testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Место встречи изменить нельзя



Внешнее окружение аптеки невозможно изменить по нашему желанию. Однако можно научиться использовать его в своих интересах, активно эксплуатируя достоинства и нивелируя недостатки.


Давайте выйдем из аптеки и посмотрим на прохожих. Кто из них заходит к вам, а кто идет мимо? Каков ритм активности покупателей? И, наконец, что же должно случиться для того, чтобы теоретический посетитель стал нашим фактическим клиентом?





Внимательно изучаем окрестности и ищем ответы на следующие вопросы.


  • Каковы точки притяжения потоков покупателей? В их роли может выступать торговый центр, остановка транспорта, поликлиника, детский сад, фитнес-клуб, офисы, спальный район и т.п.

  • Куда идут люди, проходящие мимо аптеки? Спешат на работу, идут в поликлинику, на рынок, возвращаются из магазина?
  • Есть ли рядом точки конкурентов, когда они открыты, есть ли у них акции, чем они привлекают покупателей?


Анализируем собранные данные, отмечаем плюсы и минусы расположения и сами для себя вырабатываем рекомендации, что с этим делать. Приведем несколько примеров такого подхода.

Аптека в торговом центре или рядом с нимАптека в торговом центре или рядом с ним


Плюсы: торговый центр привлекает большие потоки покупателей, многие из них будут заходить к вам.

Минусы: высокая плотность покупателей приводит к сокращению времени, которое они проводят внутри аптеки, откладыванию покупок на следующий раз, к жалобам на медленную работу персонала.


Что нужно сделать? Изучите пики посещаемости. Обновите заранее запас лекарств на прилавках, введите электронную очередь, увеличьте количество касс, сделайте открытую выкладку.

Рядом с метро / автобусной остановкойРядом с метро / автобусной остановкой


Плюсы: множество покупателей, решивших забежать в аптеку по пути с работы или на работу.

Минусы: посещение аптеки не входит в планы подавляющего большинства пассажиров.


Что нужно сделать?
Заявите о себе. Сделайте яркие витрины, поставьте указатели на дороге, подсветите вывески, чтобы быть заметными в темное время суток.
Рядом автомагистральРядом автомагистраль


Плюсы: все автолюбители – ваши потенциальные клиенты.

Минусы: аптека, как правило, располагается на 1-м этаже, и вывеска может быть закрыта деревьями, не видна с дороги. Возле аптеки бывает трудно припарковаться.


Что нужно сделать? Установите возле дороги указатель по типу дорожного знака. Повесьте вывеску так, чтобы она была видна с дороги. Сделайте вывеску с освещением, чтобы она была заметна также в темное время суток. Продумайте варианты парковки.


 Аптека находится в спальном районе / многоквартирном доме на 1-м этажеАптека находится в спальном районе / многоквартирном доме на 1-м этаже


Плюсы: большинство посетителей – ваши соседи, велика вероятность, что они станут вашими постоянными клиентами.

Минусы: в аптеку ходят только местные жители, низкая проходимость.


Что нужно сделать? Используйте оригинальные акции и специальные услуги. Сделайте вход и торговый зал максимально удобными для пожилых людей, мам с детьми, инвалидов. Повесьте колокольчик на дверь, чтобы покупатель не ждал первостольника.

Рядом с аптекой много офисовРядом с аптекой много офисов


Плюсы: ваши потенциальные покупатели являются той самой целевой аудиторией, за которой гоняется большинство коммерческих предприятий. Они активны и платежеспособны.

Минусы: у людей не всегда есть время, чтобы зайти в аптеку. Длинные очереди во время обеденного перерыва или в конце рабочего дня.


Что нужно сделать? Сделайте акцент на премиальных товарах. Расширьте ассортимент дорогой косметики, используйте эффектную, «продающую» выкладку. На приоритетных местах выкладываются дорогие препараты. Продумайте режим работы аптеки в час пик.
Наличие аттрактора: детского сада, ЛПУ, фитнес-клубаНаличие аттрактора: детского сада, ЛПУ, фитнес-клуба


Плюсы: посетители учреждения-аттрактора часто нуждаются в специальных ЛС и товарах медицинского назначения. Покупать их они будут именно у вас.

Минусы: если аптека не приспособлена для обслуживания привлеченных людей, то вы быстро потеряете их и они вряд ли вернутся снова.


Что нужно сделать? Учитывайте специализацию лечебного учреждения-аттрактора при формировании ассортимента (детское или спортивное питание и препараты, помогающие при травмах, парафармацевтика и пр.). Добавьте в интерьер необходимые детали. Например, если рядом ЛПУ, нелишней будет стойка с ортопедией или тонометром. Сделайте детский уголок, если к вам приходит много посетителей с детьми.

Итак, положение и окрестности аптеки изучены и проанализированы, выявлены преимущества и «узкие места», выработаны меры по улучшению ситуации. Дело за малым: теперь нужны ресурсы и воля для того, чтобы претворить в жизнь запланированные изменения!

Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №10, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Полет «Аиста»
    За стеклом
    Полет «Аиста»

    Независимая сеть, созданная супругами Горшуновыми, работает в двух небольших городах Нижегородской области. 

    Подробнее
  • Конфликт в аптеке: ищем конструктивное решение
    За стеклом
    Конфликт в аптеке: ищем конструктивное решение

    Все мечтают работать в дружной команде единомышленников, члены которой поддерживают друг друга и делают общее дело. 

    Подробнее
  • Как я открыла аптеку в Марокко
    За стеклом
    Как я открыла аптеку в Марокко

    Героиня нашей статьи родилась в семье фармспециалистов и буквально выросла среди аптечных витрин. Однако работать по любимой с детства специальности ей пришлось далеко от дома, в чужой стране. 

    Подробнее
  • С первого взгляда
    За стеклом
    С первого взгляда

    Умение вызывать к себе расположение покупателя – навык, который, безусловно, пригодится любому фармспециалисту. Осваиваем азы невербальной коммуникации!

    Подробнее
  • «Балтийские травы»: аромат здоровья
    За стеклом
    «Балтийские травы»: аромат здоровья

    Что позволяет небольшой аптечной организации держаться на рынке более 15 лет? Почему ее сотрудники нисколько не боятся конкурентов, растущих вокруг как грибы после дождя? 

    Подробнее
  • Лекарства под стеклом
    За стеклом
    Лекарства под стеклом

    Закрытая форма выкладки по сей день остается наиболее популярным форматом в аптеках. У этого выбора есть как несомненные достоинства, так и очевидные недостатки. Компенсировать их можно, грамотно используя принципы мерчандайзинга. 

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.
long distance moving адвокат по уголовным деламдетский фотограф