Top.Mail.Ru
Пора в онлайн
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Пора в онлайн?

Дистанционная торговля ЛС, хоть и в форс-мажорных обстоятельствах, но все же стала реальностью в России. Однако, вопреки расхожему заблуждению, крупные проекты в этой сфере остаются низкомаржинальными, если не убыточными. Почему так происходит сейчас и изменится ли ситуация в дальнейшем? Прислушаемся к лидерам рынка.

Стремительный рост

Пандемия коронавируса поставила точку в многолетнем споре о будущем интернет-аптек в России. Указом № 187 от 17 марта 2020 года Владимир Путин узаконил дистанционную торговлю безрецептурными препаратами. Мера, принятая в целях борьбы с распространением опасной инфекции, выводит из «серой зоны» значительный и быстро растущий цифровой сегмент розничного фармацевтического рынка. Прошедший недавно в Москве XIV саммит «Эффективное управление аптечной сетью» собрал руководителей ведущих российских проектов в области аптечной интернет-коммерции. Озвученные ими цифры, факты и тенденции особенно интересны в контексте последних событий.


Анатолий Тенцер, Apteka.ru, «Катрен» 

Анатолий Тенцер,
Apteka.ru, «Катрен»


По оценке директора по развитию НПК «Катрен» Анатолия Тенцера, на интернет-заказы в настоящее время приходится не менее 6% от общего объема продаж на розничном фармацевтическом рынке. По итогам 2020 года этот показатель может возрасти почти вдвое – до 10–12%, 80–90 млрд руб. в денежном выражении.


С этой оценкой согласились все участники обсуждения, однако  опять же, по единодушному мнению собравшихся, в рамках одной аптечной сети рост может быть кратно выше среднерыночных показателей. Все зависит от объема средств, которые она готова потратить на развитие перспективного направления,  заранее попрощавшись с надеждой на быстрый возврат инвестиций.

«Целесообразно ли владельцу средней аптечной сети вкладываться в собственную интернет-площадку? Если он хочет стать миллионером, и он уже миллиардер, то да, целесообразно.»
Деньги – в будущем

Александр Котляров, Vseapteki.ru, Здоровье Mail.ru 

Александр Котляров,
Vseapteki.ru, Здоровье Mail.ru


В текущих условиях вложения в интернет-коммерцию, как правило, не окупаются. Маржинальность у бизнеса низкая, если не отрицательная, признает Дмитрий Чирков, генеральный директор интернет-агрегатора Megapteka.ru. «Деньги в будущем, и рынок живет ожиданием этого будущего», – объясняет он.  


Крупные интернет-проекты в области аптечного ретейла в настоящее время могут похвастаться разве что безубыточностью. По словам Анатолия Тенцера, финансовая модель возглавляемого им проекта Apteka.ru (свыше 40% рынка интернет-заказов ЛС) позволяет компании-собственнику «Катрен» «быть не в минусе». Пока этого, очевидно, достаточно. Александр Монастырев, владелец аптечной сети с самой большой на сегодняшний день долей интернет-заказов (до 60%), признается, что вряд ли был бы «в нуле» без прибыли, которую приносят оффлайновые подразделения. Александр Котляров (Vseapteki.ru, Здоровье Mail.ru) также отмечает, что его аптечный проект может быть безубыточным, но только с учетом синергии с другими проектами Mail.ru в рамках общей экосистемы.


Крупные интернет-проекты в области аптечного ретейла в настоящее время могут похвастаться разве что безубыточностью.  

Ценовые войны

Александр Монастырев, Монастырёв.Ру 

Александр Монастырев,
Монастырёв.Ру


Почему так происходит? Ценовая конкуренция в Сети намного острее, чем в оффлайне, поясняет Александр Монастырев. На сайтах-агрегаторах цены – ваши и конкурентов – видны как на ладони, и даже небольшая разница становится решающей: клиента получает  тот, кто продает дешевле. В сети А. Монастырева цены в интернете отличаются от оффлайновых предложений на 20–30%, и это, судя по всему, не предел.


В ходе конференции обсуждался кейс известной аптечной сети, в течение нескольких месяцев увеличившей объем онлайн-продаж в несколько раз, а затем вынужденной свернуть проект. «Они быстро нарастили интернет-сегмент, просто предложив собственным покупателям цены ниже, потом посчитали и очень быстро из этого сегмента ушли обратно», – объясняет ситуацию А. Тенцер.

Зачем все это

Александр Фридман, содружество аптек «ВЕСНА» 

Александр Фридман,
содружество аптек «ВЕСНА»


Почему крупные компании вкладывают такие средства в аптечные интернет-проекты? Короткий ответ: «могут себе позволить», говорит Александр Фридман. Есть и другой ответ: потому что не идти нельзя. Конечно, оффлайн-аптеки никогда не исчезнут с рынка, у них всегда будет свой покупатель, в том числе и готовый переплачивать за их услуги в сравнении с интернетом, отмечает А. Монастырев. Но 40, 50 и более процентов аптечных продаж, ушедших в сеть, – вполне реальный показатель для вполне обозримого будущего. Рынок онлайн-коммерции будет расти, и тот, кто не займет на нем место, отдаст своих потенциальных покупателей конкурентам.

«Инвестиции в интернет-площадку – это очень большие инвестиции. И сказать сразу всем «идите в интернет» – это все равно, что сказать «идите в пропасть»
Что делать аптечным сетям

Дмитрий Чирков, Megapteka.ru 

Дмитрий Чирков,
Megapteka.ru


Стоит ли аптечным сетям создавать свои собственные интернет-площадки для приема заказов сейчас и что нужно для того, чтобы успешно реализовать такой проект? Для начала о финансовой стороне вопроса. Стоимость создания функционального сайта для приема онлайн-заказов может быть любой, но это лишь разовые затраты, говорит Дмитрий Чирков.


Куда более обременительным будет дальнейшее продвижение ресурса, привлечение пользовательского трафика на него. Если использовать платные каналы привлечения, каждый новый покупатель будет обходиться аптечному сайту в 250–300 руб. (при условии, что вы пользуетесь качественными источниками трафика, в противном случае  – в несколько раз больше). «Бюджет может быть любым, и не всегда будет недостаточным», – предупреждает Д. Чирков.


Впрочем, готовность тратить деньги еще не гарантирует успеха. Интернет устроен таким образом, что таргетированная реклама в нем будет эффективной на федеральном  либо на региональном уровне, но не в масштабе отдельных городов, районов, областей, объясняет Анатолий Тенцер. Для аптек с меньшим охватом она просто не будет работать. Однако шансы на успех есть у сетей, которые занимают доминирующее положение в своих регионах и располагают большим пулом лояльных клиентов. Такие игроки всегда могут быстро и относительно дешево перенаправить своих покупателей в интернет, говорит руководитель Apteka.ru.


Что делать аптечным сетям 

Пример региональной сети, успешно освоившей интернет-пространство, был у всех собравшихся перед глазами – это аптеки Александра Монастырева, начинавшего в Приморском крае и в этом году открывшего несколько аптечных точек в Москве. Но особенность А. Монастырева в том, что он оценил перспективы Интернета и начал развивать это направление более 10 лет назад. Пытаться повторить его путь сейчас бизнесмен коллегам не советует.


Что касается подавляющего большинства участников аптечного рынка, то путь в интернет для них лежит через сотрудничество с существующими онлайн-площадками. Головокружительных перспектив в таком подходе нет, зато и риски существенно меньше.  


Михаил Алексеев

Журнал "Российские аптеки" №4, 2020

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.