Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Все под рукой

Открытая выкладка увеличивает привлекательность аптеки, способствуя повышению среднего чека и росту продаж. Однако формат «аптечного супермаркета» работает далеко не во всех случаях. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы отдача была максимальной? 

В чем преимущества
* Переход на открытую выкладку связан с резким повышением продаж парафармацевтики и ОТС-препаратов – наиболее маржинальных групп аптечных товаров.

* Формат супермаркета популярен у покупателей, поскольку позволяет им проявить инициативу и выбрать товар по своему усмотрению.

* Большая самостоятельность посетителей снижает нагрузку на первостольника, сокращает очередь, экономя время и высвобождая человеческие ресурсы аптечной организации. 
Риски и расходы

Главная проблема при переходе на открытую выкладку – резкое увеличение числа краж и случаев порчи товара. В связи с этим аптеке придется потратиться на хорошую систему видеонаблюдения, приобрести магнитные стикеры (клеить их лучше на продукт, а не на упаковку), усилить охрану. Дорогостоящие препараты, премиальную косметику и медицинские изделия следует размещать в закрытых стеклянных шкафах и витринах.


Планировка торгового зала также должна учитывать высокую вероятность краж: располагайте полки таким образом, чтобы они полностью просматривались со стороны кассы, где постоянно находится фармспециалист. Для обзора труднодоступных мест используйте панорамные зеркала. 

Вопрос места

Преимущества формата супермаркета далеко не всегда перевешивают недостатки. Очень многое зависит от места расположения аптеки.


Так, в спальном районе открытая выкладка почти всегда оказывается неоправданной. Контингент здесь более-менее постоянный, новых покупателей привлечь неоткуда, так что существенного роста продаж после смены формата ожидать не приходится.


Альтернативный вариант – аптека на центральной улице большого города. С покупателями и спросом проблем здесь не будет. Однако стоит оценить местные арендные ставки, тем более что площадь торгового зала при открытом формате должна быть не менее 50 кв. м. Очень вероятно, что держать большую аптеку в таком месте будет нерентабельно, а вот небольшой аптечный пункт или киоск окажутся вполне жизнеспособными.


Итак, два необходимых условия успеха – хорошая проходимость в сочетании с доступной арендой. Таким критериям, как правило, соответствуют аптеки в крупных торгово-развлекательных центрах, ориентированных на обслуживание больших масс покупателей.  

Очень многое зависит от места расположения аптеки.

Чтобы витрины работали
Открытая выкладка – как раз тот случай, когда важность грамотного оформления пространства торгового зала переоценить невозможно. Несколько наиболее важных моментов:

  • Позаботьтесь о хорошем освещении. Если у покупателя не будет возможности разглядеть товар в деталях, даже самая изящная и креативная выкладка окажется неэффективной.


  • Продумайте навигацию: распределение товаров по группам должно быть логичным и понятным, ценники нужно делать заметными и легкочитаемыми. Хорошо, когда соседние витрины дополняют друг друга по принципу «перекрестного опыления» (например, антиконгестанты стоят рядом с противопростудными препаратами). Максимально используйте все доступные POS-материалы: они не только работают для вас «молчаливыми консультантами», но и украшают аптеку.


  • Не допускайте образования пустот, которые создают впечатление бедности ассортимента. Свободные места на полках используйте для множественного фейсинга (повторного выставления) наиболее прибыльного товара.


  • Размещайте объемные упаковки на нижних уровнях витрин. Это позволит избежать эффекта загроможденного пространства и одновременно снизить риск краж, ведь легче всего незаметно взять что-то мелкое именно с нижней полки.


  • Обязательно следите за аккуратностью выкладки. Покупатели могут положить товар на другую полку, разрушить красиво выстроенную пирамидку, повредить упаковку, пытаясь достать инструкцию и т.д. Поэтому в торговом зале должен постоянно находиться сотрудник аптеки, не только отвечающий на вопросы, но и поддерживающий порядок на полках. Главное – не переусердствовать. Слишком сложная выкладка похожа на торт, который жалко есть. И посетитель может постесняться взять понравившийся ему тюбик с витрины. 


Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

Качественный генерик: критерии выбора
Анатомия успеха
Качественный генерик: критерии выбора

Благодаря государственной политике импортозамещения и общему снижению покупательной способности населения, доля генериков на отечественном фармацевтическом рынке постоянно растет. Тем не менее у определенных групп покупателей аптек сохраняется недоверие отношении этих препаратов. Как развеять их сомнения?

Подробнее
Всегда на первом месте
Анатомия успеха
Всегда на первом месте

Оригинальные препараты сохраняют устойчивые позиции на рынке и после истечения срока патентной защиты. 

Подробнее
Ваш оптимальный вес
Анатомия успеха
Ваш оптимальный вес

Какой эффект дают занятия со штангой, с большими гантелями, на силовых тренажерах? Нужны ли они тем, кто просто хочет выглядеть лучше и стройнее? И если да, то какой вес выбирать для упражнений?

Подробнее
Как научиться выполнять план продаж
Анатомия успеха
Как научиться выполнять план продаж

Что делать, если аптека не достигает целей, поставленных руководством или собственником? С чего начинать поиск причины проблемы, каким может быть ее решение?

Подробнее
Как продавать БАД?
Анатомия успеха
Как продавать БАД?

Прием биологически активных добавок к пище – важная составляющая образа жизни современного, следящего за своим здоровьем человека.

Подробнее
Дышите  глубже!
Анатомия успеха
Дышите глубже!

Как известно, именно аэробные нагрузки помогают нам избавиться от избыточного веса, постройнеть, стать более энергичными. Что происходит с организмом во время таких занятий?

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.