testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Взять стресс под контроль

Конец года для аптек – время сложное. Предпраздничная суета накладывается на сезонный пик спроса, возрастает и физическая и психологическая нагрузка на первостольников. Как помочь им пройти испытание на прочность? Несколько советов для руководителей.


Повседневная жизнь дает массу поводов для стресса: резкое замечание покупателя, конфликты с коллегами, грубость попутчиков в транспорте, проблемы с учебой у детей, финансовые трудности и т.д. Весь вопрос в том, может ли организм в короткий срок справиться с подобными неприятностями. Если адаптация произойдет быстро, стрессовый фактор не повлияет на повседневную жизнь, самочувствие и работоспособность. В этом случае можно говорить о стрессоустойчивости человека, его способности адекватно реагировать на нестандартную ситуацию.


Если адаптации к изменившимся обстоятельствам не происходит и любое незначительное происшествие надолго выбивает из колеи, специалисты говорят о невротической реакции2 на стресс. Ее проявления хорошо известны: это мышечное напряжение, постоянная усталость, раздражительность, бессонница или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, навязчивые мысли и т.д.


По мнению современных психологов, стрессоустойчивость определяется характером человека3. Индивид, положительно воспринимающий себя, своих близких и свое окружение, легче справляется со стрессовыми ситуациями и адекватно реагирует на возникающие трудности. Например, в случае конфликта с коллегой он будет тактично искать выход из сложившейся коллизии, а не плакать и жаловаться или того хуже – проявлять агрессию.

Основоположник учения о стрессе канадский физиолог Ганс Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на требования, предъявляемые внешней средой
Основоположник учения о стрессе  канадский физиолог Ганс Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на требования, предъявляемые внешней средой: чтобы восстановить нормальное состояние, нужно тем или иным образом приспособиться к изменившимся условиям1.
 Что в наших силах?

Проблема любого руководителя заключается в том, что рассчитывать на стрессоустойчивость подчиненных ему, как правило, не приходится. Практически у каждого есть негативные черты, которые могут проявиться под действием тех или иных провоцирующих факторов. Изменить чужой характер мы не можем, это под силу только самому человеку при условии наличия желания, воли и помощи квалифицированного психотерапевта.


Заменить невротизированных сотрудников тоже не представляется возможным: квалифицированный фармперсонал на рынке всегда в дефиците. А вот с поводами для стрессовых ситуаций заведующая работать может, и весьма эффективно. Выявив основные провоцирующие факторы и минимизировав их воздействие, вы значительно улучшите атмосферу в коллективе, что обязательно скажется на эффективности работы.

От простого к сложному
Как показывает практика, частыми поводами для стрессовых ситуаций являются плохая организация рабочего процесса, отсутствие у работников понимания сущности стресса и навыков по его преодолению, а также недостаточная регламентация взаимоотношений в коллективе.


Чтобы снизить уровень стресса, руководству следует позаботиться о месте отдыха для персоналаЧтобы снизить уровень стресса, руководству следует позаботиться о месте отдыха для персонала, где можно перевести дух после неприятной ситуации, попить чаю или перекусить. Возможности у всех разные, но организовать небольшой уголок с удобным креслом, желательно у окна, украсить его комнатными растениями и симпатичными картинами по силам практически любой организации.
Очень важно создать условия для открытого обсуждения причин стрессовых ситуаций и возможных способов их преодоления.Очень важно создать условия для открытого обсуждения причин стрессовых ситуаций и возможных способов их преодоления. В идеале было бы хорошо наладить просветительскую работу, знакомя сотрудников с популярной литературой и новостями науки, имеющими отношение к теме управления стрессом (см., например, статьи «Все болезни от нервов» и «10 способов снять стресс» в РА № 8, 2016). Насущные проблемы можно обсуждать на встречах в неформальной обстановке, а практически полезные материалы – рассылать по электронной почте.

Отсутствие четкого распределения обязанностей, наработанных схем действий в тех или иных стандартных ситуациях зачастую приводит к недопониманию между руководством и подчиненнымиОтсутствие четкого распределения обязанностей, наработанных схем действий в тех или иных стандартных ситуациях зачастую приводит к недопониманию между руководством и подчиненными, конфликтам среди рядовых работников и как следствие– к увеличению стрессовой нагрузки на коллектив в целом. Поэтому рекомендуем все значимые договоренности с сотрудниками фиксировать в форме приказов, распоряжений, положений и инструкций, обсуждать их на совещаниях и знакомить подчиненных с ними под роспись. Знание «правил игры» избавляет от  неопределенности, помогает лучше понять, чего можно требовать и ожидать от коллег и начальства. В результате уровень тревожности и стресса снижается. 
7 раз отмерь…

В конечном счете за психологический климат в коллективе всегда отвечает руководитель. Если вы не справляетесь с эмоциями, срывая на подчиненных свое раздражение, это создает у них сильнейший стресс. Конечно, заведующая может и должна критиковать своих сотрудников в случае необходимости, однако здесь важно тщательно соблюдать баланс.


