Top.Mail.Ru
Утки из сети. Как рождаются ложные сенсации и где искать правду в интернете
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Утки из сети. Как рождаются ложные сенсации и где искать правду в интернете

vodovozov.jpgXXI век не зря называют информационным – количество общедоступных данных выросло на несколько порядков и продолжает быстро увеличиваться. Заслуга в этом в основном принадлежит интернету, глобальному средству коммуникации. О качестве медицинской информации в сети, признаках недобросовестных или, наоборот, заслуживающих доверия сайтов и других тонкостях путешествия по всемирной паутине мы говорим с врачом-терапевтом, научным редактором «Российских аптек», популярным блогером и лектором Алексеем Водовозовым.


– Алексей, правда ли, что в интернете слишком много фейков, в том числе медицинских?


– К сожалению, это так. Одна из причин – пользователи, особенно начинающие, склонны идеализировать сеть, считая ее подобием супермаркета, где все продукты проверены, промаркированы и разложены по полочкам. На самом деле интернет – самая настоящая свалка информации, в поисках нужных документов или ссылок можно провести не один час, но в итоге натыкаешься только на рекламу, картинки и видео категории «18+» и прочий сетевой мусор. Чтобы найти что-то полезное, нужно точно знать: где и что искать.


– А кто и ради чего распространяет дутые медицинские сенсации?


– Есть несколько вариантов. Первый – когда нужно заманить пользователя на свой сайт. В этом случае используются сенсационные заголовки и анонсы, называемые «кликбейтами» («ловушками для клика»). Практикуются почти всеми СМИ. Инфоповод при этом существенно не искажается, но подается в максимально завлекательной обертке. Например, если заголовок будет выглядеть так: «Создан мозговой имплант, позволяющий управлять роботизированным протезом руки», он будет корректным, но неинтересным. А вот если написать «Эти ученые совсем с ума сошли! Они залезли человеку в мозг и превратили его в киборга! Шок! ВИДЕО!», наплыв посетителей возрастет многократно. Неважно, что существенная их часть, увидев, о чем на самом деле новость, плюнет и тут же уйдет с сайта, свой клик этому ресурсу они уже принесли, добавили ему посещаемость, которую можно конвертировать, например, в рекламу.


Другой вариант – рекламная кампания по продвижению какого-нибудь продукта. Можно вспомнить случай с зеленым кофе, якобы фантастически действенным средством для похудения. Сенсации о невероятном эффекте препарата начали распространяться в 2012 году после публикации статьи в действительно научном и даже рецензируемом журнале. Однако через некоторое время надзорные органы США выявили в исследовании настолько серьезные нарушения всех возможных критериев доказательности, что статья была отозвана, редакция журнала и компания-производитель чудо-кофе – оштрафованы, а сам продукт изъят из продажи. Но все это не мешает до сих пор «впаривать» его доверчивым гражданам через интернет, в том числе в российском его сегменте.


Еще один вариант – это делается ради «лулзов» (то есть для прикола). Существуют целые сайты, которые специализируются на вымышленных новостях и сюжетах. Обычно такие ресурсы честно предупреждают большими буквами на отдельной странице: «Наша реальность вымышленная и не имеет ничего общего с настоящей жизнью», но периодически на «честные фейки» ведутся крупные зарубежные и отечественные СМИ, писавшие, например, о шестой пересадке сердца Рокфеллеру или о смерти испанца от ГМ-помидора с генами рыбы.


Ну и последняя ситуация, пожалуй, самая частая, когда журналисты просто перевирают реально существующий инфоповод из-за недостатка образования, пробелов в общей эрудиции, плохого знания иностранного языка и т.п.


– И как часто возникает «испорченный телефон» в медицинских новостях?


– Каждый день. И это без преувеличения. Этапов, на котором роскошная карета реальной новости может превратиться в тыкву, очень много. Цепочка выглядит следующим образом: в начале ее всегда стоит научное исследование, оформленное в виде статьи в профильном журнале или доклада на конференции. Потом его пересказывают пресс-службы университетов, где работают ученые. Далее пресс-релизы перерабатывают крупные, чаще всего англоязычные, новостные ресурсы. Такие новости появляются на сайтах-агрегаторах, собирающих сотни тематических инфоповодов и сортирующих их по сюжетам. С этих агрегаторов берут материалы большинство российских интернет-СМИ, так что до наших читателей очень часто добирается пересказ перевода новости по мотивам пресс-релиза. И это в лучшем случае. Понятно, что по дороге она может видоизмениться до неузнаваемости.


– А можно привести конкретный пример?


