Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Suomen apteekki

Проезжая по улицам финских городов, просто так заскочить по пути в аптеку не удастся. Они здесь не «на каждом углу», их количество строго регулируется – по одной на  6–6,5 тыс. жителей. Так что в случае необходимости лучше заранее спросить дорогу. Вот мы и на месте – заходим!
Куда пойти учиться?
В Nilsiän Apteekki финского городка Нильсия нас встречает  соотечественница – фармацевт Наталия Смирнова, которая переехала в Финляндию, уже имея высшее фармацевтическое образование (Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия). Прежде чем приступить к работе, ей предстояло подтвердить свой диплом: пройти обучение по нескольким предметам, а также полугодовую практику в аптеке. Весь процесс занимает в среднем 1,5–2 года.  

Будущие кадры для фармацевтической отрасли готовят в университетах Хельсинки, Турку и Куопио. Обучение по специальностям «фармацевт» и «провизор» длится 3 и 5 лет соответственно.  Вступительные испытания и сама учеба требуют немалых сил и усердия. Абитуриентам заблаговременно выдается список литературы, занимающий около  10 страниц, в котором, среди прочих, есть, например, монографии на английском языке. Владение этой научной базой и будет определять успешность сдачи вступительного экзамена.  Обучение как для финнов, так и для иностранных граждан – бесплатное. Студенты могут рассчитывать на небольшую стипендию, а также на частичное возмещение стоимости аренды жилья.
В трудоустройстве выпускников государство не участвует. Обычно люди возвращаются в свои родные города и ищут работу там. А иногда остаются в тех аптеках, где проходили практику.

Учебная программа и ее временные рамки для каждого индивидуальны. Трехлетний курс, к примеру, можно растянуть и на четыре года. По завершении очередного цикла обучения проводится экзамен с тремя попытками пересдачи. По словам Наталии, финские студенты очень честны: несмотря на возможность свободно выходить из аудитории, никто не пытается навести справки и подсмотреть ответ в книгах. Сознательность? Пожалуй, да, но не только. В учебных заведениях существует система анонимного анкетирования. Любой студент может уличить недобросовестного коллегу, просто указав его имя, время и место «преступления».

На прием к врачу очень важно прийти вовремя. Если такой возможности нет, надо заблаговременно отменить визит. Лучше – накануне. Если этого не происходит, пациент оплачивает  штраф порядка 35–50 евро.
Приходите – вам помогут
Фармацевтическое образование в Финляндии высоко котируется, а население относится к работникам аптек с большим доверием. Раньше сотрудники не должны были консультировать покупателей по отпускаемым препаратам. Сейчас это входит в их обязанность. Программа фармацевтических вузов уже много лет включает в себя курс терапии, который с каждым годом расширяется. Фармацевт в праве оказать первичную консультацию – оценить симптомы и предложить нужное ЛС. Если он не уверен в назначении, то советуется с коллегами или направляет посетителя к врачу. Главным принципом работы все равно остается неизменное «не навреди» и «клиент всегда прав», навязывать покупку и настаивать на определенном средстве нельзя. К врачу в Финляндии можно попасть только после предварительной беседы с медсестрой. И она, также оценив симптомы, может посоветовать сначала обратиться в аптеку.

обслуживание посетителей аптеки

1. Вот так, за звуконепроницаемыми перегородками, проходит обслуживание посетителей с рецептами.  2. Консультация по косметике, неторопливая и обстоятельная
Отчасти такая схема медицинской помощи обусловлена нехваткой врачей на местах и большими очередями зачастую решение неосложненных вопросов проще отдать в руки фармацевтов. Это выгодно и самим пациентам прием у врача в Финляндии платный (13,5 евро при наличии медстраховки, а если ее нет – вдвое больше) и к тому же совмещен с неизбежными потерями времени. Так что при легком недомогании гораздо удобнее сходить в аптеку.

Для удобства консультирования у персонала есть брошюры от фармкомпаний по некоторым заболеваниям. В работе также используются порталы по здравоохранению с подробнейшей информацией по препаратам и обучающими схемами. Правда, подписка на них платная.

