Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Истерическая демонстрация

Картина «Лекция в клинике Сальпетриер» была написана французским художником Пьером-Андре Бруйе в 1887 году и с большим успехом выставлялась в Париже. На ней изображен выдающийся врач Жан-Мартен Шарко, один из основателей современной неврологии и психотерапии. Профессор запечатлен в момент проведения занятий, он демонстрирует слушателям одну из своих пациенток. 

В целом картина по манере напоминает многие полотна, на которых хирурги рассекают трупы или оперируют больных в анатомических театрах при свете свечей и в присутствии самых разнообразных зрителей. Однако действие в случае с доктором Шарко происходит вовсе не в подобном театре, а в одном из хорошо освещенных помещений старинного павильона больницы. Именно там каждый вторник он демонстрировал образцы поведения больных истерией. 

Собрания постепенно превратились в настоящие шоу, на них приходили не только студенты-медики и врачи, но и члены высшего общества, писатели, философы. Довольно быстро появились и критики, утверждавшие, что происходящее никакого отношения к медицине не имеет, а Шарко на самом деле нанимает актеров и подбирает публику, легко поддающуюся внушению. 

Впрочем, их обвинения не подтверждались. 

Так, хорошо известно, что женщину, изображенную на картине, зовут Бланш Уитман. Она действительно была профессионалом, но не в актерском деле. Ее называли «королевой истерики» или «культивированной истеричкой».

Шарко предпочитал ее присутствие, когда нужно было проиллюстрировать на клинических примерах состояние гипноза, эпилептоидные припадки, которые могли вызываться прикосновением к так называемым «истерогенным зонам», расположенным в подмышечных впадинах, а останавливаться – сдавлением яичников. Один из учеников профессора Шарко описывал Уитман так: «Бланш высока, около 1,64 м, корпулентна (70 кг), рыжая, с лимфатической конституцией. Кожа белая. Грудь большая. Умственные способности ниже среднего. Память достаточно хорошая. Ее взгляд блестящий: вид мужчин и контакт с ними вызывает в ней особое возбуждение».
Термин  «истерия»  происходит  от  греческого ύστέρα,  то  есть  «матка». Собирательное  обозначение  самых  различных женских  расстройств, связанных  якобы  с  блужданием матки  по  телу. Впервые описана в древнеегипетских папирусах примерно  за  2  тыс.  лет до  нашей  эры.  Собственно  название  болезни появилось в Древней Греции,  оно  встречается  в  «Гиппократовом сборнике».  Диагноз  был чрезвычайно  популярен у  врачей  XIX–XX  веков, его  ставили,  если  женщина  демонстрировала на публике эмоциональные  реакции  –  слезы, смех,  крики.  Кроме  того, истерию ставили при судорогах,  параличах, нарушениях  чувствительности,  ухудшении слуха  и  зрения, любых помрачениях  сознания, повышенной  сексуальной активности, одышке, бессоннице.  
В  руководстве  Джорджа  Тейлора 1859 года издания перечень состояний, относящихся к  истерии,  занимал  75  листов.  Лечение было самым разнообразным  –  от  гидротерапии, предложенной,  к  слову, Шарко (до сих пор мощный водный контрастный массаж носит его имя) до хирургического удаления матки. Широко практиковался трансвагинальный массаж  органов  таза: ручная стимуляция половых  органов  пациенток проводилась до тех пор, пока  они  не  испытывали  «многократные  истерические  пароксизмы», более  известные  сегодня  как  оргазм.  
В  1870-х годах  появились  электромеханические стимулирующие  устройства, прародители  современных  вибраторов.  По  мере  развития  медицины, появления новых диагностических методов, в том числе лектрофизиологических и рентгеновских, стало  ясно,  что  истерии в том понятии, в котором ее описывали до XX века, не существует. Большую роль в этом сыграли Жан-Мартен Шарко и Зигмунд Фрейд.  Сегодня  состояния, ранее относившиеся к «истерии», считаются не только патологией (эпилепсия, шизофрения, пограничные расстройства личности, тревожные расстройства и т.п.), но и вариантом нормы.
На картине женщина изображена в момент прохождения четырех стадий так называемой большой истерии, как ее определял сам Шарко. Он объясняет собравшимся происходящее, в то время как один из его помощников, Жозеф-Франсуа Феликс Бабинский, поддерживает ее под мышками, пристально глядя на пациентку.  Возле Уитман стоит пожилая женщина. Это Маргарет Боттар, или Боботта, старшая сиделка в женском отделении больницы Сальпетриер. 

