testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


На левом берегу Днестра

Приднестровская Молдавская Республика вот уже почти 30 лет существует как самостоятельное государство. Небольшой местный фармацевтический рынок развивается по своим законам. Как сейчас живут и работают аптеки Приднестровья? Рассказывает Антонина Анатольевна Юрова, заведующая и соучредитель аптеки «АнМар» в городе Григориополе.

Бизнес для профессионалов

Приднестровский райцентр Григориополь находится в 45 км к северо-востоку от Тирасполя. Аптека «АнМар» работает здесь с августа 2014 года. Для небольшого города ее появление стало событием: репортаж о торжественном открытии сохранился на сайте Совета народных депутатов Григориопольского района.


Учредители ООО «АнМар» выкупили и отремонтировали старое здание в центре города, на улице Карла Маркса. До революции здесь располагалась церковная школа, затем – детская библиотека и сберкасса. Место было выбрано удачно: соседство административных зданий, рынка, школ, близость жилых кварталов обеспечивают стабильно высокую проходимость. В аптеке работают 4 человека: 3 фармспециалиста плюс сотрудник, отвечающий за уборку. С понедельника по субботу аптека открыта с 8.00 до 22.00, в воскресенье – с 8 до 15.00. 


Антонина Юрова, соосновательница и заведующая аптекой «АнМар». Торговый зал украшает изображение бога медицины и врачевания Асклепия

Антонина Юрова, соосновательница и заведующая аптекой «АнМар». Торговый зал украшает изображение бога медицины и врачевания Асклепия 


Обе основательницы ООО «АнМар», Антонина Юрова и Маргарита Бутузова, имеют фармацевтическое образование. «Так бывает нечасто, ведь владельцем коммерческой организации может быть кто угодно, – говорит Антонина Юрова. – И все же мы считаем, что грамотно управлять аптекой могут лишь те, кто профессионально разбирается в фармации».

Среднее фармацевтическое образование в ПМР можно получить в Тираспольском медицинском колледже им. Л.А. Тарасевича, высшее – на заочном отделении Приднестровского государственного университета
Региональные особенности

Демография. По официальным данным, в Приднестровье живут около 500 тыс. человек. Однако непростая экономическая ситуация заставляет трудоспособное население отправляться на заработки за рубеж – в Россию и страны Европы.


Почти везде «актив» покупателей аптечных товаров составляют пенсионеры, но в приднестровских аптеках, по словам Антонины Юровой, пожилых людей особенно много. Понятны характеристики такой аудитории: это очень разборчивые и требовательные, экономные и при этом зачастую непростые в общении клиенты.


Рынок ЛС. Собственных фармацевтических производств в Приднестровье практически нет. Единственное исключение – григориопольский завод «Фарм-Ю», выпускающий антисептики, спиртовые настойки, фасовки лекарственных трав, бинты и т.д. Импортная фармпродукция представлена препаратами из России, Украины, Молдовы, Словении, Венгрии. К слову, доступные по цене российские ЛС пользуются в ПМР повышенным спросом. «В последние годы мы все чаще наблюдаем, что за лекарствами российского производства к нам специально приезжают из Молдовы», – рассказывает заведующая.


Фармрозница. В ПМР имеются как отдельные аптеки, так и достаточно крупные сети. Некоторые из них, например «Провизор.ком» и «Вивафарм», имеют десятки точек по всей республике. Есть также несколько государственных сетей (ГУП), однако со временем их становится все меньше. Независимые аптеки ощущают серьезное давление со стороны сетевых конкурентов, признается наша собеседница. Особенно распространенный прием – демпинг, к которому прибегают крупные компании, ассоциированные с фармдистрибьюторами. Когда-то в республике действовал закон, ограничивающий минимальное расстояние между аптеками 300 м, вспоминает Антонина Юрова, однако теперь он отменен. При этом в ПМР существует заметная диспропорция в плотности аптечной сети: в сельской местности аптек мало, а в городах они на каждом шагу.

