Top.Mail.Ru
Всегда востребованы
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Всегда востребованы

Продолжаем разговор о системе фармацевтического образования в России. На этот раз обратимся к Ивановской области, здесь на протяжении более чем 20 лет успешно функционирует Ивановский фармацевтический колледж – современное динамично развивающееся образовательное учреждение, реализующее сразу несколько моделей обучения для разных групп студентов.


Ивановский фармацевтический колледж был создан 17 декабря 1998 года в здании средней школы № 68, спустя три года местные власти предоставили учебному заведению помещение городского детсада. Затем, уже в 2006 году, мэрия Иванова выделила колледжу отдельное здание с большим земельным участком, на котором был открыт собственный аптекарский огород.


Первый курс, набранный летом 1999 года, насчитывал 18 человек, их обучением занимались 12 преподавателей. За последующие годы преподавательский состав увеличился в 4 раза, к очной форме обучения добавилась очно-заочная, у колледжа появилась собственная аптечная сеть из двух точек с действующим на их базе учебным и аккредитационным центром.


Светлана Зубарева

Светлана Зубарева,
учредитель и директор Ивановского фармацевтического колледжа


Светлана Родионова

Светлана Родионова,
заместитель директора по фармацевтической деятельности


Будущие фармацевты

Студенты поступают в колледж после 9-го или 11- го классов. Многие идут сознательно, они чуть ли не с раннего детства мечтали работать в аптеке. Другие выбирают профессию, продолжая семейную традицию.


Но есть и те, кто оказался в колледже случайно, просто потому, что «надо где-то учиться». «Для того чтобы профессионально сориентировать первокурсников, мы организуем экскурсии в наши аптеки, чтобы они на практике, своими глазами, видели, что их ожидает, – рассказывает Светлана Родионова, заместитель директора по фармацевтической деятельности. – И такие экскурсии очень мотивируют: многие начинают учиться с удвоенной силой, чтобы затем работать именно у нас».


Будущие фармацевты


Впрочем, случается и так, что студенты оказываются просто не готовыми к освоению выбранной специальности. «Особенно много таких абитуриентов среди тех, кто поступает после 9-го класса, – говорит директор ИФК Светлана Зубарева. – Если мы чувствуем, что у ребенка совсем нет интереса к фармации, то предлагаем ему другие специальности, ведь выбор у нас достаточно широк. Многопрофильность позволяет нам уже на первом курсе правильно сориентировать ребят».

Индивидуальный подход

Студенты очно-заочной формы обучения приезжают в Иваново дважды в год, на зимнюю и летнюю сессии. Между ними они готовят курсовые работы по нескольким предметам и сдают дифференциальные зачеты – никаких поблажек нет. Обучение заканчивается защитой выпускной квалификационной работы.


Индивидуальный подход

В коллективе Ивановского фармацевтического колледжа – 40 штатных преподавателей, 70% из них имеют высшую или первую квалификационную категорию.

Значительное число будущих фармацевтов обучаются в колледже по заявкам предприятий. В основном это взрослые люди, уже имеющие профессиональное образование, часто им необходимо совмещать получение второй специальности с работой, в том числе в другом городе или регионе. Для таких студентов предусмотрена возможность осваивать программу и сдавать экзамены по индивидуальному плану. По этой системе учатся много руководителей, собственников аптек – далеко не все они имеют профильное образование, и в то же время у них нет возможности оставлять свое рабочее место на долгое время.


Значительное число будущих фармацевтов обучаются в колледже по заявкам предприятий

Помимо фармации в ИФК обучают по специальностям «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «стилистика и искусство визажа», «прикладная эстетика». У колледжа есть собственные учебно-производственные базы.
Особые дети

В колледже организовано обучение для студентов с ограниченными физическими возможностями – последствиями детского церебрального паралича, нарушениями слуха, зрения. Главное в работе с такими детьми – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, рассказывает директор колледжа. Штатный психолог-педагог работает не только с самими студентами, но и с их родителями, а также с преподавателями, которым нужно объяснить, как выстроить учебный процесс с учетом физиологических особенностей учащихся.


«Несколько наших студентов с инвалидностью уже закончили учебу и успешно работают по специальности, – говорит Светлана Зубарева. – Опыт наработан, и мы готовы развивать это направление».

