Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Фармация Нового Света

Drugstore, дословно «магазин лекарств», – именно сюда отправляется за препаратами типичный американец. На самом деле это обычный супермаркет с обязательным отделом безрецептурных ЛС или over-the-counter drugs (OTC). 

В такой магазин ездят за продуктами, стиральным порошком, цветами, бытовыми мелочами, попутно покупая средства от изжоги и головной боли. А вот аптека в привычном нам смысле, где Rx и OTC-средства отпускают дипломированные специалисты, называется Pharmacy.

Она может существовать как сама по себе, так и при Drugstore. Собственно аптеки в США также делятся на несколько типов: обычные (готовых лекарственных форм), специализированные (имеющие дополнительную лицензию для реализации особых ЛС, например, для лечения ВИЧ, онкозаболеваний) и производственные – «compounding pharmacies». 
Как в крупных сетевых магазинах, так и в сравнительно небольших pharmaсies распространено самообслуживание.  Режим работы первых – с раннего утра и до 24.00 (в больших городах – круглосуточно), вторые открыты чаще всего с 8 до 18 часов.
Первостольник made in USA
farmacia-usa-5.jpgЧтобы открыть в США собственное аптечное дело, иметь фармобразование не обязательно, однако нужно дополнительно получить степень МВА – мастера делового администрирания.  Лицензию выдает Фармацевтическое управление штата, и получить ее довольно легко. Владеть аптекой в США может врач или компания, но заведовать ею должен фармацевт. На сегодняшний день программа обучения фармспециалиста с высшим образованием рассчитана на 7 лет. Кроме того, надо обязательно пройти шести-месячное дополнительное обучение и обзавестись степенью доктора фармации – PharmD.

Прежде чем получить лицензию на практическую деятельность, студент должен сдать экзамены при фармацевтических управлениях штатов и пройти производственную практику в течение 9 месяцев. После этого можно идти в обычную аптеку или подать документы на дополнительную программу, чтобы устроиться фармацевтом в клинике – там почасовая оплата значительно выше, хотя и работать приходится больше: в ночную смену, в выходные дни и без отпусков.

Профессия фармацевта – одна из самых высокооплачиваемых в стране. Начальная зарплата – 50–60 тыс. долларов в год считается относительно небольшой и после получения степени доктора фармации повышается до 100–120 тыс. долларов в год. В специализированных аптеках, работающих с радиофармпрепаратами, химиопрепаратами, фармацевтам платят до 250 тыс. долларов в год. На таких позициях нужны специальные знания и навыки, здесь выше риск и цена ошибки, соответственно, больше и вознаграждение. 
OTC & Rx
Основной доход стандартной Pharmaсy приносит продажа Rx-препаратов, стоимость которых для населения, как правило, оплачивается страховкой. Рецептурные ЛС составляют около 90% ассортимента, в свободном доступе можно найти лишь витамины, БАД, сиропы от кашля, гомеопатические и антигистаминные средства, глазные капли, а также НПВС. Обслуживание пациентов с рецепта-ми происходит по следующей схеме. Прежде чем отпустить лекарство, фармацевту необходимо проверить назначения врача и параметры страховки клиента в общей базе (компенсирует ли страховка стоимость данного средства). 

Далее он смотрит, совместим ли отпускаемый препарат с другими ЛС, которые принимает посетитель: для этого есть специальная компьютерная программа. В случае необходимости работник аптеки может проконсультироваться с врачом по поводу правильности назначения или посоветовать выписать пациенту другое лекарство. Оплатив заказ, посетитель получает упаковку с личными пометками фармацевта о том, как принимать ЛС: до, после или во время еды, чем нужно запивать, можно ли сочетать с другими препаратами или алкоголем, нет ли ограничений по управлению транспортным средством и т.д. 

В аптеках США есть также должность «техника» – сотрудника без фармобразования, выполняющего простые операции. В его обязанности входит приготовление лекарств по рецепту врача, печать наклеек с названиями препаратов, расстановка ассортимента, учет лекарственных средств.

Кто платит?
Поскольку фармакотерапия в Америке осуществляется по страховке, немного расскажем о том, как устроена эта система. Медуслуги в США – самые дорогие в мире. Поэтому каждый американец стремится сэкономить на лекарствах и визите к доктору. 

Люди, работающие в больших компаниях, имеют медицинскую страховку, оплачиваемую работодателем. Те, кто трудится в маленьких фирмах или по контракту, самостоятельно пытаются найти подходящий вариант компенсации стоимости лечения. Самой лучшей считается страховка у военных: она возмещает затраты на все прописанные ЛС и на визиты в поликлиники. В рамках государственных программ Medicaid и Medicare медицинскую помощь получают люди с доходом ниже официальной черты бедности, многодетные семьи, инвалиды и пенсионеры. 

