testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Своими руками




Могут ли производственные аптеки оставаться рентабельными в условиях жесткой конкуренции со стороны сетевых гигантов? Опыт самарской аптеки № 236 и ее основательницы Альфинур Давлетшиной показывает, что это возможно. Залог успеха – грамотное использование конкурентных преимуществ, акцент на уникальных ассортиментных позициях и, конечно же, безоговорочное доверие покупателей.




Альфинур Сагитовна Давлетшина

ДОСЬЕ 

Альфинур Сагитовна Давлетшина окончила Казанское фармацевтическое училище в 1969 году.

Ее первым местом работы стала сельская аптека, куда она попала по распределению.

Вместе с мужем-метростроителем несколько лет прожила в Ташкенте, работая по специальности

В 1981 году переехала в Куйбышев (Самару) и устроилась фармацевтом в известную в городе производственную аптеку № 42.

Без отрыва от производства получила высшее образование, окончив заочно Пермский фармацевтический институт, после начала перестройки ушла в бизнес.

В 1997 году возглавила коммерческий оптово-аптечный склад «Ангро-Самара», в 2004 году открыла производственную аптеку № 236.

Альфинур Давлетшина – победитель регионального конкурса «Женщина- руководитель - 2015» в номинации «Здравоохранение и аптечная деятельность», награждена почетной грамотой им. Саввы Морозова «За вклад в развитие предпринимательства на земле русской» Торгово-промышленной палаты Самарской области.
Сбывшаяся мечта

Собственное аптечное дело Альфинур Давлетшина открыла в 2004 году, выкупив заброшенное помещение, в котором раньше располагалась межбольничная производственная аптека закрытого типа. К этому времени за плечами Альфинур Сагитовны был очень солидный провизорский стаж (более 30 лет в фармации), а также успешный опыт ведения бизнеса: принадлежавший ей оптовый склад ООО «Ангро-Самара» с 1997 года обеспечивал фармацевтическими субстанциями и вспомогательными материалами аптечные организации Самарской, Оренбургской, Саратовской областей и Татарстана.

 

«Иметь собственное производство было моей мечтой, ведь я несколько десятилетий проработала в этой сфере», – признается основательница аптеки № 236.

«Иметь собственное производство было моей мечтой, ведь я несколько десятилетий проработала в этой сфере», – признается основательница аптеки № 236.

Но в начале 2000-х такой бизнес-проект можно было счесть несвоевременным и нереалистичным. В Самаре производственные аптеки закрывались одна за другой, не выдерживая конкуренции с бурно растущими федеральными и региональными сетями, казалось, что сама традиция аптечного изготовления ЛС постепенно уходит в прошлое. Однако время показало, что такие препараты по-прежнему востребованы и системой здравоохранения, и населением.

«Важнейшую категорию пациентов составляют дети, нуждающиеся в корректировке доз лекарственных средств в зависимости от возраста и массы тела,– поясняет Альфинур Давлетшина,– ведь таблетку можно разделить на две равные части, но на пять или восемь равных частей – уже нет».

Подобные проблемы нередко возникают и у пожилых людей. Значит, к лечению должны подключаться специалисты производственной аптеки, которые подготовят препарат в необходимой дозировке и максимально удобной для  применения форме.

Индивидуальный подход

Сейчас аптеку № 236 знают и ценят не только в Самаре, но и за ее пределами: за лекарствами сюда часто приезжают из области, а также из других регионов. Препараты индивидуального изготовления – свечи, мази, микстуры и порошки со сложной рецептурой – составляют основу ассортимента и визитную карточку аптеки. Их популярность основана не только на уникальном составе, отвечающем конкретным нуждам конкретного пациента, но и на авторитете фармспециалистов. К лекарствам, которые готовят знакомые аптекари, у населения доверия больше, чем к заводским препаратам. Помимо ЛС здесь можно приобрести и всевозможные аптечные товары – от лечебной косметики и кислорода в подушках до медицинских пиявок. Собственный склад, квалифицированный персонал и крепкая производственная база позволяют удовлетворять практически любые запросы покупателей.


Особая гордость аптеки – лечебно-косметическая продукция. Это и средства, изготовляемые по проверенным временем рецептам, и новые препараты, разработанные совместно с врачами-косметологами.

Особая гордость аптеки – лечебно-косметическая продукция. Это и средства, изготовляемые по проверенным временем рецептам, и новые препараты, разработанные совместно с врачами-косметологами.

Сейчас на рынке немало новых натуральных ингредиентов, которые позволяют модифицировать и улучшать составы аптечных средств. Например, средства от псориаза раньше готовились только на вазелиновой основе, теперь же в их производстве  используют норковый жир, оливковое масло, молочную кислоту. Большой популярностью пользуются антивозрастные кремы с гиалуроновой кислотой, витаминные и питательные маски и лосьоны, кремы для рук с мочевиной, лечебные шампуни и многое другое. Срок годности такой продукции часто не превышает месяца, так как консервантов в ней нет, но качество проверено временем, а цены приятно удивляют своей доступностью.