Свои аптеки

Первая собственная аптека появилась у колледжа в 2013 году, годом позже открылась еще одна, так что теперь образовательное учреждение располагает собственной небольшой сетью, которая так и называется – «Аптеки колледжа». Одна из них расположена в центре города, другая – в спальном районе, но обе они демонстрируют стабильно хорошие экономические показатели. Сейчас оба помещения арендуются, но в 2020 году колледж планирует их выкупить. Кроме того, на текущий год намечено расширение сети – в ней должны появиться еще две аптечные точки.


Все работающие в сети девушки-фармацевты – выпускницы ИФК, окончившие его 2–4 года назад. «Мы выбрали лучших и оставили их себе», – с гордостью говорит Светлана Родионова.

От теории к практике

Аптечная сеть – учебная база, здесь студенты могут пройти стажировку. И хотя это не единственная опция – многие выбирают для нее «свои» сети, которые и направили их на обучение, – число желающих практиковаться в «Аптеках колледжа» постоянно растет. В этом году сеть будет расширена – в том числе и для того, чтобы была возможность предоставить практику как можно большему количеству обучающихся.


На базе аптек создан аккредитационный центр – здесь в соответствии с новыми требованиями проходят аккредитацию и получают допуск к работе закончившие обучение специалисты в области фармации. Центр представляет собой полную имитацию аптеки, включая рабочее место первостольника и производственный отдел. Проходящие аккредитацию студенты демонстрируют навыки работы с аптечным оборудованием, знание правил реализации рецептурных и безрецептурных ЛС. На базе центра также проводится обучение оказанию первой помощи при неотложных состояниях: на манекенах отрабатывается алгоритм действий в случае потери сознания, отсутствия дыхания у человека, проведение непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких.


Во время аккредитации обязательно ведется видеофиксация: Министерство здравоохранения в любой момент может затребовать запись, чтобы удостовериться в том, что процесс проходил по всем правилам.


Аптечная сеть - учебная база

Свобода творчества

В колледже активно поощряются самоорганизация студентов и студенческая самодеятельность, учебно-исследовательская, кружковая работа. Здесь регулярно проводятся конкурсы для выпускных групп, где студенты готовят препараты по рецептам, проводят внутриаптечный контроль, решают различные ситуационные задачи. Победители отправляются на соревнования межрегионального уровня, которые проводятся в других городах, например в Санкт-Петербурге. Ежегодно в день рождения колледжа, 17 декабря, проходит КВН, в котором соревнуются команды педагогов и студентов. «Главный плюс таких мероприятий в том, что дети начинают по-другому смотреть на педагогов, они видят, что мы можем быть не только строгими и требовательными, но и веселыми, находчивыми и креативными,– это дает очень хороший психологический эффект», – рассказывает Светлана Родионова.


К поощрению победителей творческих и профессиональных конкурсов колледж привлекает своих партнеров – фармацевтические компании и аптечные сети. Лауреаты получают небольшие, но ценные подарки, а компании – возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам.

Перспективы трудоустройства

В Ивановском фармколледже внимательно следят за судьбой своих студентов и даже проводят соответствующие исследования. Самая распространенная причина ухода из профессии – гендерная: абсолютное большинство обучающихся – девушки, и для некоторых из них после замужества профессиональная реализация отходит на второй план. Впрочем, в каждой группе есть и юноши. «Я советую всем им работать по специальности. Мужчины в фармации очень быстро продвигаются по карьерной лестнице», – говорит Светлана Зубарева. Наиболее распространенная проблема выпускников – адаптация в рабочем коллективе. Одно дело – отношения между студентами и другое – настоящий рабочий процесс, где на тебя рассчитывают и возлагают ответственность, поясняет директор колледжа.


Перспективы трудоустройства


Однако абсолютное большинство вчерашних студентов преодолевают временные сложности. По данным руководства Ивановского фармколледжа, в настоящее время по специальности работают свыше 90% выпускников.

Постоянные партнеры Ивановского фармацевтического колледжа – ООО ФармФирма аптечный склад «Новый», МУП «Фармация», ООО «Здоровье», аптечная сеть «Первая помощь» и другие.

Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №3, 2020

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.