Имеющий медицинскую страховку пациент платит только часть стоимости медикамента, например, 15% или фиксированные 10 долларов. Однако чтобы купить Rx-препарат, нужно попасть к врачу за рецептом, а визит в поликлинику оплачивается дополнительно. В зависимости от типа страховки это может быть и 20 долларов, и 200. К тому же по требованию третьей стороны – страховой компании, экономящей на всем, – в аптеках, как правило, отпускаются более дешевые дженерики, а не оригинальные препараты.
Какая аптека лучше?
Жители мегаполисов предпочитают пользоваться сетевыми аптеками – цены в них гораздо ниже, да и обычный набор лекарств уже одобрен страховой компанией раз и навсегда. Дополнительные преимущества дает единая по всей стране информационная база. Если человек, проживающий в одном штате, приехал в другой, а лекарство оставил дома и даже забыл его название, он может прийти за помощью в любую аптеку «своей» сети. Работник найдет данные клиента в единой системе, проверит назначения врача и отпустит выписанный препарат. Как правило, американцы предпочитают аптеку, которая расположена ближе всего к дому/работе. На выбор влияет качество обслуживания, а так же цены – иногда в зависимости от типа страховки стоимость ЛС может быть несколько выше или ниже. 

Однако многие аптеки стремятся привлечь потребителя за счет расширения ассортимента и предложения дополнительных услуг, зачастую нестандартных. Так, сеть CVS обзавелась системой так называемых walk-in health clinics. Это небольшие медучреждения, предоставляющие широкий спектр услуг: от удаления бородавок до вакцинации и планового медосмотра. А некоторые крупные сети даже открывают в своих филиалах салоны красоты, кофейни или суши-бары. 

Японскую еду, к примеру, сейчас можно отведать в 175 филиалах Walgreens и Duane Reade. Основная тенденция в розничном сегменте США – постепенное сокращение числа независимых (одиночных) аптек, а также постоянные слияния и поглощения мелких аптечных сетей более крупными предприятиями.
Pharmacy
На сегодняшний день в стране существует около 200 сетей. В тройку лидеров входят Walgreens (более 8000 аптек в 50 штатах), CVS/Pharmacy (около 7200 аптек в 41 штате) и RiteAid (примерно 4700 аптек). Каждая сеть имеет какую-то отличительную особенность. Так, у Walgreens более разнообразный ассортимент продуктов, галантереи и косметики, а сети CVS и RiteAid активно занимаются продажами ЛС через интернет. Несмотря на давление со стороны сетевых гигантов, частные одиночные аптеки продолжают существовать и сохраняют рентабельность. Многие из них являются семейными предприятиями, переходящими от родителей к детям на протяжении многих поколений. Внимательное отношение к каждому посетителю, готовность дать максимально развернутую консультацию и постоянное присутствие владельца в торговом зале – их неоспоримые преимущества в борьбе с более крупными конкурентами.


Любовь Пронина


Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Здесь работают по стандартам
    За стеклом
    Здесь работают по стандартам

    В чем особенности работы со специализированным лекарственным ассортиментом? Что должен знать и уметь первостольник, отпускающий такие препараты, и как строить общение с приобретающими их посетителями?

    Подробнее
  • Первая женская
    За стеклом
    Первая женская

    Уже почти 20 лет у жительниц Калининграда есть своя аптека. 

    Подробнее
  • Здесь есть все
    За стеклом
    Здесь есть все

    «36,6 Флагман здоровья» – новый масштабный проект аптечной сети «36,6». Чем он привлекает покупателей и какие возможности открывает для партнеров по бизнесу? Читайте об этом в нашем репортаже.

    Подробнее
  • Не смыкая глаз
    За стеклом
    Не смыкая глаз

    Труд в ночную смену не лучшим образом сказывается на самочувствии и работоспособности. Но можно попытаться нивелировать последствия такого графика.

    Подробнее
  • Лекарства ручной работы
    За стеклом
    Лекарства ручной работы

    Раньше табличка «Рецептурно-производственный отдел» была неотъемлемым атрибутом аптеки. Теперь же ее не увидеть нигде. Да и сама услуга сохранилась лишь в немногих организациях. В одной из них мы и побывали.

    Подробнее
  • Готовим витрины к зиме
    За стеклом
    Готовим витрины к зиме

    Со сменой сезона меняется и структура спроса на те или иные позиции аптечного ассортимента, что, безусловно, нужно учитывать при оформлении витрин. Несколько простых советов помогут сделать выкладку максимально эффективной.

    Подробнее