 «Кофе защищает от рассеянного склероза»– Конечно. «Кофе защищает от рассеянного склероза». Если найти первоисточник, то сами авторы такого нигде не говорят. Они просто зафиксировали факт: если люди пили мало кофе, у них чаще регистрировался рассеянный склероз. Из этого наблюдения, как подчеркивают и сами исследователи, можно сделать противоположные выводы: либо тех, кто пьет больше кофе, этот напиток защищает от болезни, либо те, кто заболевает, просто начинают пить меньше кофе. Для того чтобы точно сказать, какой из вариантов соответствует действительности, нужны масштабные исследования с определенным дизайном.


– К слову, о кофе и других продуктах питания. Очень часто приходится наталкиваться на противоречивую информацию: то они защищают от рака, то, наоборот, его вызывают, то полезны, то вредны. Где истина?


– Как обычно – где-то рядом. Такие новости могут и не врать, все зависит от того, что именно и в каких именно условиях исследовали ученые. Например, горячий кофе (>65 °C) признан канцерогеном I категории. Но только для одного конкретного вида онкопатологии – рака пищевода. И ключевой фактор риска здесь – именно температура напитка. Хронические ожоги вполне могут вызвать перерождение слизистой. Но тот же кофе статистически достоверно снижает риск развития рака печени и эндометрия.


Кроме того, могут открываться новые обстоятельства, как было со знаменитым исследованием сливочного масла 1968–1973 гг., по итогам которого животные жиры были объявлены вредными для сердца, и начался массовый переход на растительные. В 2016-м году ученые взяли исходники этой работы и выяснили, что полученные данные были просто неверно интерпретированы. И сливочное масло реабилитировали. А с витаминами происходит обратная ситуация: бум их бесконтрольного приема в высоких дозах сменяется осторожным и взвешенным подходом, пониманием того, что даже очень хорошее вещество в больших количествах может навредить.


– А существуют ли настоящие медицинские сенсации? Прорывы, о которых никто не подозревал?


– Безусловно. Но они встречаются реже, чем об этом пишут в новостях. И в большинстве случаев суть таких прорывов сложно понять даже специалистам, ведь наука постоянно усложняется. СМИ куда проще написать об очередном подтверждении пользы средиземноморской диеты, чем о CRISPR/Cas9, действительно революционном методе редактирования генома, открывающего практически бесконечные возможности – от полного излечения СПИДа до реального увеличения продолжительности жизни. Но «криспр кас девять» даже выговорить сложно, не то чтобы разобраться в тонкостях работы этих «ножниц для генома».

Очень часто до читателей добирается пересказ перевода новости по мотивам пресс-релиза...
Очень часто до читателей добирается пересказ перевода новости по мотивам пресс-релиза...

– Получается, что человек без специального образования не сможет сам отличить достоверную медицинскую новость от перевранной или откровенно фейковой?


– Ну почему же. Во-первых, смотрим на сам сайт. Если есть материалы о похищении инопланетянами, всемирном заговоре фармкомпаний, убивающих или стерилизующих прививках, очередном конце света и прочих замечательных вещах, то не стоит рассчитывать на научность и корректность размещаемых там новостей. Во-вторых, просматриваем сам текст. Если нет ссылки на первоисточник (журнал, сайт университета, сайт конференции и т.п.), не называются имена ученых и организации, в которых они работают, – не имеет смысла перечитывать новость внимательно. В-третьих, если стиль изложения нарочито сенсационный (Впервые в истории! Это изменит жизнь человечества! Переворот в науке! Отвергнуты догмы официальной медицины!), лучше игнорировать такой материал.


– А есть ли сайты со 100%-ной достоверной медицинской информацией, куда можно было бы ходить постоянно и не беспокоиться о корректности размещенных там текстов?


– В медицине вообще нет ничего 100%-ого, информация, абсолютно точная 50–20–5 лет назад, сегодня может безнадежно устареть. Но все-таки есть ресурсы, которым можно доверять (но при этом все равно проверять!). На английском языке – это, например, официальные сайты Администрации по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США (www.fda.gov), Центров по контролю и предотвращению заболеваний США (www.cdc.gov), Национальных институтов здоровья США (www.nih.gov), британского Patient.info (www.patient.info), а также те сайты, ссылки на которые есть на перечисленных ресурсах. Из русскоязычных можно посоветовать Элементы науки (www.element.ru), проект ПостНаука (www.postnauka.ru). На сайтах группы компаний «Ремедиум» мы также стараемся собирать максимально корректную информацию, так что к этому списку можно добавить www.remedium.ru, www.rosapteki.ru, www.med-sovet.pro и работающий в режиме архива сайт журнала «АВС» (www.abc-gid.ru).



Вопросы задавали Михаил Алексеев и Жанна Липатова

Журнал "Российские аптеки" №13-14, 2016

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.