Аптека Nilsiän Apteekki

1. Аптека Nilsiän Apteekki в городе Нильсия.           2. Пиркко Оксман, хозяйка аптеки, и Наталия Смирнова, фармацевт, в торговом зале
Фармпроизводители проводят тренинги прямо в аптеке или выездные, на которых лекции читают ведущие специалисты в определенных областях, например профессора университетов или практикующие врачи узких специальностей. Это именно образовательные мероприятия, а не просто рекламные встречи по препаратам или косметике.

Ключевые ведомства

Hila – группа по формированию цен на лекарства, в которую входят врач, фармацевт, экономисты, юристы, представители министерства здравоохранения. Выбирается на 3 года. Она определяет цены на ЛС  и размер компенсаций. 

Fimea – Агентство по безопасности и развитию в области фармацевтики. В его функции входит выдача разрешений на фармацевтическую деятельность, выполнение исследований и разработок, а также получение и распространение новой информации о лекарственных препаратах.  Все реализуемые в аптеках лекарства имеют лицензии на продажу, которые выдает  Fimea. На сайте Агентства  можно проверить наличие лицензии у того или иного ЛС и время ее действия. За выдачу разрешений на открытие аптек также отвечает Fimea, оно же курирует их работу.

Valvira – Государственная контрольно-надзорная служба социального обеспечения и здравоохранения. У нее много функций, в том числе выдача лицензий специалистам. На сайте Valvira в регистре Terhikki любой человек при желании может проверить, является ли специалист лицензированным, для этого нужно знать только имя. Владельцы аптек проверяют через этот регистр новых работников или практикантов. Все максимально прозрачно.
Ассортимент и цены
Перечень товаров зависит от местонахождения аптеки, сезона, демографической ситуации в городе, потребностей посетителей и т. д. Одни из самых популярных групп – антигистаминные и обезболивающие препараты. Выбор безрецептурного ЛС – совместное решение. В соответствии с этическими нормами обслуживания клиентов, во избежание разглашения их личных данных,фармацевт негромким голосом рассказывает о преимуществах того или иного ЛС, разнице в цене, воздействии и т.п. Если говорить о предпочтениях посетителей, то и финны, и русские туристы выбирают финского производителя. Раньше ЛС приобретали  за полную стоимость, часть которой позже  возмещалось Kela (ведомство по выплатам пенсий и медстрахованию). На данный момент ситуация изменилась и возмещение  в размере 35%, 65% или 100% происходит сразу. Размер возврата зависит от группы ЛС. Например, 35% потраченной суммы возмещается в случае покупки антибиотиков, гипотензивных препаратов, 65% – средств для лечения хронических заболеваний, а стоимость жизненно важных препаратов, необходимых пациентам с сахарным диабетом, глаукомой, онкозаболеваниями и т.д. государство оплачивает полностью. Правда, за каждое наименование все равно надо будет заплатить сбор размером в 3 евро. Безрецептурные препараты в основном под возмещение не попадают.
Финская Университетская аптека
Финская Университетская аптека – особый случай. Она принадлежит государству и имеет 16 филиалов в самой Финляндии, а также подразделения в странах Балтии и в России. Ее сеть в Санкт-Петербурге в настоящее время насчитывает 25 филиалов.




Рабочее время
В отличие от большинства европейских стран, в Финляндии аптеки открыты и в выходные дни, и в праздники – правда, недолго – обычно с 12 до 15 часов, в будни – с 8.30 до 19. Университетские аптеки принимают посетителей с 7 до 22. Такой сервис, как доставка препаратов на дом,  не распространен, зато есть другие весьма полезные услуги. К примеру, для людей с ограниченными возможностями (сниженное зрение, неспособность самостоятельно передвигаться, проблемы с памятью) врач может сделать особую пометку  на рецепте «koneellinen annosjakelu». Дословно это обозначает «машинная раздача лекарства». Увидев ее, работник пошлет заказ на спецзавод, где необходимое на 2 недели количество капсул или таблеток робот помещает в прозрачную ленту, разделенную на отсеки в соответствии с кратностью приема. Ячейки промаркированы с указанием дня недели, времени суток, что очень удобно для пациента. Стоит такая услуга 8–9 евро за неделю. 

