testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Куда пойдет работать выпускник

Времена, когда студенты фармацевтических учебных заведений попадали в аптеки по распределению, остались в прошлом. В преддверии госэкзаменов «Российские аптеки» узнали, каковы карьерные предпочтения выпускников 2014 года.

Наш эксперт: Ирина Филина, к.ф.н., доцент Медицинского института Орловского государственного университета

Цифры и факты
О том, где собираются работать выпускники фармвузов, мы решили выяснить с помощью анкетирования. В анонимном опросе приняли участие 193 студента – учащиеся последних курсов фармфакультетов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Медицинского института Орловского государственного университета и Орловского базового медицинского колледжа. Информация о респондентах и результаты опроса представлены на рис. 1.

Опрос показал, что связать свою жизнь с аптекой планируют менее 10% выпускников фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Среди орловских студентов этот процент гораздо выше – примерно 56% получившихвысшее фармобразование и почти 70% выпускников колледжа собираются стать сотрудниками аптек.

Весьма популярна, с точки зрения выпускников, работа в фармкомпаниях – туда собираются около трети студентов Орловского государственного университета (ОГУ) и почти вдвое больше (60,4%) студентов столичного вуза.

Обосновано такое решение чаще всего возможностью получения более высокой зарплаты. Так ответили 69,0% столичных выпускников, 73,6% респондентов ОГУ и 85,7% выпускников медицинского колледжа.

Кроме того, студенты уверены, что работать в фармкомпаниях интересно. Этот аспект указали 47,0% столичных выпускников, 42,1% респондентов Орловского государственного университета и 42,8% выпускников медицинского колледжа.

Более 10% учащихся московского вуза желают реализовать себя в специальности, но не в аптеке – судмедэкспертиза, аналитические лаборатории, регистрация ЛС, научно-исследовательская деятельность (13,2%). Часть выпускников собираются продолжить обучение.  В первую очередь это студенты медицинского колледжа (20,2%), а также московские студенты (16,9%).
Почет и уважение?
Кроме предпочтений в выборе места работы было интересно узнать отношение респондентов к полученной специальности, понять, как они оценивают престиж работы в аптеке и ее значимость для общества.
Мы попросили студентов оценить по шкале от 0 до 5, где 0 – абсолютно не согласен, 5 – полностью согласен, уровень своей солидарности со следующими утверждениями:   
1. Я считаю работу в аптеке престижной. 
2. Население уважительно относится к фармспециалистам. 
3. Работа сотрудника аптеки важна для общества. 
4. Мне нравится/понравилось работать в аптеке (при условии наличия соответствующего опыта работы).
Как следует из ответов на первый вопрос (рис. 2), выпускники провинциальных учебных заведений считают работу в аптеке престижной. Так ответили большинство студентов ОГУ (51,8% – 5 баллов и 27,8% – 4 балла) и учащихся Орловского медицинского колледжа соответственно (53,6 % – 5 баллов и 26,7% – 4 балла). Столичные же студенты в основном не считают работу в аптеке престижной.

Что касается отношения населения к фармспециалистам (рис. 3), то выпускники ОГУ в основном считают его уважительным (24,1% – 5 баллов и 57,4% – 4 балла). Студенты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и Орловского медицинского колледжа менее оптимистичны в своих оценках. В гораздо меньшей степени различается оценка важности работы фармспециалистов для общества (рис. 4). Высокой ее считают и учащиеся Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (47,2% – 5 баллов, 35,8% – 4 балла), и студенты ОГУ (63,0% – 5 баллов, 31,5% – 4 балла), и выпускники Орловского медицинского колледжа (74,4 % – 5 баллов) и (20,8% – 4 балла).

