Журнал для профессионалов  
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Своими руками




Могут ли производственные аптеки оставаться рентабельными в условиях жесткой конкуренции со стороны сетевых гигантов? Опыт самарской аптеки № 236 и ее основательницы Альфинур Давлетшиной показывает, что это возможно. Залог успеха – грамотное использование конкурентных преимуществ, акцент на уникальных ассортиментных позициях и, конечно же, безоговорочное доверие покупателей.




Альфинур Сагитовна Давлетшина

ДОСЬЕ 

Альфинур Сагитовна Давлетшина окончила Казанское фармацевтическое училище в 1969 году.

Ее первым местом работы стала сельская аптека, куда она попала по распределению.

Вместе с мужем-метростроителем несколько лет прожила в Ташкенте, работая по специальности

В 1981 году переехала в Куйбышев (Самару) и устроилась фармацевтом в известную в городе производственную аптеку № 42.

Без отрыва от производства получила высшее образование, окончив заочно Пермский фармацевтический институт, после начала перестройки ушла в бизнес.

В 1997 году возглавила коммерческий оптово-аптечный склад «Ангро-Самара», в 2004 году открыла производственную аптеку № 236.

Альфинур Давлетшина – победитель регионального конкурса «Женщина- руководитель - 2015» в номинации «Здравоохранение и аптечная деятельность», награждена почетной грамотой им. Саввы Морозова «За вклад в развитие предпринимательства на земле русской» Торгово-промышленной палаты Самарской области.
Сбывшаяся мечта

Собственное аптечное дело Альфинур Давлетшина открыла в 2004 году, выкупив заброшенное помещение, в котором раньше располагалась межбольничная производственная аптека закрытого типа. К этому времени за плечами Альфинур Сагитовны был очень солидный провизорский стаж (более 30 лет в фармации), а также успешный опыт ведения бизнеса: принадлежавший ей оптовый склад ООО «Ангро-Самара» с 1997 года обеспечивал фармацевтическими субстанциями и вспомогательными материалами аптечные организации Самарской, Оренбургской, Саратовской областей и Татарстана.

 

«Иметь собственное производство было моей мечтой, ведь я несколько десятилетий проработала в этой сфере», – признается основательница аптеки № 236.

«Иметь собственное производство было моей мечтой, ведь я несколько десятилетий проработала в этой сфере», – признается основательница аптеки № 236.

Но в начале 2000-х такой бизнес-проект можно было счесть несвоевременным и нереалистичным. В Самаре производственные аптеки закрывались одна за другой, не выдерживая конкуренции с бурно растущими федеральными и региональными сетями, казалось, что сама традиция аптечного изготовления ЛС постепенно уходит в прошлое. Однако время показало, что такие препараты по-прежнему востребованы и системой здравоохранения, и населением.

«Важнейшую категорию пациентов составляют дети, нуждающиеся в корректировке доз лекарственных средств в зависимости от возраста и массы тела,– поясняет Альфинур Давлетшина,– ведь таблетку можно разделить на две равные части, но на пять или восемь равных частей – уже нет».

Подобные проблемы нередко возникают и у пожилых людей. Значит, к лечению должны подключаться специалисты производственной аптеки, которые подготовят препарат в необходимой дозировке и максимально удобной для  применения форме.

Индивидуальный подход

Сейчас аптеку № 236 знают и ценят не только в Самаре, но и за ее пределами: за лекарствами сюда часто приезжают из области, а также из других регионов. Препараты индивидуального изготовления – свечи, мази, микстуры и порошки со сложной рецептурой – составляют основу ассортимента и визитную карточку аптеки. Их популярность основана не только на уникальном составе, отвечающем конкретным нуждам конкретного пациента, но и на авторитете фармспециалистов. К лекарствам, которые готовят знакомые аптекари, у населения доверия больше, чем к заводским препаратам. Помимо ЛС здесь можно приобрести и всевозможные аптечные товары – от лечебной косметики и кислорода в подушках до медицинских пиявок. Собственный склад, квалифицированный персонал и крепкая производственная база позволяют удовлетворять практически любые запросы покупателей.


Особая гордость аптеки – лечебно-косметическая продукция. Это и средства, изготовляемые по проверенным временем рецептам, и новые препараты, разработанные совместно с врачами-косметологами.

Особая гордость аптеки – лечебно-косметическая продукция. Это и средства, изготовляемые по проверенным временем рецептам, и новые препараты, разработанные совместно с врачами-косметологами.

Сейчас на рынке немало новых натуральных ингредиентов, которые позволяют модифицировать и улучшать составы аптечных средств. Например, средства от псориаза раньше готовились только на вазелиновой основе, теперь же в их производстве  используют норковый жир, оливковое масло, молочную кислоту. Большой популярностью пользуются антивозрастные кремы с гиалуроновой кислотой, витаминные и питательные маски и лосьоны, кремы для рук с мочевиной, лечебные шампуни и многое другое. Срок годности такой продукции часто не превышает месяца, так как консервантов в ней нет, но качество проверено временем, а цены приятно удивляют своей доступностью.


