В погоне за метаболизмом
Одна из заманчивых методик похудения, которую активно рекламируют всякие сомнительные центры и продавцы чудо-снадобий, – это ускорение биохимических реакций в организме настолько, чтобы вся попадающая внутрь еда моментально «сгорала», не добираясь до жировой клетчатки. В теории звучит здорово, а как на практике?
Эволюционная выгода
Кого можно считать самым кровожадным хищником на Земле? Африканскую черноногую кошку, миниатюрное животное, которое охотится всю ночь, пробегая за это время до 30 километров и уничтожая грызунов, птиц, кроликов и прочую мелкую живность, встречающуюся на пути, причем успешными оказываются каждые две из трех попыток атаковать жертву. Но не от хорошей жизни милейшее пушистое создание вынуждено устраивать регулярный ночной дожор – просто у него слишком быстрый обмен веществ, который нужно постоянно подпитывать.
Человеку в этом смысле повезло, в ходе эволюции особи со слишком быстрым обменом веществ просто вымерли, и сейчас люди могут себе позволить быть куда менее удачливыми в охоте, чем черноногая кошка. Замедление обмена веществ, во-первых, позволило разнообразить рацион: не обязательно питаться чистым мясом, можно и на овощах с рыбой неплохо себя чувствовать. Во-вторых, мы научились пережидать периоды неурожая и голода, используя внутренние резервы тела.
Типы физической активности
* Малая – отсутствует дополнительная нагрузка, все траты – исключительно в пределах повседневной деятельности.
* Средняя – добавленная физическая нагрузка, эквивалентная ходьбе на 2,5–5 км в день со скоростью 5–6 км/ч.
* Активный образ жизни – добавленная физическая нагрузка, эквивалентная ходьбе на расстояния более 5 км в день со скоростью 5–6 км/ч.
Обратная сторона этой медали – откладывание жировых запасов при любом удобном случае. С точки зрения организма мы сейчас живем просто в удачный год, который подзатянулся. И за пищевым изобилием, ставшим возможным после серии технологических революций, обязательно должен прийти голод. Поэтому от каждой порции пищи нужно хотя бы немножко отложить в закрома. А уж если продукт набит углеводами под завязку, то и в жирозаготовительных работах можно себе не отказывать.
Три составные части
Под «метаболизмом» в бытовом значении чаще всего понимают скорость расходования энергии. Есть три основных направления сжигания поступающих калорий: на переработку еды, на основной обмен и на физическую активность.
Первая статья стабильна и неизменна, влиять на нее мы не можем вообще никак. Называется она специфическим динамическим действием пищи, на нее стабильно уходит 5–10% общего количества расходуемой энергии. И если зимой нам нужно быстро согреться – достаточно просто поесть. Метаболической реакции на еду хватит на 4–5 часов работы «внутренней печки». Основной обмен – это метаболические процессы в клетках, происходящие абсолютно автономно, сознанием и волевыми усилиями не регулируемые.
Это самая большая статья расходов, 50–70%, около 1000–1500 ккал в сутки. Главный дирижер здесь – тироксин, гормон щитовидной железы, поэтому у людей с гипертиреозом основной обмен выше, у них минимально содержание жировой ткани в организме, однако этот вроде бы позитивный эффект нивелируется прочими проявлениями синдрома – тахикардией с аритмиями, ростом артериального давления, диареей, тремором, расстройством половой сферы, мышечной слабостью и пр.
При гипотиреозе ситуация обратная, для человека калорийным становится даже воздух, по образному выражению людей с этим синдромом. Физическая активность – третья и самая вариабельная составляющая энергетических затрат, 15–50%.
При сидячем образе жизни по этой статье будет списываться минимальное число килокалорий, при тяжелом физическом труде – максимальное. Для того чтобы соответствовать понятию «средняя физическая активность», достаточно как минимум полчаса в день проходить быстрым шагом – не важно, на дорожке в спортзале или на улице.
Технологии разгона
Прежде всего придется принять страшную правду: ни грейпфруты, ни имбирь, ни натуральные травы, ни высокотехнологичные добавки не в состоянии «ускорить метаболизм» – это первое. Второе: любые ограничения рациона и перекос по питательным веществам в любую сторону вызывает одну единственную реакцию организма – замедление основного обмена. Это защитная реакция, переход в экономичный режим, когда от пищи отщипывается максимально возможный кусок для перевода его в жир, – голод же!
Да, есть возможность повлиять на основной обмен, но для этого в первую очередь придется увеличивать долю третьей составляющей – произвольной физической активности. Хотя бы потому, что самые доступные физиологические способы увеличения второй составляющей – детство и беременность – доступны лишь на время и не всем. Да, лихорадка и гипертиреоз могут работать ускорителями, но обладают слишком весомым набором побочных эффектов, чтобы даже теоретически их кандидатуры рассматривать.
Регулярная физическая нагрузка постепенно изменяет и основной обмен, ведь увеличивается доля метаболически активных тканей, их нужно обеспечивать энергией. Подвох в том, что набранный уровень активности придется поддерживать на протяжении всей жизни, что не всегда реально: с возрастом все процессы замедляются.
Чтобы узнать, как резкое изменение режима нагрузок влияет на массу тела, достаточно посмотреть на кого-нибудь из именитых и заслуженных в прошлом спортсменов.
Интересным способом реального перевода метаболизма на более высокий уровень считается переезд в местность с холодным климатом. Новая жизнь в Арктике, Антарктике, Якутии или Гренландии существенно изменяет и пищевые привычки, и взгляд на физическую активность, иногда и мировоззрение целиком. Явный минус технологии – не всем она доступна, да и не все предпочитают холод. Впрочем, наладить взаимопонимание с собственным организмом можно и без такого экстрима. Главное – соблюдать энергетический баланс, расходуя как минимум столько же калорий, сколько поступает с пищей, удерживая калорийность суточного рациона в пределах разумных 2000–2500 ккал, стараясь при этом питаться регулярно и разнообразно.
Лучший способ согреться на морозе – поесть горячей пищи. Следующий по эффективности – выпить горячий напиток. Следующий – съесть негорячую пищу. Последний – выпить негорячий напиток.
Алексей Водовозов
Журнал "Российские аптеки" №12, 2018
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.