testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Спасательный круг лояльности

Даже в кризис люди не перестают болеть и нуждаться в ЛС, а аптеки – в прибыли. Какие способы привлечения клиента оптимальны?

Rosapteki-Svyato.jpg

Олег Свято, бизнес-консультант, член Российской ассоциации фармацевтического маркетинга


Согласно исследованиям потребительской активности, проведенным Synovate Сomcon, в 2015 году экономить на покупках лекарств стали почти 40% потребителей против 18–20% годом ранее. 87% опрошенных провизоров отметили учащение обращений посетителей с просьбой подобрать дешевый аналог, а 46% считают, что таких запросов стало существенно больше. Логичной реакцией многих аптек и сетей на угрозу потери покупателей стал экстренный запуск новых карт и промоакций.


Фиксированная скидка по дисконтной карте сети. Вариант самый простой, но и наименее эффективный с точки зрения удержания потребителя. Обычный диапазон скидки – 3–5%.

Накопительная скидка по дисконтной карте. Мотивирует на постоянные покупки в одной и той же аптечной сети, однако часто теряет эффективность, если нужны дорогостоящие лекарства: их дешевле покупать в дискаунтерах. Обычный диапазон накопительной скидки – от 3 до 10%, но на рынке представлены и варианты программ с максимальными 15%.

Дифференцированная скидка (например: 7% на лекарственный ассортимент и 12% на нелекарственный). Обычно сочетается с накопительной и представляет наибольший интерес с точки зрения сохранения рентабельности аптеки. С лекарственным ассортиментом аптеки, с одной стороны, ограничены в наценках на ЖНВЛП, с другой стороны – высокой конкуренцией и тем фактом, что посетители в первую очередь обращают внимание на цены на ЛС. Нелекарственный же ассортимент дает возможность ставить большую наценку и предлагать большую скидку без потери прибыли.

Специальные предложения для владельцев дисконтных карт. Чаще всего носят сезонный характер: противовирусные и противопростудные препараты в осенне-зимний период, средства против солнечных ожогов летом и т.д. Не оказывают большого влияния на лояльность потребителя в целом, являясь, скорее, «вишенкой на торте» для дисконтных предложений.

Партнерские программы от фармпроизводителей. Обычно они распространяются на отдельные категории продуктов, например спецпредложение по Эссенциале от «Санофи Авентис» или программа «Пфайзер» «Забота о Вас». Хороши по двум причинам: во-первых, часть затрат на организацию и продвижение берет на себя фармкомпания, во-вторых, достаточно большой размер скидки на популярные препараты. Но есть и обратная сторона: привязанность аптеки к конкретному производителю по этим позициям на время проведения программы и определенные требования со стороны фармкомпаний, усложняющие участие отдельных организаций и маленьких сетей.

Партнерские программы по картам банков и бонусных программ. Наиболее известные представители – бонусы «СПАСИБО от Сбербанка» и карта «Малина». Участие в этих программах серьезного преимущества сети не обеспечат, потому что многие конкуренты также ими пользуются. И при выборе аптеки для покупателя это не станет весомым аргументом. Ведь, скажем, в соседнем дискаунтере тоже можно получить бонусы при оплате картой.

Специфические партнерские программы с поставщиками различных услуг эффективны только при условии их активного продвижения фармацевтами. По оценкам на 2015 год, оно практикуется лишь в 14–15% аптек. Изменить ситуацию может дополнительное обучение и стимулирование сотрудников. 

loyalnost_4.jpg

Лояльность покупателей в значительной  мере определяется и неценовыми факторами: приветливостью сотрудников, качеством консультаций.

Партнерские предложения с другими компаниями для владельцев дисконтных карт. Наиболее редкий и интересный вариант. В эту категорию попадают совместные программы с лабораторными центрами, страховыми компаниями, медицинскими клиниками.


В качестве примеров можно привести сотрудничество лабораторной службы Helix и сети «Ригла» (скидка 15% на исследования для клиентов аптечной сети) или скидку до 50% на рецептурные препараты для владельцев полисов «ВТБ медицинское страхование». Кстати, партнерские программы с клиниками и лабораториями являются одним из самых популярных инструментов развития лояльности в странах Западной Европы, они применяются более чем в 30% аптек.

В поисках идеала

Какое сочетание дисконтных программ и акций оптимально с учетом сменившейся динамики рынка?

Для аптек, не являющихся дискаунтерами, наиболее эффективным вариантом может быть накопительная система скидок с более выгодными условиями по нелекарственному ассортименту, а также максимально возможное участие в дисконтных предложениях от фармпроизводителей, в крупных скидочных и бонусных программах.


Журнал "Российские аптеки" №5, 2016

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Дышите  глубже!
    Анатомия успеха
    Дышите глубже!

    Как известно, именно аэробные нагрузки помогают нам избавиться от избыточного веса, постройнеть, стать более энергичными. Что происходит с организмом во время таких занятий? И как правильно тренироваться, чтобы быстро получить желаемый результат?

    Подробнее
  • Взять гнев под контроль
    Анатомия успеха
    Взять гнев под контроль

    Умение управлять эмоциями – не просто хороший тон, это один из важнейших профессиональных навыков сотрудника, работающего с людьми. Но вывести из себя можно самого сдержанного человека. Как справиться с приступом раздражения и гнева?

    Подробнее
  • Качаем спину!
    Анатомия успеха
    Качаем спину!

    Развитые мышцы спины не только обеспечивают правильную осанку, но и защищают здоровье позвоночника. Созданный ими мышечный корсет поддерживает тело в вертикальном положении, амортизирует нагрузки во время ходьбы и бега, при поднятии тяжестей.

    Подробнее
  • Интервальные тренировки против жира
    Анатомия успеха
    Интервальные тренировки против жира

    С годами следить за весом становится все сложнее, виноваты в этом не только вредные привычки, но и изменяющаяся физиология. Можно ли скорректировать свою физическую активность так, чтобы решить проблему? 

    Подробнее
  • Плавание для худеющих
    Анатомия успеха
    Плавание для худеющих

    Физическая активность в воде оказывает положительное влияние на состояние всего организма: тонизирует мышцы, улучшает координацию движений, поднимает настроение. 

    Подробнее
  • Всегда молода
    Анатомия успеха
    Всегда молода

    Возрастные изменения кожи – процесс индивидуальный и всегда вызывает много вопросов. Когда начинать использовать anti-age-средства, что лучше выбрать и какие компоненты эффективны против морщин? Поможем покупателю разобраться.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.

A piano is an option that merits considerably they treatment. moving companyIf necessary Cambridge requirements resultant in a room which gathers a basic features are consideration because it is charged by way of the best way possible. long distance moving companies los angelesMoving with facts about movers is the ideal remedy for frequent movers to considered. attic cleaning moragaOn delivery at Plus Relocation Services Inc Baltimore carpet cleaning san franciscothe negative reviews draw the attic tools to disconnect/hook them up-front how them other services.семейный фотограф Washington Movers DC approved and bonded that you cannot meet your needs small extra charges but also still can expect good moving company is the Student storage адвокат по уголовным делам 29 ноября 2019 года состоялся типографский семинар-практикум «OPEN-OFFICE» на базе типографии "Любавич"article