testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Следим за потоками покупателей

Управление покупательским спросом является одной из ключевых активностей, влияющих на эффективность работы аптеки. Но невозможно управлять тем, что нельзя сосчитать и измерить. Как это сделать? 


Наиболее важные характеристики  работы аптечной организации – средний чек, среднее количество посетителей и конверсия.  Эти параметры зависят от локации, ассортимента, специализации аптеки и других условий. Измерять их нужно для относительно коротких периодов – не в среднем за год, а по месяцам, дням недели и даже по разным отрезкам времени в течение суток. 

Допустим, аптека А расположена  в спальном районе на окраине города, а аптека B – в самом центре, в деловом квартале. Мы посчитали количество чеков по дням недели  в среднем за месяц. Мы собрали и проанализировали информацию о людях, совершивших покупки в вашей аптеке. Но ведь  они – только часть посетителей. Много ли потенциальных клиентов уходит от вас с пустыми руками? Для того чтобы понять это, нужно провести замер трафика.

 Допустим, аптека А расположена в спальном районе на окраине города, а аптека B – в самом центре, в деловом квартале. Мы посчитали количество чеков по дням недели в среднем за месяц.


Можно проводить запись вручную или использовать специальные электронные устройства. Иногда такие данные есть у арендодателей, если вы снимаете помещение в торговом центре. Частично подвести статистику помогает наличие такой услуги, как «электронная очередь». Более развернутые данные, которые представлены для аптеки B, позволяют оценить также такой фактор, как сезонность. Рост заболеваемости, сезонная миграция населения (например,  летом многие жители больших городов стремятся провести выходные дни и отпуска  на курортах и пригородных дачах, в холодное время года этого не наблюдается) оказывают большое влияние на выручку и средний чек. Мы видим, что осенью и зимой число покупателей возрастает по сравнению с концом лета в 2–4 раза.

Допустим, в течение  дня вашу аптеку посетили 200 человек, а покупку сделали 54. 

Конверсия составляет 54 / 200 * 100 = 27%.

Все подсчеты, о которых мы расскажем, вы сможете произвести самостоятельно, не обращаясь к помощи специалистов, и без дополнительных затрат.

Этот показатель нужно измерять регулярно и следить за его изменениями, сравнивая с данными за предыдущие периоды, а также, если есть такая возможность, с другими аптеками сети или конкурентами.  При высокой конверсии у аптеки появляется возможность  корректировать цены, делая прибыль с оборота. Также с учетом показателей продаж и других данных можно принять решение о расширении маркетинговой активности в определенном направлении.  Например, при хороших продажах медицинской техники имеет смысл нанять консультанта по тонометрам, чтобы он помогал первостольнику разгружать очередь, еще больше увеличивая продажи. 


Показатель конверсии является одним из индикаторов «здоровья» самой аптеки. И если он снижается –  это тревожный звонок, указывающий на необходимость серьезной работы для выявления и исправления скрытых проблем.  Пробуйте разными способами привлечь покупателей в аптеку, используйте весь комплекс маркетинговых мер, чтобы заставить их больше времени проводить в торговом зале, совершенствуйте техническую базу. 



Качественная аналитика по покупательским потокам поможет вам при планировании рабочих часов аптеки, количеству персонала, созданию товарных запасов


Дополнительные  факторы, влияющие на покупательские потоки:


* Размер торгового зала, ассортимент

* Уровень цен

* Формат аптеки

* Часы работы, количество касс

* Уровень дохода покупателей

* Эффективность планировки и мерчендайзинг

* Привычки покупателей

 

Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №11, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Вы нам подходите?
    Анатомия успеха
    Вы нам подходите?

    Даже в стабильном коллективе время от времени возникает необходимость в поиске новых сотрудников. С учетом хронического дефицита кадров выбор у аптеки, как правило, небольшой.

    Подробнее
  • Чтобы утро было добрым
    Анатомия успеха
    Чтобы утро было добрым

    Осенью и зимой, когда день ощутимо короче ночи, утренний подъем вполне может стать олимпийским видом спорта. Кажется, что быть бодрым и энергичным, когда за окном то темно, то пасмурно, просто невозможно. Но мы знаем несколько секретов.

    Подробнее
  • Много шума из ничего
    Анатомия успеха
    Много шума из ничего

    Клиент, конечно, всегда прав, но это не значит, что с ним всегда просто. Иногда конфликтные ситуации возникают на ровном месте и могут перерасти в грандиозный скандал. 

    Подробнее
  • В правильном  направлении
    Анатомия успеха
    В правильном направлении

    Как сделать так, чтобы люди оставались в вашей аптеке дольше и совершали больше покупок? Нам помогут знание закономерностей перемещений посетителей по торговому залу и грамотное управление их вниманием.

    Подробнее
  • Первый раз – в фитнес-клуб
    Анатомия успеха
    Первый раз – в фитнес-клуб

    Беспокоят лишние сантиметры на талии? Хороший повод заняться спортом, чтобы улучшить внешний вид и самочувствие. Удобные кроссовки, спортивная одежда плюс бутылка воды и полотенце уже в сумке! Вперед, на тренировку!

    Подробнее
  • Опасное совершенство
    Анатомия успеха
    Опасное совершенство

    На пути к достижениям и вершинам многие впадают в крайность, которая зовется перфекционизмом. На самом деле гордиться здесь особенно нечем. И на брошенное вслед «перфекционист» вполне можно и обидеться. 

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
long distance moving адвокат по уголовным деламдетский фотограф