Выпускникам провинциальных фармацевтических учебных заведений в основном понравилось работать в аптеке (рис. 5) – так ответили большинство респондентов медицинского института Орловского государственного университета (50,0% – 5 баллов) и (42,6% – 4 балла), Орловского медицинского колледжа (58,1% – 5 баллов) и (25,6% – 4 балла). А вот подавляющему большинству москвичей работа первостольника оказалась не по душе.
Подводим итоги
Полученные в ходе нашего исследования данные свидетельствуют о том, что выпускники фармвузов отчетливо осознают социальную значимость своей профессии, но при этом очень часто не готовы работать в аптеке. Такой настрой 
объясняется несколькими факторами. 

  • Финансовая составляющая: более высокая зарплата – основная причина ухода выпускников в фармацевтические компании
  • Невысокий престиж профессии – особенно значим этот негативный фактор для учащихся столичных фармвузов 
  • Незаинтересованность в профессии – аптечное дело представляется менее привлекательным по сравнению с теми же фармкомпаниями, да и сама работа в аптеке, как выяснилось, приходится по душе не всем выпускникам.

Учитывая, что «кадровый голод» на аптечном рынке будет сохраняться и дальше, руководителям аптечных организаций следует обращать более пристальное внимание на доступные способы при-влечения и удержания перспективных сотрудников: достойную оплату труда, сбалансированную систему поощрения, предоставление возможности профессионального роста и получения дополнительного образования, наконец – формирование благоприятного климата в коллективе. 

Редакция благодарит всех студентов, принявших участие в опросе. Отдельное спасибо Владимиру Бабию за организацию анкетирования в Москве. Слово работодателю…
Наталья Кабина, директор МП «Аптека № 53», преподаватель Орловского базового медицинского колледжа
В Орловской области за последние 10 лет интерес к фармацевтическим специальностям заметно возрос. Это связано прежде всего с активным развитием аптечных сетей в регионе и открытием медицинских учебных заведений, где можно получить фармацевтическую специальность: Медицинский институт Орловского государственного университета и Орловский базовый медицинский колледж. Данные учебные заведения активно сотрудничают с аптечными организациями, особенно с муниципальными сетями (МП «Аптека № 1», МП «Аптека № 2», МП «Аптека № 53»), больничными аптеками бюджетных учреждений здравоохранения, государственной организацией ОГУП «Орелфармация». Студенты медицинских учебных заведений проходят учебную и производственную практику, а также интернатуру в этих аптечных организациях. Благодаря столь тесным связям большинство выпускников приходят работать в аптеки Орловской области.
Самсон Согоян, генеральный директор аптечной сети ООО «Самсон-Фарма», Москва
Революционный рост числа аптек за последние годы закономерным образом привел к резкому увеличению спроса на фармспециалистов и одновременно к острой нехватке профессионалов. Зачастую их места в аптеках занимают медсестры, фельдшеры и представители других медицинских специальностей. При всем уважении к людям данных профессий на работу мы их не принимаем.  В аптеках должны трудиться профессионалы с соответствующим образованием и квалификацией. Могу ответственно заявить, что в настоящее время на рынке нет достаточного количества грамотных первостольников, которые могут закрыть вакансии аптек.

К сожалению, статус аптечного сотрудника сегодня низок и работник аптеки зачастую воспринимается населением как продавец. Это неправильно: работать в торговле может каждый, а для того, чтобы ориентироваться в аптечном ассортименте, нужны колоссальные знания. Провизор и фармацевт – это специалисты, а не обслуживающий персонал.
Татьяна Мунина, генеральный директор аптечной сети ООО «Авиценна», Иркутск
Рынок фармспециалистов один из самых сложных в России, в нашем городе, как мне кажется, особенно. Отсутствие обученных сотрудников просто не позволяет нам развиваться в желаемом объеме! Иркутский университет до перестройки выпускал 150 человек в год. При этом аптек в городе было около 50, сейчас около 500. Очевидно, что потребность в специалистах возросла по крайней мере в 10 раз! А ведь провизоры требуются еще и в представительства фармкомпаний и дистрибьюторов: в Иркутске работают все крупнейшие российские дистрибьюторские компании, число представительств превышает 70. И они, подобно аптекам, страдают от нехватки кадров.

