Top.Mail.Ru
Неформальные отношения в коллективе
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Неформальные отношения в коллективе

Людей в аптеке обычно работает немного, персонал в основном женский, а руководитель нередко вчерашний первостольник. Поэтому отношения между коллегами чаще всего трудно назвать формальными. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.


Как показывает практика, в любом коллективе коллеги достаточно быстро переходят от регламентированных рабочих отношений к дружеским, неформальным. Если организация большая – могут образоваться неформальные группы, куда входят люди из разных отделов. В маленьких организациях, например в аптеках, такой группой может стать весь коллектив.


Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Принадлежность. Практически любому человеку важно быть частью чего-то большего, а не просто винтиком в механизме. Неформальная группа в полном объеме дает такую возможность.


Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Защита. Неформальный коллектив может защищать своих членов от нападок, в том числе и непосредственного начальства.

Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Общение. Люди на работе проводят большую часть дня и нередко испытывают дефицит общения. Неформальные отношения позволяют восполнить его, не отвлекаясь на внешние контакты.

Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Информация. В неформальной обстановке важная информация о работе организации распространяется быстрее.

Почему работники не могут оставаться просто коллегами?

Взаимопомощь. Дружеская поддержка позволяет человеку не только лучше справляться с должностными обязанностями: к коллегам- друзьям можно прийти и со своими жизненными проблемами, получить совет и помощь.

Плюсы
  • Неформальная группа устанавливает свои нормы поведения в коллективе. Фактически это самоуправление. Если формальные ценности соответствуют неформальным, руководителю не нужно следить за соблюдением правил распорядка и взаимоотношениями сотрудников.

  • Неформальные отношения в коллективе позволяют лучше справляться с рабочими задачами. Более опытные сотрудники охотнее помогают в работе новичкам. Роли в выполнении задания могут распределяться без участия непосредственного руководителя.

  • Опираясь на лидера неформальной группы, руководитель может более эффективно управлять коллективом. Идеальный вариант– когда заведующая сама становится этим лидером.

  • Увлеченная задачей неформальная группа работает активнее и сплоченно и способна увлечь других членов коллектива и даже другие подразделения организации.
Минусы
  • Далеко не все сотрудники готовы следовать нормам поведения, установленным в неформальной группе. Даже если эти люди хорошо справляются со своими обязанностями, им грозит роль изгоев, что негативно скажется на работе.

  • Лидер неформальной группы обычно выбирается на основе личностного, а не должностного авторитета. Это может привести к конкуренции с формальным руководством.

  • Ценности, сложившиеся в коллективе, далеко не всегда соответствуют корпоративным. Особенно заметно это может стать при смене руководства или изменениях в компании.

  • Неформальная группа склонна сопротивляться переменам, которые могут затронуть сложившиеся внутри нее связи. Негативно воспринимаются увольнения и перевод сотрудников, изменения в заработной плате и должностных обязанностях.

Если ваш коллектив - неформальная группа

Если ваш коллектив – неформальная группа
  1. Никогда не пускайте отношения в коллективе на самотек. Чем дольше вы не контролируете их развитие, тем сложнее будет вмешаться в них позднее.

  2. Не абсолютизируйте субординацию и строгое соблюдение правил. Помните, что маленький и преимущественно женский коллектив держится не только на них.

  3. Не отстраняйтесь от неформального общения с коллективом. Подобное отношение подчиненные могут воспринимать как безразличие к себе и перестанут вам доверять. Не отказывайтесь совсем от границ «сотрудник – начальник», но и не возводите их в абсолют.

  4. При необходимости берите на себя обязанности подчиненных в сезон отпусков, во время авралов, в случае болезней сотрудников. Покажите на практике, что вам можно доверять, как рядовому члену коллектива.

  5. Всегда взаимодействуйте с неформальным лидером, если это не вы. Включайте его в процесс принятия важных для коллектива решений. Особенно если эти решения – кадровые.

  6. Подчеркивайте важность команды и командной работы. Это позволит вам пользоваться установленными неформальными отношениями для улучшения показателей.

  7. Не заводите «любимчиков». Старайтесь поощрять или наказывать весь коллектив, при этом четко объясняя свою позицию.

  8. Поощряйте общение внутри коллектива не только в рабочее время. Если первостольники стали близкими друзьями на работе, почему бы им не начать дружить семьями?


Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №12, 2019

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.