы» – новый проект аптечной сети «Медбиолайн» – по столичным меркам небольшой, но хорошо известный жителям юга Подмосковья. Количество торговых точек никогда не ставилось руководством сети во главу угла, наоборот: с момента открытия первой аптеки в далеком 2003 году первостепенное внимание уделялось качеству обслуживания и подбору действительно компетентных специалистов. Благодаря такой стратегии «Медбиолайн» постепенно завоевала любовь и доверие подольчан, а затем и жителей других подмосковных городов – Климовска, Чехова, Домодедово. Решение о запуске аптек нового формата было принято в 2013 году. Первый дискаунтер появился в Подольске, на центральной улице города – Революционном проспекте. 


«Это был экспериментальный проект, который хорошо стартовал. Наши покупатели нас узнали, пошли к нам без опасений, – рассказывает Ольга Пшеничная, директор по развитию аптечной сети «Медбиолайн» и «Живы-Здоровы». Увидев такой отклик, мы решили создать новый бренд: придумали концепцию, логотип, название. И стали открывать аптеки в Подмосковье уже в новом формате».

Вопреки стереотипам 

Для 50-й, юбилейной аптеки сети – дискаунтера «Живы-Здоровы» – решено было выбрать место в центре западной части Климовска, на Площади 50-летия Октября (город делится железнодорожной веткой на западную и восточную части). Новая аптека сразу привлекла внимание жителей близлежащих домов. Однако ее работникам пришлось столкнуться с рядом трудностей, прежде всего – с недоверием климовчан. 


cluch1.jpg

«Почему у вас дешевле? Может, это подделки?», – вот такие вопросы мы слышали чуть ли не с первого дня работы.

«Конечно, ведь дискаунтеров в нашем городе тогда не было, – делится воспоминаниями заведующая первой климовской аптеки «Живы-Здоровы» Ярлыкова Елена Владимировна. – Мы терпеливо и доходчиво говорили с каждым покупателем, пытались подобрать правильные, подходящие слова. Рассказывали, что такова ценовая политика, что лекарства у нас – только от проверенных поставщиков, выдавали сертификаты по требованию... Признаюсь, это было сложно: надо было поднимать аптеку, успевать работать с ассортиментом, поставщиками… В первое время на рассказы о себе у нас уходило до 60% рабочего времени. Но мы понимали: важно и словами, и делами сформировать хороший имидж аптеки. Я считаю, у нас это получилось». 

Спасибо сотрудникам! 

Коллектив аптеки «Живы-Здоровы» под руководством Елены Ярлыковой считается самым дружным. По словам заведующей, ей повезло, что вокруг нее собралась такая крепкая команда единомышленников, готовых прийти на помощь друг другу в любой ситуации. Именно благодаря их слаженной работе информация об эконом-аптеке быстро распространилась через «сарафанное радио», клиентов появилось очень много. Скоро стало ясно: нужно увеличивать штат. И здесь снова возникли трудности: найти нового сотрудника оказалось непросто. Многие сомневались: стоит ли идти работать первостольником в дискаунтер? Слишком уж непривычной была аптека нового формата. 

cluch3.jpg

«И хотя поиски шли долго, – продолжает Елена Ярлыкова, – мы не сдавались, хотели найти профессионала. Новая сотрудница пришла к нам сама. Девушка попалась очень ответственная, надежная. Мы взяли ее под свое крыло, обучили всему, что знали сами. И начали работать вчетвером еще успешнее, чем раньше»
Хорошие традиции 

В сети «Живы-Здоровы» очень развита система наставничества, как и в материнской компании «Медбиолайн». Когда появляется новый сотрудник, его на 2–3, а то и 4 недели, в зависимости от индивидуальных способностей, прикрепляют к опытному специалисту. Первую неделю он плотно работает под контролем заведующей, потом – под опекой коллег, и лишь после этого встает за первый стол уже самостоятельно. Также в обеих сетях делают огромный акцент на непрерывном обучении сотрудников – независимо от стажа работы. Регулярно проводятся тренинги и фармкружки. 


«Такой подход мне очень нравится, – говорит Елена Ярлыкова. – В нашей профессии нет границ, выходят новые ЛС, мы должны быть в курсе всех последних изменений и новинок. Большое количество тренингов проводится производителями, они также заинтересованы в грамотных специалистах, которые продавали бы их препараты». 

Ну и конечно, в компании существует система поощрений – прозрачная, четкая и стабильная. Именно благодаря ей продажи в аптеке за год выросли очень сильно. Но и нематериальная мотивация важна: подарки на Новый год, 8 марта и просто устная благодарность за хорошую работу. «Наше руководство всегда изыскивает возможность, чтобы отблагодарить сотрудников. А нам знаки внимания, даже небольшие, – очень приятны». 