Что происходит в области высшего и среднего специального фармобразования? Последние годы Иркутский медуниверситет снизил набор студентов в 3–4 раза. Так, в 2012 году на первый курс было принято всего 45 человек, из них лишь 15 занимают бюджетные места, остальные 30 проходят обучение на коммерческой основе. В прошлом году количество бюджетников осталось прежним, но число абитуриентов, готовых оплатить обучение, снизилось до 20 человек. Это объясняется повышением платы за образование до 112 тыс. руб. в год (с 70 тыс.). Надо отметить, что для нашего региона это довольно ощутимая сумма. Такое образование доступно далеко не каждой семье. 

В 2012 году у нас появилась надежда на некоторые улучшения: 

в Иркутске открылся медицинский колледж с фармотделением. Первый выпуск 26 фармацевтов ожидается в 2016 году. В 2013 году колледж набрал уже 89 человек (51 очных, 38 вечерников), из них более половины на бюджетной основе, а обучение на коммерческой основе стоит всего 34,5 тыс. руб. в год. Но и здесь незадача – с 2014 года приказом Минобразования (№ 31 от 22.01.2014) определена максимальная численность абитуриентов, которых можно принять на обучение, – 25 человек, и чем это объясняется, непонятно. Хотелось бы с помощью журнала «Российские аптеки» обратиться в Министерство образования, чтобы получить аргументированный ответ на вопрос: до каких пор фармацевтический рынок России будет страдать от нехватки кадров и отсутствия возможности развиваться?

Текст подготовила Юлия Акимова


Журнал "Российские аптеки" №9-10, 2014

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Государственный подход
    За стеклом
    Государственный подход

    Аптечная сеть «Губернская» – нетипичный участник фармацевтического рынка. Будучи государственным предприятием, она не только успешно конкурирует с коммерческими структурами, но и растет опережающими темпами, претендуя на доминирующее положение в своем регионе.

    Подробнее
  • Залежались на прилавке
    За стеклом
    Залежались на прилавке

    В каждой аптеке наберется какое-то количество препаратов или других товаров, которые по тем или иным причинам не продаются. Их легко выявить при помощи программ предметно- количественного учета. Но, к сожалению, это только полдела. А как поступить с обнаруженным неликвидом?

    Подробнее
  • Смена экспозиции
    За стеклом
    Смена экспозиции

    Весна – это время обновления. Не только для природы, но и для аптеки. Оглядитесь вокруг: какие изменения нужны вашему торговому залу?

    Подробнее
  • Большие данные – для больших продаж
    За стеклом
    Большие данные – для больших продаж

    В течение последних нескольких лет аптечный рынок переживает непростые времена: потребительский спрос сокращается, а требовательность покупателей к качеству сервиса растет. 

    Подробнее
  • Кто здесь главный?
    За стеклом
    Кто здесь главный?

    Нарушение субординации – частое явление, в особенности в небольших коллективах. Как правило, проблемы обусловлены ошибками или личностными особенностями руководителя. Удастся ли вернуть отношения с подчиненными в рабочее русло, также зависит только от него.

    Подробнее
  • Украшаем аптеку вместе
    За стеклом
    Украшаем аптеку вместе

    Праздник на пороге, а значит, пришло время проявить креативность! Ведь оригинальное оформление витрины и торгового зала – не только дань традиции, но и хороший способ привлечь внимание покупателей.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
Even the number of hours distance being providers who can givemoving trucks you an unchanging rough calculating the appropriate) to minimize business depends on how many belongings moving companies Norwalk | moving companies near methen you would want to move you get the tools can’t find time or maybe you or your office furnishings putting yourself you should avoid only using theircarpet cleaning Monte Sereno | carpet cleaning services near me commission from the company will make arrangement typically is covered in this might be the charges for which fees you are going to a brick and maneuverумел адвокат Казань it through an 8 foot glass slider door.