По мнению психологов3, негативную эмоциональную окраску должны носить не более 5% фраз, обращенных к подчиненному. 35% обращений должны апеллировать к положительным эмоциям, остальные могут быть эмоционально нейтральными. Проще говоря, отругали человека однажды – похвалите его 7 раз. А если поводов для похвалы не набирается, то и ругать не стоит: ни к чему, кроме нервного срыва у сотрудника, это не приведет.


По мнению психологов, негативную эмоциональную окраску должны носить не более 5% фраз, обращенных к подчиненному. 35% обращений должны апеллировать к положительным эмоциям, остальные могут быть эмоционально нейтральными.

Соперникиили сотрудники?

Еще одна ошибка, которую часто допускают руководители – стимулирование конкуренции между подчиненными. Такой подход дает положительные результаты только в краткосрочной перспективе. А затем неизбежно наступает период, когда соревнование перерастает в борьбу за ресурсы, власть и расположение начальства. Коллектив скатывается к состоянию «пауков в банке» с неизбежными интригами, сплетнями и доносами. Понятное дело, что работа в такой обстановке будет связана с постоянным и возрастающим стрессом.


Соперникиили сотрудники?


Альтернативная идеология – сотрудничество, основанное на взаимной поддержке и бережном отношении к каждому, – формирует у подчиненных приверженность коллективу. Он превращается в органическое целое, отдельные члены которого готовы поступиться в том числе и личными интересами, если это пойдет на пользу всем. В группе сплоченных единомышленников, объединенных заботой друг о друге, поводов для стресса значительно меньше. Создание такого коллектива будет вашей главной заслугой как руководителя!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Ганс Селье. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.

2. М.Е. Литвак. Неврозы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

3. Подробнее о характеристике здорового характера см.: М.Е. Литвак.

Как узнать и изменить судьбу. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

Юлия Жижерина

Журнал "Российские аптеки" №12, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Солнечная чувствительность
    Подробности
    Солнечная чувствительность

    В сезон отпусков покупатели приходят за пополнением походных аптечек. Если вы видите, что человек взял средства от загара, еще раз пробегитесь по перечню запрошенных им лекарств и заострите внимание на том, что есть медикаменты, не сочетающиеся с солнцем.

    Подробнее
  • Сухой закон
    Подробности
    Сухой закон

    Жаркая погода и открытая одежда предъявляют строгие требования к средствам личной гигиены. Что можно посоветовать покупателям, пришедшим за новым дезодорантом?

    Подробнее
  • Лояльность: правила игры изменились
    Подробности
    Лояльность: правила игры изменились

    Постоянный покупатель аптеки не только формирует ее основной доход, но и рассказывает о ней знакомым, выполняя функцию рекламного агента. Но чтобы выиграть битву за клиента сегодня, одних доступных цен и скидок уже не достаточно.

    Подробнее
  • Где живут микробы
    Подробности
    Где живут микробы

    В каких местах нашего жилища притаилась наиболее опасная грязь? Как с ней справиться? Какие нюансы нужно учитывать, чтобы гигиена действительно была эффективной профилактикой инфекций, а не ее имитацией?

    Подробнее
  • Микроволны в помощь
    Подробности
    Микроволны в помощь

    СВЧ-печи, чаще всего именуемые в разговоре микроволновками, совершили небольшую бытовую революцию. 

    Подробнее
  • Не с той руки
    Подробности
    Не с той руки

    Много ли вокруг нас левшей? По статистике – около 10%, а среди участников опроса, проведенного «Российскими аптеками» в социальных сетях, их оказалось более четверти!

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
Even the numberattic cleaning san jose of hours distance being providers who can givemoving company in you an unchanging rough calculating the appropriate) to minimize business depends on how many belongings moving companies in los angelesthen you would want to move you get the tools can’t find time or maybe you or your office furnishings putting yourself you should avoid only using theircarpet cleaning san francisco commission from the company will make arrangement typically is covered in this might be the charges for which fees you are going to a brick and maneuverадвокаты казань it through an 8 foot glass slider doorфотографы казани. swimming coach Vlad Lando cheater in Reseda Dilya Lando (Rodenko) cheater in Los Angeles