Еще одно важнейшее направление работы – отпуск психотропных и наркотических средств. Известно, что данная категория лекарств создает больше проблем, чем прибыли, и поэтому занимаются ими преимущественно государственные аптечные организации. Главную сложность составляют повышенные требования к выписке и небрежность лечащих врачей, далеко не всегда ответственно подходящих к заполнению рецептурных бланков. «Крайними» в конфликтных ситуациях всегда оказываются первостольники, которые просто не имеют права отпускать препарат по неправильно оформленному рецепту. Принципиальная позиция руководства заключается в том, что в наличии должны быть все ЛС, необходимые пациентам.

«После мытарств в лечебных учреждениях человек приходит к нам с надеждой, что тут-то он получит конкретную помощь, и он должен ее получить!» – говорит основательница аптеки.

«После мытарств в лечебных учреждениях человек приходит к нам с надеждой, что тут-то он получит конкретную помощь, и он должен ее получить!» – говорит основательница аптеки.

Всегда востребованы

Акций для привлечения покупателей аптека не проводит: спрос на ее продукцию и так высокий, к тому же многие препараты стоят дешевле, чем стандартизированные заводские аналоги. Однако работа на расширение базы клиентов ведется по другим направлениям: налаживаются контакты с городскими лечебными учреждениями, среди постоянных партнеров – кожно- венерологические диспансеры, больницы онкологического профиля, дома ребенка, гериатрические учреждения и многие другие. Для медицинских работников различных специальностей аптека заранее готовит прописи, в которых указываются состав, лечебные свойства, особенности применения и побочное действие наиболее часто применяемых ЛС.


Для медицинских работников различных специальностей аптека заранее готовит прописи, в которых указываются состав, лечебные свойства, особенности применения и побочное действие наиболее часто применяемых ЛС.

Работа для профессионалов

Аптека № 236 не испытывает проблем с квалифицированными кадрами. 


«Я не ищу специалистов, наоборот, это они нас находят», – говорит улыбаясь Альфинур Давлетшина. 


Репутация работодателя, возможность профессионального самосовершенствования, теплая, дружественная атмосфера в коллективе привлекают специалистов, всерьез интересующихся аптечным производством. Некоторые работники знакомы с Альфинур Сагитовной еще с советских времен, но есть и новички, присоединившиеся к коллективу недавно. В 236-й проходят практику студенты фармацевтического колледжа, среди молодых сотрудниц – три бывшие практикантки, которые совмещают работу с получением высшего образования.


Руководство заботится не только об условиях работы, но и об отдыхе и досуге персонала. Например, практически все работники аптеки успели побывать за счет компании в Сочи, других курортных городах или на речных круизах.

В обязательном порядке празднуются дни рождения, именинникам дарят подарки. Благодаря умелому управлению большой коллектив, состоящий из разных по возрасту, опыту и характеру людей, превратился в единый организм, в котором каждый чувствует себя незаменимой частью целого. 


«Любой из них должен быть уверен в том, что всегда найдет понимание и поддержку с моей стороны, что бы ни случилось, а для меня самое важное – знать, что люди действительно любят свою работу и хотят приходить сюда снова и снова», – говорит Альфинур Сагитовна.



Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

  • Аптека 245: 45 лет на рынке!
    За стеклом
    Аптека 245: 45 лет на рынке!


    В России не так много аптечных организаций, которые могут похвастаться столь долгим сроком непрерывной работы. В этом году тольяттинская сеть «Аптека 245» отметит свой 45-летний юбилей. 

    Подробнее
  • Команда или группа
    За стеклом
    Команда или группа

    Популярность аптечной организации среди населения во многом зависит от ее сотрудников, а прибыль - от их грамотного консультирования. Важна ли при этом слаженность и сплоченность коллектива? 

    Подробнее
  • Победить ленивого
    За стеклом
    Победить ленивого

    Не все сотрудники одинаково полезны. Вы горите на работе, а коллега отнюдь не утруждается. Обидно? У нас есть несколько советов для вас.

    Подробнее
  • Эволюция вывески
    За стеклом
    Эволюция вывески

    Сегодня найти аптеку просто. И название соответствующее, и креативный слоган на витринах. Но лет 300, а уж тем более 1000 назад, читать умели далеко не все, так что аптекарям приходилось использовать, говоря современным языком, пиктограммы и инфографику.

    Подробнее
  • 5 заповедей аптекаря
    За стеклом
    5 заповедей аптекаря

    Фармацевт и провизор – профессии, окутанные ореолом народного пиетета, который формируется годами. Как сохранить уважение к специальности в глазах наших клиентов и не растерять его в своих собственных?

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.