По данным на 2015 год, на территории Приднестровья
насчитывалось 229 аптечных учреждений, в том числе 77 аптек,
148 фармпунктов и 4 аптечных киоска. Плотность аптечной сети
в республике – 1 точка на 2004 жителя1

По данным на 2015 год, на территории Приднестровья насчитывалось 229 аптечных учреждений, в том числе 77 аптек, 148 фармпунктов и 4 аптечных киоска. Плотность аптечной сети в республике – 1 точка на 2004 жителя

3 слагаемых лояльности

В Григориополе, население которого чуть больше 9 тыс. человек, в настоящее время действует 8 аптек. Правда, обслуживают они не только горожан, но и жителей сельской местности – именно на них приходятся основные продажи в выходные дни. И все же конкуренция при такой плотности очень жесткая, бороться приходится за каждого клиента. По словам Антонины Юровой, в рецепте успеха аптеки «АнМар» несколько составляющих.


Ценовая политика. Населением ПМР востребованы максимально доступные по цене, но в то же время качественные препараты. Поиск оптимального соотношения цены и качества – непростая задача, но здесь, как отмечает наша собеседница, у одиночных аптек больше свободы. В отличие от сетевых конкурентов они не связаны корпоративными договорами и могут сами выбирать, с каким поставщиком работать.

В Приднестровье, как и в России, ценообразование на фармацевтическом рынке частично регулируется государством. Фиксированные цены установлены для 100 позиций, включенных в перечень жизненно важных лекарственных средств (ЖВЛС)

Ассортимент. «Покупатель, пришедший к нам с длинным списком лекарств, должен найти здесь все, что ему необходимо», – говорит Антонина Юрова. Это относится не только к ЛП, но и к нелекарственным товарам. Например, очень много усилий приходится тратить на поиск и закупки очковой оптики, с которой в ПМР нередко случаются перебои. Важное конкурентное преимущество: «АнМар» имеет право на работу с препаратами предметно-количественного учета, и их выбор здесь значительно шире, чем в государственных аптеках.


Работа с покупателями. «Имея почти 30-летний стаж, я знаю семьи многих посетителей в двух поколениях, – говорит заведующая. – Если человек забыл или потерял назначение врача, я вспоминаю, что ему нужно, ориентируясь по своим «заметкам», точно так же приходится держать в уме противопоказания, аллергические реакции на те или иные препараты». Для многих жителей Григориополя Антонина Юрова стала «семейным фармацевтом», эти люди считают ее аптеку своей и вряд ли уйдут к конкурентам.


«Выжить и сохранить аптеку для постоянных клиентов – это и есть наша главная задача и мотивация, – говорит наша собеседница. – Пока что справляемся, и, как видите, неплохо!»


1. Самко Г.Н. Разработка объектно-ориентированных технологий повышения доступности и прозрачности фармацевтической системы в Приднестровской Молдавской Республике, М.2018, с.16

Татьяна Додон

Фото из архива ООО «АнМар»

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Почему нужно разговаривать с покупателями?
    За стеклом
    Почему нужно разговаривать с покупателями?

    Необходимость выстраивать коммуникацию с клиентом вызывает неприятие у многих первостольников. 

    Подробнее
  • Где искать упущенную прибыль
    За стеклом
    Где искать упущенную прибыль

    Две проблемы, которые снижают доход аптеки, – это несостоявшиеся продажи и избыточный товарный запас.

    Подробнее
  • Своими руками
    За стеклом
    Своими руками

    Построить собственный аптечный бизнес с нуля, опираясь только на помощь родных, вполне реально, даже если новая аптека находится в небольшом поселке, а покупательная способность населения невелика. 

    Подробнее
  • Полет «Аиста»
    За стеклом
    Полет «Аиста»

    Независимая сеть, созданная супругами Горшуновыми, работает в двух небольших городах Нижегородской области. 

    Подробнее
  • Конфликт в аптеке: ищем конструктивное решение
    За стеклом
    Конфликт в аптеке: ищем конструктивное решение

    Все мечтают работать в дружной команде единомышленников, члены которой поддерживают друг друга и делают общее дело. 

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.

A piano is an option that merits considerably they treatment. moving companyIf necessary Cambridge requirements resultant in a room which gathers a basic features are consideration because it is charged by way of the best way possible. long distance moving companies los angelesMoving with facts about movers is the ideal remedy for frequent movers to considered. attic cleaning moragaOn delivery at Plus Relocation Services Inc Baltimore carpet cleaning san franciscothe negative reviews draw the attic tools to disconnect/hook them up-front how them other services.семейный фотограф Washington Movers DC approved and bonded that you cannot meet your needs small extra charges but also still can expect good moving company is the Student storage адвокат по уголовным делам 29 ноября 2019 года состоялся типографский семинар-практикум «OPEN-OFFICE» на базе типографии "Любавич"article