Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Сибирское здоровье

Лекарства для всех, невзирая не географию и экономическую ситуацию, – именно такую задачу призвана решать крупнейшая сеть Красноярского края «Губернские аптеки».

Один из самых обширных в России, Красноярский край простирается от Алтая до Таймырского муниципального округа на самом севере. В основном это труднодоступные территории, жители которых тоже нуждаются в ЛС, хотя коммерческих сетей там нет. Поэтому задачу обеспечения населения лекарствами выполняет государственное предприятие. Сеть «Губернские аптеки», созданная в по инициативе местных властей в 2004 году, сейчас является крупнейшей региональной сетью России.

Она насчитывает более 240 подразделений и занимает около 30% аптечного рынка в Красноярском крае. 
Главное – цены
Полтора года назад «Губернские аптеки» запустили проект «Аптечный дискаунтер». Его цель – дополнительное повышение доступности лекарств для жителей края. Для начала в новый формат перевели всего три организации, но сейчас их количество возросло уже до 15. Причем последние дискаунтеры сети начали работу в декабре 2015 года. О достигнутых результатах можно судить по показателями работы подразделений, существующих больше 10 месяцев. Это 12 аптек, 8 из них приносят прибыль, три безубыточны, у одной показатель по прибыли отрицательный. 

Товарооборот у дискаунтера примерно в два раза выше по сравнению с обычной аптекой. Практически в каждом есть дополнительные отделы: «Оптика», «Ортопедия», «Товары для молодых семей», «Центры льготного отпуска». Кроме того, если вдруг нужного ЛС не оказалось, его можно заказать. В итоге покупательский поток довольно большой, и это позволяет при минимальной торговой наценке в 5% сделать проект экономически эффективным. Уникальность подхода «Губернских аптек» к новому формату заключается еще и в том, что необходимого снижения издержек сети удалось достичь без коренной перестройки работы аптек. 
Изначально «Аптечный дискаунтер» планировался как социальный проект. Но практика показала, что он может быть еще и коммерчески успешным.
Губернские аптеки
  Отдел готовых лекарственных форм                                                                   Залы модернизированы и просторны
Прибыльность дискаунтера зависит от наличия или отсутствия арендной платы, количества сотрудников, конкурентного окружения, доли сопутствующего (нелекарственного) ассортимента, наценка на который выше, чем на ЛС
Пространство и деньги
Главная проблема для доступной аптечной сети в Красноярском крае – это огромные расстояния, из-за которых стоимость лекарств в отдаленных районах неизбежно повышается. Цены на ЛС, не входящие в перечень ЖНВЛП, в краевом центре и, например, в Норильске и Дудинке, отличаются примерно на 14%. Формат дискаунтера может отчасти компенсировать эту разницу – особенности ценообразования позволяют снизить уровень наценки на 15 и более процентов. 
Приходите к нам!
В сети действует сразу несколько программ повышения лояльности. Одна из них разработана совместно с Восточно-Сибирским банком Сбербанка РФ. При оплате покупки картой Сбербанка «Маэстро «Социальная» посетитель получает скидку от 5 до 10 процентов. Более точный размер определяется территорией, где расположена «Губернская аптека». Второй проект – 3%-ная скидка пенсионерам при предъявлении пенсионного удостоверения. И наконец, ежесезонные ценовые акции – «Стоп, цена», «Лови момент».
Доля спонтанных покупок в сети приближается к 30%. В основном это безрецептурные ЛС, БАДы, витамины, ортопедические товары.
Provincial-pharmacy_3.jpg
Фитобар в аптеке №123                                                               Всем пенсионерам положена скидка
Не хотите ли чаю?
В «Губернских аптеках» можно не просто купить ЛС или сопутствующие товары, но и выпить чашечку травяного чая или полезного коктейля.  В одной из аптек Красноярска (№ 123) организован фитобар. Существует он уже 11 лет и начал функционировать еще до включения в состав госпредприятия. Сначала для бара приобрели новое оборудование, затем модернизировали зал для посетителей,  расширили ассортимент коктейлей. И вот уже долгое время этот уютный уголок пользуется большой популярностью и у молодых семей, и у людей среднего возраста. Подобная деятельность существенно увеличивает потребительский трафик, это безубыточный проект.
Удерживать привлекательные цены для клиента и при этом не работать в убыток в нынешних условиях непросто. Гарантировать доступность медикаментов «Губернские аптеки» могут благодаря прямой, без посредников связи c производителями ЛС.
Кадровая политика
Персонал сети подбирается на конкурсной основе. Основные требования – профильное высшее или среднее специальное образование, опыт работы по специальности. Бывают случаи, когда в компании остаются хорошо себя зарекомендовавшие студенты-практиканты. Есть сотрудники, которые трудятся на предприятии с момента его основания, многие из них уже занимают руководящие должности. 

Каждый месяц департамент по работе с персоналом сети проводит квалификационные курсы и семинары. По итогам года лучшие сотрудники получают премии и турпутевки в различные страны мира. Заработная плата варьируется в зависимости от региона. К примеру, фармацевты Красноярска получают в среднем 28 тыс. рублей – северный коэффициент там равен 1,6. На Таймыре коэффициент 2,6 и средняя окончательная зарплата достигает 50 тыс. рублей.

Открытая выкладка дает до +30% в чеке по сравнению с закрытой.
Общие ценности
Корпоративной культурой сети занимается специальное подразделение. Раз в год проводится конкурс профессионального мастерства среди персонала  «Звезда фармации». Также отмечаются все государственные праздники и день рождения сети и ее отдельных подразделений. Для аптек-юбиляров (а в структуре предприятия есть организации, которым больше 100 лет) проводятся особые праздничные мероприятия. Для детей сотрудников организовывают конкурсы рисунков, их поздравляют с Новым годом, первыми учебными днями, а летом отправляют в оздоровительные лагеря. Есть у «Губернских аптек» и свое корпоративное печатное издание.

Мария Воронина
Фото из архива сети

Фото из архива «Губернские аптеки»

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2016 

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Спасательный круг лояльности
    Анатомия успеха
    Спасательный круг лояльности

    Даже в кризис люди не перестают болеть и нуждаться в ЛС, а аптеки – в прибыли. Какие способы привлечения клиента оптимальны?

    Подробнее
  • Память на пятерку
    Анатомия успеха
    Память на пятерку

    В работе первостольника без нее не обойтись: надо держать в голове названия препаратов, их расположение на полках, условия акций и множество другой информации. В эпоху гаджетов, думающих за нас, память у людей становится все хуже. Как исправить ситуацию?

    Подробнее
  • Сигареты в график не вписываются!
    Анатомия успеха
    Сигареты в график не вписываются!

    Все, бросаю, с понедельника новая жизнь… Как помочь организму, если решил выбраться из табачного плена?

    Подробнее
  • Как победить «эффект плато»?
    Анатомия успеха
    Как победить «эффект плато»?

    Вы столкнулись с нормальной реакцией адаптации – «эффектом плато». Основная причина – замедление обмена веществ.

    Подробнее
  • Всегда востребованы
    Анатомия успеха
    Всегда востребованы

    Почему при нехватке первостольников в России сокращается число учебных заведений, где можно получить специальность фармацевта?

    Подробнее