Кстати, об упаковках. Финны очень трепетно относятся к экологии и, соответственно, правильной утилизации отходов. Приемка у населения просроченных медикаментов или остатков ЛС, а также их вывоз входят в обязанности аптек. 

К опасным отходам, которые должны быть утилизированы специальным образом, относятся, например, шприцы и флаконы от цитостатиков, битые или старые ртутные термометры, раствор перманганата калия и другие. Технические работники аптеки сортируют сданные препараты, отправляемые затем в специальных контейнерах для дальнейшего сжигания на заводе. 

Производственные отделы в аптеках небольшие, особенно в маленьких городах, где в неделю обрабатывается всего 2–3 рецепта. ЛС готовит фармацевт. Бывает, что аптеки берут в клиенты дома престарелых или иные социальные организации и готовят лекарства для них.

Индивидуальная упаковочная лента для ЛС

1. Во многих аптеках персоналу помогают роботы. Фармацевт, обрабатывая рецепт клиента, посылает с компьютера заказ на рецептурный препарат, робот быстро находит упаковку, посылает ее на специальную ленту, которая уже через полминуты доставляет нужное ЛС прямо на рабочее место фармацевта.
2. Индивидуальная упаковочная лента для ЛС
Личное дело
В Финляндии почти все аптеки частные, но открывать их по собственной инициативе нельзя. Необходимость такого нововведения должна быть подтверждена петицией местных жителей. Один человек может содержать не более 3 торговых точек, одна из которых становится основной, а две другие – филиалами. Кстати, для руководителей  аптеки введен возрастной ценз – им не должно быть больше 68 лет.

Передать аптечный бизнес по наследству невозможно – освободившееся место выставляется на конкурс, победителей в котором определяет Fimea совместно с Профсоюзом аптекарей. Участвовать в нем могут провизоры со стажем работы в аптеке не менее 15 лет. Нередко победителю приходится брать кредиты, чтобы продолжить дело. 

Проверки аптек происходят очень редко, примерно раз в 20 лет. Больничные аптечные организации проверяют раз в 3 года. Главным же контролером является клиент: при наличии любых нарушений он может обратиться с жалобой в надзорные органы. 

Мария Воронина
Фото из личного архива Наталии Смирновой


Журнал "Российские аптеки" №5, 2014

Вам могут понравиться другие статьи:

  • На левом берегу Оки
    За стеклом
    На левом берегу Оки

    Сложно ли работать в небольшом городе, где все друг друга знают? И как удержать покупателя, если неподалеку открылся конкурент-дискаунтер?

    Подробнее
  • За лекарствами в Финляндию?
    За стеклом
    За лекарствами в Финляндию?

    Для многих петербуржцев съездить с утра за границу за продуктами и вернуться к обеду домой – обычное дело. Если речь идет о финском городке Лаппеенранта. 

    Подробнее
  • Нежелательные гости
    За стеклом
    Нежелательные гости

    Шапка на них не сгорит, и за руку никто не поймает. А вот ущерб от их визита аптека точно понесет. Как обезопасить торговый зал от воришек?

    Подробнее
  • И один в поле воин
    За стеклом
    И один в поле воин

    Маленькая одиночная аптека и небольшой коллектив, кризис и низкие цены на ЛС. Но при этом все довольны. Такое бывает? Да! В Санкт-Петербурге на улице Бестужевской, 27.

    Подробнее
  • Вернуть нельзя оставить
    За стеклом
    Вернуть нельзя оставить

    «Купленные ЛС обмену и возврату не подлежат». Объявление такого содержания есть практически в каждой аптеке. Только обязательно найдется клиент, у которого «особый» случай. Как с ним разговаривать?

    Подробнее
  • Лето в аптеке
    За стеклом
    Лето в аптеке

    Сокращение потока посетителей и затишье в продажах – специфика летнего сезона. Можно просто расслабиться и отдохнуть, но ничегонеделание быстро надоедает. Как не попасть в плен скуки и провести освободившееся время с пользой?

    Подробнее