Top.Mail.Ru
Большие дела малыми силами
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Большие дела малыми силами

В обычной аптеке редко бывает много сотрудников. Заведующий и несколько фармацевтов и провизоров – типичный небольшой коллектив подобного заведения. Давайте посмотрим, каковы особенности такой малой группы и легко ли ей управлять. 

В чем плюсы?

Все на виду. Руководителю довольно просто отслеживать, как складываются отношения внутри коллектива. Хорошо видны симпатии и антипатии, конфликты можно предотвратить еще на стадии их назревания. Все на виду. Руководителю довольно просто отслеживать, как складываются отношения внутри коллектива. Хорошо видны симпатии и антипатии, конфликты можно предотвратить еще на стадии их назревания.


Действуем без проволочек. Рабочие задачи выполняются быстро за счет того, что ставятся руководителем непосредственному подчиненному. В случае возникновения каких-либо проблем обратная связь осуществляется с той же скоростью.Действуем без проволочек. Рабочие задачи выполняются быстро за счет того, что ставятся руководителем непосредственному подчиненному. В случае возникновения каких-либо проблем обратная связь осуществляется с той же скоростью.


Каждый отвечает за себя. В небольшом коллективе легче оценить индивидуальный вклад в общее дело, так что руководитель может максимально эффективно использовать систему мотивации.Каждый отвечает за себя. В небольшом коллективе легче оценить индивидуальный вклад в общее дело, так что руководитель может максимально эффективно использовать систему мотивации. Нерадивому сотруднику трудно «отсидеться» в тени и подождать, пока все сделают другие. Также хорошо заметны ошибки в работе, невнимательность и лень. И вряд ли за чужие ошибки пострадает невиновный.


Индивидуальный подход. В небольшом коллективе сотрудник никогда не почувствует себя «винтиком» в большом механизме, не несущем ответственности за конечный результат общей работы. Индивидуальный подход. В небольшом коллективе сотрудник никогда не почувствует себя «винтиком» в большом механизме, не несущем ответственности за конечный результат общей работы. Это и страховка от профессионального выгорания, и сильный мотивирующий фактор. 

Каковы минусы?

Круг задач, которые можно ставить перед небольшим коллективом, должен быть ограничен. Круг задач, которые можно ставить перед небольшим коллективом, должен быть ограничен. Резкое увеличение нагрузки невозможно сгладить за счет оптимизации рабочих процессов – лишних ресурсов просто нет. И если переработки носят систематический характер, другого выхода, кроме привлечения дополнительных работников, не остается.


Каждый работник максимально эффективен на своем месте, но далеко не все могут заменить друг друга.Каждый работник максимально эффективен на своем месте, но далеко не все могут заменить друг друга. И при внезапной болезни или уходе ключевого сотрудника работа может начать пробуксовывать.


Близкие, почти семейные отношения между руководством и подчиненными в малой группе скорее правило, чем исключение.Близкие, почти семейные отношения между руководством и подчиненными в малой группе скорее правило, чем исключение. И часто такая близость мешает заведующему принимать управленческие решения. Например, если один из сотрудников перестал соответствовать предъявляемым к нему требованиям, с ним бывает очень тяжело расстаться. 


Со временем руководитель слишком сильно ­­сближается с некоторыми сотрудниками.Со временем руководитель слишком сильно ­­сближается с некоторыми сотрудниками. За этим может стоять и обычная дружба, и желание подчиненного получить определенную выгоду. В любом случае это нередко приводит к несправедливому распределению ресурсов, рабочей нагрузки и поощрений и, как следствие, провоцирует новые конфликтные ситуации.

Оптимальный размер небольшого коллектива, позволяющий выстроить хорошую коммуникацию между сотрудниками и руководителями, – 5–7 человек 
И как быть руководителю?

Руководить! Кажется, что дело пойдет гораздо быстрее, если заведующий непосредственно включится в процесс работы аптеки: подменит запоздавшего первостольника, сам проведет инвентаризацию на складе. На первый взгляд это кажется логичным – рук же не хватает. А на деле означает, что руководитель перегружен чужой работой, а сотрудники знают, на кого можно в случае чего «свалить» свои обязанности. Дисциплина и организация труда явно хромают. В данном случае выход один: строить рабочий процесс таким образом, чтобы не приходилось вмешиваться в него непосредственно.


Знать, чего хочешь добиться. Четко поставленные задачи существенно упрощают жизнь всем – и начальству, и подчиненным. Для начала нужно определиться с ближайшей целью, будь то увеличение количества покупателей, рост прибыли или оборота, расширение ассортимента и т.д. Затем просчитать, как и в какие сроки ее можно достичь с имеющимися ресурсами. Наконец, четко распределить обязанности среди подчиненных, исходя из их компетентности (команда маленькая, и все на виду, мы помним!), выстроить систему контроля и поощрений.


Определить четкие правила игры. Сделать это очень важно, если руководитель только пришел в новую команду. Но время от времени вносить ясность в отношения с подчиненными необходимо и тому, кто занимает руководящую должность уже давно. Лучше собрать сотрудников в неформальной обстановке и в ходе разговора попытаться вместе построить схемы работы и взаимодействия внутри коллектива. Все отношения стоит формализовать и превратить в регламент, которого придется придерживаться всем. В том числе и самому руководителю.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №4, 2019

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.