А конкуренты – кто? 

Сейчас «Живы-Здоровы» знают и любят в Климовске, 80% клиентов аптек – это постоянные покупатели. Они приходят к определенному сотруднику, как к родственнику, за советом и с полным доверием. Конкурентов, по мнению фармацевтов сети, в городе у них нет. 


«Мы самостоятельно мониторим ценовую политику наших соседей и видим, что нам уступают. И не только по ценам, но и по качеству обслуживания. Ведь у нас есть определенные нормы и стандарты, которым мы неукоснительно следуем», – рассказывает Елена Ярлыкова. 


Специальные сервисы тоже делают аптеки более популярными. Так, услуга «заказ препаратов» широко распространена в Москве, но в подмосковных аптеках она в новинку. А в аптеках «Медбиолайн» и «Живы-Здоровы» покупатель, желающий приобрести редкий или в данный момент отсутствующий препарат, может заказать его прямо на кассе у первостольника, и уже на следующий день забрать в аптеке. Информацию о доставке лекарства клиент получит в виде СМС. 

Не просто слова 

В сети считают: успех дискаунтера связан не только с экономической ситуацией. Да, люди стали считать деньги, в том числе и при покупке лекарств. Но главное – все же удачно подобранная концепция бренда и неизменно высокое качество обслуживания. И, конечно, забота о клиентах, причем это не пустые слова. 


«Осенью 2014 года производители и дистрибуторы подняли отпускные цены, – рассказывает Ольга Пшеничная. – Мы не последовали за ними, а некоторые позиции продавали с минусовой наценкой. Это делалось не только для того, чтобы удержать клиентов, но и чтобы обеспечить людям доступность лекарств. То есть наше позиционирование – социальная поддержка населения – не просто красивые слова. Мы действительно пытаемся делать все от нас зависящее в этом направлении». 

Не останавливаться на достигнутом 
cluch4.jpg
Успех первой климовской аптеки показал, что потребность населения в аптеках эконом-формата очень высока. На сегодняшний день в Климовске и Подольске открылось уже 15 точек сети «Живы-Здоровы», активно ведутся поиски подходящих помещений для новых аптек. В ближайших планах «Живы- Здоровы» – вхождение в новые регионы, а кризис, как считает руководство компании, – для этого совсем не помеха. Скорее, наоборот: перед дискаунтерами открываются перспективы дальнейшего развития. 

«Конечно, сверхзадачи открывать по 50 точек в год у нас нет, – делится планами генеральный директор Владимир Хапкин. – Мы откроем их столько, сколько нужно будет людям. Несколько аптек у нас появилось по просьбе местного населения –потребность в доступных лекарствах очень высока. Ну и конечно, для нас главное – укомплектовать аптеки профессиональными сотрудниками. Ведь хорошая аптечная сеть – это не количество точек, а их качество». 


Любовь Пронина/Фото Михаил Шабалин


Журнал "Российские аптеки" №17, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Здесь работают по стандартам
    За стеклом
    Здесь работают по стандартам

    В чем особенности работы со специализированным лекарственным ассортиментом? Что должен знать и уметь первостольник, отпускающий такие препараты, и как строить общение с приобретающими их посетителями?

    Подробнее
  • Первая женская
    За стеклом
    Первая женская

    Уже почти 20 лет у жительниц Калининграда есть своя аптека. 

    Подробнее
  • Здесь есть все
    За стеклом
    Здесь есть все

    «36,6 Флагман здоровья» – новый масштабный проект аптечной сети «36,6». Чем он привлекает покупателей и какие возможности открывает для партнеров по бизнесу? Читайте об этом в нашем репортаже.

    Подробнее
  • Не смыкая глаз
    За стеклом
    Не смыкая глаз

    Труд в ночную смену не лучшим образом сказывается на самочувствии и работоспособности. Но можно попытаться нивелировать последствия такого графика.

    Подробнее
  • Лекарства ручной работы
    За стеклом
    Лекарства ручной работы

    Раньше табличка «Рецептурно-производственный отдел» была неотъемлемым атрибутом аптеки. Теперь же ее не увидеть нигде. Да и сама услуга сохранилась лишь в немногих организациях. В одной из них мы и побывали.

    Подробнее
  • Готовим витрины к зиме
    За стеклом
    Готовим витрины к зиме

    Со сменой сезона меняется и структура спроса на те или иные позиции аптечного ассортимента, что, безусловно, нужно учитывать при оформлении витрин. Несколько простых советов помогут сделать выкладку максимально эффективной.

    Подробнее