Top.Mail.Ru
Нежелательные гости
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg     tg_icons_.jpg    dy_icons_.jpg    vk_icons_.jpg

Нежелательные гости

Шапка на них не сгорит, и за руку никто не поймает. А вот ущерб от их визита аптека точно понесет. Как обезопасить торговый зал от воришек?

Больше всего от краж страдают заведения с открытой выкладкой. Полагаться только на систему безопасности или добросовестность посетителей нельзя: бдительность требуется и от самих сотрудников аптеки. Мы подскажем, на что обратить внимание, чтобы сократить число неожиданных пропаж.
Вызывают подозрение
В ежедневной суете, особенно в часы пик, разглядеть в толпе профессионального карманника вам не удастся, на то они и «специалисты». С воришками в торговых точках все несколько проще. Есть несколько характерных признаков, которые указывают на повышенную вероятность криминального поведения.

* Странный внешний вид. Скажем, человек одет слишком неряшливо или бедно, но при этом направляется в отдел элитной косметики. * Одежда не по сезону. Чем больше лишнего надето, тем легче спрятать небольшую упаковку, а то и несколько.

* Большие шумные компании. Вполне возможно, что, вальяжно расхаживая по залу, группа молодых людей просто прикрывает напарника, занимающегося воровством с полок.

* Слишком частые визиты. Клиент, который наведывается в аптеку всегда за какой-нибудь мелочью, но с поразительной регулярностью. Причем, покупая лишь гематоген или перекись водорода, он крайне внимательно изучает остальной ассортимент.

* Дамы с детьми. Увы, ребенка могут легко вовлечь в такое непорядочное мероприятие, как кража. Мелкий товар легко положить в коляску или дать прямо в руки малышу, мол, что с него возьмешь? Маме останется лишь улыбнуться и пожать плечами, если попытка кражи не увенчается успехом.
Кручу-верчу
Чтобы повысить шансы на успех, воришки часто используют нехитрые приемы для отвлечения внимания сотрудников аптеки.

«Я такой неосторожный!»
Клиент рассыпает товары на полке. И при этом либо бросается помогать фармацевту собирать упаковки, незаметно прихватив что-то для себя, либо пятится в сторону и, убедившись, что за ним никто не смотрит, быстро берет нужный товар.

«Помогите женщине с ребенком».
Дама с коляской может попросить консультанта в зале на минуту приглядеть за малышом, пока она выберет нужное средство на витрине (естественно, на дальней).

«Да что вы себе позволяете?!»
Внезапно вспыхнувший конфликт в очереди может оказаться спектаклем, который разыгрывается для того, чтобы отвлечь ваше внимание от полок с дорогими товарами.

«Ловкость рук – и никакого воровства».
Некоторые посетители могут незаметно переклеить этикетки с дешевого средства на дорогое и купить его по низкой цене. Или же заменить товар в упаковке, если габариты позволяют. В обоих случаях защитой от таких «фокусников» будет бдительность первостольника. Хорошо знающий ассортимент и ориентирующийся в ценах специалист скорее всего заметит подмену.
А что же техника?
Основные недостатки систем безопасности – дороговизна и недостаточная эффективность. Возьмем, к примеру, видеонаблюдение. Даже если бюджет организации позволит выделить крупную сумму на оборудование торгового зала камерами, это все равно не гарантирует защиты от воровства. Для слежки нужен человек, неусыпно отсматривающий все происходящее на 3–5–8 мониторах. Успеет ли он «засечь» тот момент, когда совершается преступление, сумеет ли оперативно принять меры? Многие руководители сходятся на том, что подобная система больше подходит для борьбы с воровством «по эту сторону» прилавка.
Самые современные системы контроля не могут полностью исключить ни кражу, ни порчу товара
Более распространенный вариант – закодированные наклейки на упаковках, которые опознаются сигнальными воротками на выходе.
Вроде бы все идеально, но детекторы часто дают сбой – либо самопроизвольно срабатывают, либо имеют «мертвые зоны», либо попросту не реагируют, если, к примеру, краденое завернули в фольгу.
Как снизить ущерб?
1. В зоны, скрытые от глаз фармацевтов, лучше выставлять крупногабаритные предметы – например, упаковки подгузников.

2. Крупные предметы выкладывайте на уровне рук посетителей, мелкие же – выше или ниже.

3. Желательно размещать товары в прикассовой зоне так, чтобы их было невозможно взять, не привлекая внимания первостольника.

Распределите зоны ответственности между сотрудниками – пусть каждый отвечает за определенный стеллаж и следит за порядком вокруг него

4. Можно установить большое зеркало на потолке. Так у работников будет дополнительный обзор, а у недобросовестных посетителей – неприятное, но необходимое ощущение, что за ними наблюдают со всех сторон.

5. Распределите зоны ответственности между сотрудниками – пусть каждый отвечает за определенный стеллаж и следит за порядком вокруг него.

6. Дорогостоящие товары – косметика, ортопедические изделия, медицинские приборы – должны размещаться на застекленных витринах, закрывающихся на ключ.
Если появились подозрения
Люди решаются на воровство в силу разных обстоятельств, которые нужно учитывать. К примеру, для подростков это может быть одним из способов самоутверждения. Пенсионеры, увы, идут на такой шаг из-за отсутствия денег. Преступники-профессионалы крадут товар, чтобы сбыть его и получить деньги. Люди же с неустойчивой психикой имеют бескорыстные, но при этом не оправдывающие их причины. Видеть потенциального вора в каждом посетителе неприятно, да и не нужно. Но если вдруг сомнения закрались, подойдите к человеку и с доброжелательной улыбкой спросите, не нужна ли ему помощь? В большинстве случаев такое персональное внимание может предотвратить неприятный инцидент.


Мария Воронина

Журнал "Российские аптеки" №19, 2016

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.