testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Где искать упущенную прибыль

Наш эксперт: Виктория Андросова, основатель и генеральный директор российской IT-компании ФармХаб

Наш эксперт: Виктория Андросова,
основатель и генеральный директор российской IT-компании ФармХаб



Две проблемы, которые снижают доход аптеки, – это несостоявшиеся продажи и избыточный товарный запас. Полностью решить их, конечно, невозможно, но есть несколько хорошо работающих приемов, которые позволят оптимизировать закупки и минимизировать потери.

Можно начинать считать потерянную прибыль, если клиент не смог купить нужный ему препарат. На графике 1 упущенные продажи показаны синим пунктиром. Мы видим, что ЛС X продается практически каждый день, в среднем по 3 единицы. При этом в течение определенного времени данной позиции не было в продаже. В эти дни препарат также мог быть продан, как обычно, в количестве трех штук. В итоге – упущенная прибыль. А еще расстроенный клиент, который может уйти к конкуренту. 

Затоваренный склад

Избыточный товарный запас тоже мешает зарабатывать больше. Аптека закупает много товара, который очень медленно продается. Получается, что вложенные в него средства могли быть потрачены на ходовые позиции. Возрастает риск просрочки, а это уже прямые финансовые потери. А еще товар занимает условное «складское/полочное» пространство, а оно тоже стоит денег. На графике 2 видно, что ближе к началу отчетного периода была сделана большая закупка препарата Y. Через две недели – новая закупка, хотя старый товар еще не распродан. В результате аптека пытается продать остатки, которые занимают место на складе, и оборотные деньги. Решение этой проблемы в дробных и небольших по объему закупках. Таким образом, на складе всегда есть товар, но он не залеживается, так как закупается часто и небольшими партиями.

График 1. Когда товара нет в наличии. График 2. Когда товара слишком много

Как понять, сколько нужно закупать?

Есть несколько факторов, которые влияют на частоту и объем закупок:


  • остатки в день заказа

  • акция по НТЗ (неснижаемый товарный запас)

  • время доставки заказа

  • страховочный запас

  • количество продаж в день


Выясним, сколько нужно закупить товара, чтобы в аптеке был запас на следующую неделю, то есть 7 дней.


Известно, что:


  • на остатках еще есть 35 упаковок препарата Z

  • аптека участвует в акции, по условиям которой остаток товара не должен быть менее 5 штук

  • доставка товара происходит на третий день после заказа

  • страховочного запаса в аптеке должно хватать на 2 дня

  • в среднем продается 11 упаковок Z в день. 


Используем самый простой вариант расчета – линейную модель, которую каждый может применять самостоятельно. 

За неделю аптека продаст (7 x 11 = 77) упаковок Z. К этому нужно добавить страховочный запас (2 x 11 = 22) и время доставки (3 x 11 = 33), а затем вычесть уже имеющийся остаток (35 уп.). Кроме того, по условиям акции нам необходим НТЗ в размере 5 упаковок. В данном случае страховой запас (22 шт.) покрывает НТЗ (5шт.), поэтому формула выглядит следующим образом:

77 + 22 + 33 – 35 = 97

Итак, оптимальный объем заказа – 97 упаковок, однако нам необходимо учитывать минимальный объем и кратность заказов у дистрибьюторов. Если каких-либо ограничений нет – смело заказываем ровно столько, сколько нам нужно, но может быть так, что поставщик принимает заказы в количестве, кратном 30, то есть нужно закупить или 90 штук или сразу 120.


В данном случае аптеке нужно принять решение: закупить 120 упаковок и потратить дополнительные деньги, которые могли бы пойти на закупку другого товара, либо, рискнув остаться без товара или нарушить условия акции НТЗ, закупить 90 штук, либо передать заказ другому поставщику, с иными условиями заказа, если таковой имеется*.

 

* В наших расчетах мы не учитывали сезонность, праздники, маржинальность, проходимость товара и ряд других факторов. Для более точного прогнозирования можно использовать современные компьютерные программы, работающие практически с любым количеством переменных. Если же цифровые решения пока не вошли в практику вашей аптеки, применяйте линейную модель – она поможет избежать грубых ошибок в планировании товарных запасов.

Журнал "Российские аптеки" №6, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Своими руками
    За стеклом
    Своими руками

    Построить собственный аптечный бизнес с нуля, опираясь только на помощь родных, вполне реально, даже если новая аптека находится в небольшом поселке, а покупательная способность населения невелика. 

    Подробнее
  • Полет «Аиста»
    За стеклом
    Полет «Аиста»

    Независимая сеть, созданная супругами Горшуновыми, работает в двух небольших городах Нижегородской области. 

    Подробнее
  • Конфликт в аптеке: ищем конструктивное решение
    За стеклом
    Конфликт в аптеке: ищем конструктивное решение

    Все мечтают работать в дружной команде единомышленников, члены которой поддерживают друг друга и делают общее дело. 

    Подробнее
  • Как я открыла аптеку в Марокко
    За стеклом
    Как я открыла аптеку в Марокко

    Героиня нашей статьи родилась в семье фармспециалистов и буквально выросла среди аптечных витрин. Однако работать по любимой с детства специальности ей пришлось далеко от дома, в чужой стране. 

    Подробнее
  • С первого взгляда
    За стеклом
    С первого взгляда

    Умение вызывать к себе расположение покупателя – навык, который, безусловно, пригодится любому фармспециалисту. Осваиваем азы невербальной коммуникации!

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
long distance moving адвокат по уголовным деламдетский фотограф