testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Лекарства ручной работы

Раньше табличка «Рецептурно-производственный отдел» была неотъемлемым атрибутом аптеки. Теперь же ее не увидеть нигде. Да и сама услуга сохранилась лишь в немногих организациях. В одной из них мы и побывали. В Северной столице получить лекарство, изготовленное по рецепту, возможно не везде. В сети «Петербургские аптеки», основанной 7 лет назад на базе государственных унитарных предприятий – привычных городских аптек с порядковым номером, есть такая услуга. На сегодняшний день заказать препараты по прописям врача можно в 51 из 84 подразделений сети.
Сохранить традицию

За последнее время изготовление лекарственных препаратов резко сократилось, и поэтому в Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии даже стоял вопрос о закрытии кафедры аптечной технологии лекарственных форм. Но руководство «Петербургских аптек» убедило не делать этого. Сеть предоставила студентам для обучения и оборудование, и возможность получить практические навыки работы под руководством опытных провизоров и фармацевтов. На 5-м курсе учащиеся проходят производственную практику в аптеках города. Они знакомятся с особенностями работы за первым столом, учатся изготовлению и анализу лекарственных препаратов. Фармспециалисты с удовольствием делятся своим бесценным опытом – ведь им очень хочется, чтобы на смену пришли грамотные специалисты, а экстемпоральное производство не исчезло за невостребованностью.


lekarstva-vnutri.jpg

Новый интерьер зала позволил представить на витринах максимум ЛС

Человеческий фактор

Увы, в наше время многие врачи забыли о существовании прописей и об их составах, а из-за большой нагрузки допускают ошибки при составлении рецептов. Пациенты приносят наскоро выписанную бумажку с неверной дозировкой, некорректным названием. Сотрудники, конечно, понимают, о каком препарате идет речь, но по закону и принять-то такой рецепт не могут. А посетители разные. Не направишь же немощную бабушку снова к врачу выяснять, не ошибся ли он в дозировке. Поэтому провизоры и заведующая стараются решить проблему – созваниваются с врачами, уточняют рекомендации, советуются. И к положенному времени пациент получает свой препарат, порой даже не зная, каких усилий это стоило сотрудникам аптеки.


Когда идешь по белым, чистым закулисным коридорам аптеки, кажется, что ты в стерильном боксе. Ни одной лишней коробки, никаких посторонних запахов. На ногах бахилы, а снимать помещение можно только из-за дверей – соблюдается режим абсолютной чистоты. И при этом вокруг – удивительно приветливые, грамотные, радушные и влюбленные в свою работу люди.
Рабочие отношения

Заведующие аптеками стараются наладить контакты с врачами из близлежащих медучреждений: поликлиник, кожно-венерологических и психоневрологических диспансеров. Когда есть телефон, можно быстро уточнить что-то по рецепту, если он выписан некорректно. Да и врачи нередко звонят, чтобы проконсультироваться по поводу каких-то препаратов, сориентировать пациента по цене и срокам изготовления. Сеть «Петербургские аптеки» создала справочную службу для врачей, куда можно обратиться и получить информацию по вопросам выписки рецептов, и получить ответ на любой вопрос относительно изготовления лекарственного препарата.

Нам есть чем гордиться

Сотрудницы отдела с удовольствием показывают старинные штангласы, изготовленные по ГОСТу времен СССР: «Смотрите, у них притерта крышка, это очень удобно, все герметично, ничего не портится. Посуде столько лет, а лучше ее не придумано!» А с каким энтузиазмом рассказывают про то, как ищут и находят старинные тетради с прописями, по которым можно воссоздать эти рецепты. Недавно, к примеру, сотрудники одной из аптек получили рецепт с одной из таких старых прописей на изготовление средства от укусов и после укусов комаров. Нехитрый состав не вызывает аллергии, крайне эффективен и подходит даже малышам. Конечно, своим открытием сразу поделились с местными педиатрами и дерматологами. И вот уже летом препараты пользовались большой популярностью.