Организованная, старательная и преданная сотрудница, которую очень ценил Шарко. За свою долгую профессиональную деятельность она получила множество наград, а в 1898 году ей была вручена медаль Почетного легиона. 

Другие ассистенты – Поль-Мари-Луи-Пьер Рише, чьи идеи о гипнозе оказали особое влияние на Зигмунда Фрейда, Шарль-Самсон Фере, стоящий рядом с ним у стола, где находится катушка индуктивности, снабжающая током электроды, которые держит в руках Шарко. Также можно увидеть известных неврологов Пьера Жане и Жоржа Жиля де ла Туретта. Возле окна стоит сын Шарко, Жан-Батист, посвятивший себя исследованию Арктики и позже погибший в кораблекрушении.

Бланш Уитман после смерти Жана-Мартена Шарко была переведена в Отель-Дье. Поскольку мода на истерию постепенно прошла, бывшая пациентка постепенно успокоилась и даже устроилась на работу – поначалу в фотографическую, а позже и в радиологическую лабораторию Кюри. Последнее место работы стало причиной развития у нее рака. Когда Уитман спросили, симулировала ли она истерические припадки на показах профессора она ответила: «Если у нас приступ, мы не можем вести себя иначе. И в этом не было ничего приятного. Кроме того, вы верите, что было легко одурачить месье Шарко? Были, конечно, и такие пациентки, которые пытались ломать комедию, но Шарко метал в них простой, но вместе с тем испепеляющий взгляд, после чего они немедленно успокаивались»

Без истерики!


Одна из версий изобретения вибратора изложена в художественном фильме «Без истерики!»/«Hysteria» 2011г. Героиня, на которой проводятся первые испытания устройства, внешне напоминает Бланш Уитман.

Алексей Водовозов


Журнал "Российские аптеки" №6, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Синий  клевер – знак удачи
    За стеклом
    Синий клевер – знак удачи

    Могут ли два молодых человека с нуля и без посторонней помощи запустить собственный аптечный бизнес, получая не только прибыль и бесценный опыт, но и огромное удовольствие от работы? Семейная пара из Волгограда на своем примере показала, что это возможно.

    Подробнее
  • Место встречи изменить нельзя
    За стеклом
    Место встречи изменить нельзя

    Внешнее окружение аптеки невозможно изменить по нашему желанию. Однако можно научиться использовать его в своих интересах, активно эксплуатируя достоинства и нивелируя недостатки.

    Подробнее
  • Здравствуйте, я новая заведующая
    За стеклом
    Здравствуйте, я новая заведующая

    Новому начальнику не всегда легко добиться авторитета у  подчиненных, особенно если они работают вместе давно, считают себя более опытными и поддерживают друг друга.

    Подробнее
  • Аптека 245: 45 лет на рынке!
    За стеклом
    Аптека 245: 45 лет на рынке!


    В России не так много аптечных организаций, которые могут похвастаться столь долгим сроком непрерывной работы. В этом году тольяттинская сеть «Аптека 245» отметит свой 45-летний юбилей. 

    Подробнее
  • Команда или группа
    За стеклом
    Команда или группа

    Популярность аптечной организации среди населения во многом зависит от ее сотрудников, а прибыль - от их грамотного консультирования. Важна ли при этом слаженность и сплоченность коллектива? 

    Подробнее
  • Победить ленивого
    За стеклом
    Победить ленивого

    Не все сотрудники одинаково полезны. Вы горите на работе, а коллега отнюдь не утруждается. Обидно? У нас есть несколько советов для вас.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.