Еще одно важнейшее направление работы – отпуск психотропных и наркотических средств. Известно, что данная категория лекарств создает больше проблем, чем прибыли, и поэтому занимаются ими преимущественно государственные аптечные организации. Главную сложность составляют повышенные требования к выписке и небрежность лечащих врачей, далеко не всегда ответственно подходящих к заполнению рецептурных бланков. «Крайними» в конфликтных ситуациях всегда оказываются первостольники, которые просто не имеют права отпускать препарат по неправильно оформленному рецепту. Принципиальная позиция руководства заключается в том, что в наличии должны быть все ЛС, необходимые пациентам.

«После мытарств в лечебных учреждениях человек приходит к нам с надеждой, что тут-то он получит конкретную помощь, и он должен ее получить!» – говорит основательница аптеки.

«После мытарств в лечебных учреждениях человек приходит к нам с надеждой, что тут-то он получит конкретную помощь, и он должен ее получить!» – говорит основательница аптеки.

Всегда востребованы

Акций для привлечения покупателей аптека не проводит: спрос на ее продукцию и так высокий, к тому же многие препараты стоят дешевле, чем стандартизированные заводские аналоги. Однако работа на расширение базы клиентов ведется по другим направлениям: налаживаются контакты с городскими лечебными учреждениями, среди постоянных партнеров – кожно- венерологические диспансеры, больницы онкологического профиля, дома ребенка, гериатрические учреждения и многие другие. Для медицинских работников различных специальностей аптека заранее готовит прописи, в которых указываются состав, лечебные свойства, особенности применения и побочное действие наиболее часто применяемых ЛС.


Для медицинских работников различных специальностей аптека заранее готовит прописи, в которых указываются состав, лечебные свойства, особенности применения и побочное действие наиболее часто применяемых ЛС.

Работа для профессионалов

Аптека № 236 не испытывает проблем с квалифицированными кадрами. 


«Я не ищу специалистов, наоборот, это они нас находят», – говорит улыбаясь Альфинур Давлетшина. 


Репутация работодателя, возможность профессионального самосовершенствования, теплая, дружественная атмосфера в коллективе привлекают специалистов, всерьез интересующихся аптечным производством. Некоторые работники знакомы с Альфинур Сагитовной еще с советских времен, но есть и новички, присоединившиеся к коллективу недавно. В 236-й проходят практику студенты фармацевтического колледжа, среди молодых сотрудниц – три бывшие практикантки, которые совмещают работу с получением высшего образования.


Руководство заботится не только об условиях работы, но и об отдыхе и досуге персонала. Например, практически все работники аптеки успели побывать за счет компании в Сочи, других курортных городах или на речных круизах.

В обязательном порядке празднуются дни рождения, именинникам дарят подарки. Благодаря умелому управлению большой коллектив, состоящий из разных по возрасту, опыту и характеру людей, превратился в единый организм, в котором каждый чувствует себя незаменимой частью целого. 


«Любой из них должен быть уверен в том, что всегда найдет понимание и поддержку с моей стороны, что бы ни случилось, а для меня самое важное – знать, что люди действительно любят свою работу и хотят приходить сюда снова и снова», – говорит Альфинур Сагитовна.



Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

  • «Балтийские травы»: аромат здоровья
    За стеклом
    «Балтийские травы»: аромат здоровья

    Что позволяет небольшой аптечной организации держаться на рынке более 15 лет? Почему ее сотрудники нисколько не боятся конкурентов, растущих вокруг как грибы после дождя? 

    Подробнее
  • Лекарства под стеклом
    За стеклом
    Лекарства под стеклом

    Закрытая форма выкладки по сей день остается наиболее популярным форматом в аптеках. У этого выбора есть как несомненные достоинства, так и очевидные недостатки. Компенсировать их можно, грамотно используя принципы мерчандайзинга. 

    Подробнее
  • «36.6-Здоровье»: как победить в битве с гигантами
    За стеклом
    «36.6-Здоровье»: как победить в битве с гигантами

    Независимая сеть, о которой пойдет речь сегодня, начинала с единственной аптеки, расположенной в Твери. 

    Подробнее
  • Своя аптека
    За стеклом
    Своя аптека

    Запустить свой собственный бизнес вскоре после окончания фармвуза – смелый и рискованный шаг. Наша героиня Бэла Кондратьева сделала его и не жалеет о своем выборе: ее аптека работает в Красногорске уже больше 3 лет, пользуясь заслуженной популярностью у покупателей.

    Подробнее
  • Аптечный интерьер
    За стеклом
    Аптечный интерьер

    Решили обновить торговый зал или только получили ключи от нового помещения? Современная мебель позволит грамотно организовать рабочее пространство, чтобы использовать его возможности максимально эффективно.

    Подробнее
  • Лицом к покупателю
    За стеклом
    Лицом к покупателю

    Грамотное оформление торгового зала делает процесс покупки более удобным, а значит, способствует повышению выручки и облегчает работу первостольников. Напомним наиболее эффективные «продающие» приемы.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.