«Изготовление подобных лекарств – это уникальная возможность индивидуального дозирования, подбора состава и формы выпуска, – говорит Елена Керина, PR-менеджер АО «Петербургские аптеки». – Наши подразделения выпускают микстуры, порошки, мази, суппозитории, растворы для наружного и внутреннего употребления. Врач таким образом может подобрать максимально эффективное лекарство, которое к тому же обойдется пациенту намного дешевле. Иногда в 10–20 раз. Но основная проблема заключается в том, что препараты рецептурного отпуска по ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38- ФЗ рекламировать нельзя. То есть узнать о них посетитель может либо от врача, либо от наших сотрудников. Даже с названиями есть сложности. К примеру, если раньше были списки унифицированных прописей, с утвержденным составом, скажем, протаргол, то и врач, и провизор понимали, о какой лекарственной форме, составе, дозировке и количестве идет речь. А некоторые прописи сейчас от первоначальных отличаются 1–2 субстанциями просто потому, что старых уже не выпускают. И поэтому, если мы хотим употребить старое название, то правильно добавлять сноску «пропись, известная врачам и населению, как порошок «Антигриппин». То же самое и с именными прописями, такими как микстура Кватера, капли Морозова».


lekarstva-vnutri1.jpg
Провизор-аналитик за работой


  • Порядок и организация чувствуются во всем. Используемые субстанции зарегистрированы и прошли проверку, производственные помещения оборудованы в соответствии с нормативной документацией и оснащены новыми системами розлива, обкаточными машинками, стерилизаторами, аквадистилляторами.

  • Персонал ведет регистрационный журнал, куда вносят информацию по рецептам и лекарствам. Препараты после изготовления провизоры-аналитики проверяют в обязательном порядке.

  • Оборудование дорогостоящее, и при низком объеме производства пока не все аптеки могут себе его позволить.

Устранить препятствия

К сожалению, есть факторы, мешающие развитию экстемпорального изготовления. Это и малая информированность врачей, и необходимость отказываться от изготовления некоторых форм из-за отсутствия нужных субстанций, не зарегистрированных на территории РФ. Если информирование врачей – посильная задача, то в решении вопросов, связанных с субстанциями, хотелось бы получить помощь и поддержку. Это позволило бы расширить ассортимент изготовляемых лекарственных препаратов. И тогда подобные отделы могли бы стать самоокупаемыми.


Мария Воронина


Журнал "Российские аптеки" №21, 2016 

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Аптечный интерьер
    За стеклом
    Аптечный интерьер

    Решили обновить торговый зал или только получили ключи от нового помещения? Современная мебель позволит грамотно организовать рабочее пространство, чтобы использовать его возможности максимально эффективно.

    Подробнее
  • Лицом к покупателю
    За стеклом
    Лицом к покупателю

    Грамотное оформление торгового зала делает процесс покупки более удобным, а значит, способствует повышению выручки и облегчает работу первостольников. Напомним наиболее эффективные «продающие» приемы.

    Подробнее
  • Архангельск, далее – везде!
    За стеклом
    Архангельск, далее – везде!

    Сеть «Вита Норд» – один из лидеров аптечного ретейла в Северо-Западном федеральном округе. Компания, располагающая почти сотней торговых точек практически во всех крупных городах региона, выросла из единственной аптеки, открытой в Архангельске 15 лет назад.

    Подробнее
  • Чтобы было красиво
    За стеклом
    Чтобы было красиво

    Широкий выбор косметики – верный способ повысить привлекательность аптеки для покупателей, в особенности для женщин. Большие, яркие упаковки сами по себе являются прекрасным украшением торгового зала. 

    Подробнее
  • Отпуск: особые случаи
    За стеклом
    Отпуск: особые случаи

    При оформлении отпусков заведующие аптеками регулярно сталкиваются с проблемами и нестандартными ситуациями. 

    Подробнее
  • Витрина для медтехники
    За стеклом
    Витрина для медтехники

    Реализация изделий медицинского назначения – тот самый случай, когда особенно важно уметь «показать товар лицом». Соблюдение нескольких несложных правил позволит привлечь внимание к выгодным аптеке позициям, увеличить продажи и обеспечить лояльность покупателей.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.