testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Все под рукой

Открытая выкладка увеличивает привлекательность аптеки, способствуя повышению среднего чека и росту продаж. Однако формат «аптечного супермаркета» работает далеко не во всех случаях. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы отдача была максимальной? 

В чем преимущества
* Переход на открытую выкладку связан с резким повышением продаж парафармацевтики и ОТС-препаратов – наиболее маржинальных групп аптечных товаров.

* Формат супермаркета популярен у покупателей, поскольку позволяет им проявить инициативу и выбрать товар по своему усмотрению.

* Большая самостоятельность посетителей снижает нагрузку на первостольника, сокращает очередь, экономя время и высвобождая человеческие ресурсы аптечной организации. 
Риски и расходы

Главная проблема при переходе на открытую выкладку – резкое увеличение числа краж и случаев порчи товара. В связи с этим аптеке придется потратиться на хорошую систему видеонаблюдения, приобрести магнитные стикеры (клеить их лучше на продукт, а не на упаковку), усилить охрану. Дорогостоящие препараты, премиальную косметику и медицинские изделия следует размещать в закрытых стеклянных шкафах и витринах.


Планировка торгового зала также должна учитывать высокую вероятность краж: располагайте полки таким образом, чтобы они полностью просматривались со стороны кассы, где постоянно находится фармспециалист. Для обзора труднодоступных мест используйте панорамные зеркала. 

Вопрос места

Преимущества формата супермаркета далеко не всегда перевешивают недостатки. Очень многое зависит от места расположения аптеки.


Так, в спальном районе открытая выкладка почти всегда оказывается неоправданной. Контингент здесь более-менее постоянный, новых покупателей привлечь неоткуда, так что существенного роста продаж после смены формата ожидать не приходится.


Альтернативный вариант – аптека на центральной улице большого города. С покупателями и спросом проблем здесь не будет. Однако стоит оценить местные арендные ставки, тем более что площадь торгового зала при открытом формате должна быть не менее 50 кв. м. Очень вероятно, что держать большую аптеку в таком месте будет нерентабельно, а вот небольшой аптечный пункт или киоск окажутся вполне жизнеспособными.


Итак, два необходимых условия успеха – хорошая проходимость в сочетании с доступной арендой. Таким критериям, как правило, соответствуют аптеки в крупных торгово-развлекательных центрах, ориентированных на обслуживание больших масс покупателей.  

Очень многое зависит от места расположения аптеки.

Чтобы витрины работали
Открытая выкладка – как раз тот случай, когда важность грамотного оформления пространства торгового зала переоценить невозможно. Несколько наиболее важных моментов:

  • Позаботьтесь о хорошем освещении. Если у покупателя не будет возможности разглядеть товар в деталях, даже самая изящная и креативная выкладка окажется неэффективной.


  • Продумайте навигацию: распределение товаров по группам должно быть логичным и понятным, ценники нужно делать заметными и легкочитаемыми. Хорошо, когда соседние витрины дополняют друг друга по принципу «перекрестного опыления» (например, антиконгестанты стоят рядом с противопростудными препаратами). Максимально используйте все доступные POS-материалы: они не только работают для вас «молчаливыми консультантами», но и украшают аптеку.


  • Не допускайте образования пустот, которые создают впечатление бедности ассортимента. Свободные места на полках используйте для множественного фейсинга (повторного выставления) наиболее прибыльного товара.


  • Размещайте объемные упаковки на нижних уровнях витрин. Это позволит избежать эффекта загроможденного пространства и одновременно снизить риск краж, ведь легче всего незаметно взять что-то мелкое именно с нижней полки.


  • Обязательно следите за аккуратностью выкладки. Покупатели могут положить товар на другую полку, разрушить красиво выстроенную пирамидку, повредить упаковку, пытаясь достать инструкцию и т.д. Поэтому в торговом зале должен постоянно находиться сотрудник аптеки, не только отвечающий на вопросы, но и поддерживающий порядок на полках. Главное – не переусердствовать. Слишком сложная выкладка похожа на торт, который жалко есть. И посетитель может постесняться взять понравившийся ему тюбик с витрины. 


Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Интервальные тренировки против жира
    Анатомия успеха
    Интервальные тренировки против жира

    С годами следить за весом становится все сложнее, виноваты в этом не только вредные привычки, но и изменяющаяся физиология. Можно ли скорректировать свою физическую активность так, чтобы решить проблему? Оказывается, можно.

    Подробнее
  • Плавание для худеющих
    Анатомия успеха
    Плавание для худеющих

    Физическая активность в воде оказывает положительное влияние на состояние всего организма: тонизирует мышцы, улучшает координацию движений, поднимает настроение. 

    Подробнее
  • Всегда молода
    Анатомия успеха
    Всегда молода

    Возрастные изменения кожи – процесс индивидуальный и всегда вызывает много вопросов. Когда начинать использовать anti-age-средства, что лучше выбрать и какие компоненты эффективны против морщин? Поможем покупателю разобраться.

    Подробнее
  • Тренируйтесь правильно!
    Анатомия успеха
    Тренируйтесь правильно!

    Вокруг занятий в спортивном зале бытует немало заблуждений. Некоторые из них безвредны, другие отрицательно влияют на эффективность упражнений и мешают нам достичь желаемых результатов. Вспомним и разберем самые распространенные.

    Подробнее
  • Нейромаркетинг: новые подходы к увеличению продаж
    Анатомия успеха
    Нейромаркетинг: новые подходы к увеличению продаж

    В условиях экономической нестабильности традиционные маркетинговые подходы не всегда приносят желаемый результат. 

    Подробнее
  • Большие дела малыми силами
    Анатомия успеха
    Большие дела малыми силами

    В обычной аптеке редко бывает много сотрудников. Заведующий и несколько фармацевтов и провизоров – типичный небольшой коллектив подобного заведения. Давайте посмотрим, каковы особенности такой малой группы и легко ли ей управлять.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
long distance moving адвокат по уголовным деламдетский фотограф