testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Своя аптека

Запустить свой собственный бизнес вскоре после окончания фармвуза – смелый и рискованный шаг. Наша героиня Бэла Кондратьева сделала его и не жалеет о своем выборе: ее аптека работает в Красногорске уже больше 3 лет, пользуясь заслуженной популярностью у покупателей.


Как и когда у вас возникло желание открыть собственную аптеку? 


 Бэла Кондратьева

– Я с детства хотела работать в здравоохранении, помогать людям. Сначала собиралась стать хирургом, но в итоге выбрала фармацевтический факультет. И, будучи максималистом, довольно быстро пришла к выводу, что у настоящего провизора должна быть своя аптека. Тогда же, еще во время учебы в Сеченовке (Первом МГМУ им. И.М. Сеченова), придумала название: «Главное – здоровье», сокращенно «Главздрав». Сейчас наша аптека так и называется.


Сразу после окончания фармфакультета я поступила в аспирантуру, начала работать над диссертацией о новых методиках оказания лекарственной помощи в аптеках, при этом совмещала учебу с работой в крупной сети, чтобы наработать стаж. Там мне удалось познакомиться с новыми моделями управления, различными системами оплаты труда. В целом это был очень полезный опыт, но идея с открытием собственного дела отошла на второй план. К тому же на тот момент для ее реализации не было ни времени, ни материальных возможностей.


А когда сложились подходящие условия?


– Около 3 лет назад открыть аптеку предложил мой муж. Хотя его сфера деятельности не была связана с фармацевтикой, он знал о моем желании, да и перспектива семейного дела со стабильным доходом казалась привлекательной. Надо сказать, мы не питали иллюзий о том, что все будет просто. Я отлично знала, что это низкомаржинальный бизнес. Но все же решилась.


Легко ли было получить лицензию?


- Коллеги, у которых уже был опыт открытия аптек, посоветовали особо не вникать в детали и делегировать эту процедуру компании-посреднику. Так я и поступила. Однако в процессе пришлось многое переделывать за менеджером, неизбежно вникая во все тонкости. Тогда стало понятно, что сама бы я справилась ничуть не хуже. По натуре я человек основательный. Если берусь за что-то – изучаю досконально.


Насколько велика конкуренция в вашем районе?


– На момент выбора рядом с нашим домом не планировалось других аптек. Каково же было мое удивление, когда они начали открываться одна за другой. Даже сомневалась, стоит ли продолжать. Но, как показало время, мы оказались вполне конкурентоспособными.

Особенно запомнился комплимент от нашей постоянной посетительницы, провизора на пенсии, которая сказала, что «Главздрав» – лучшая аптека в районе. Кстати, в нашей книге отзывов и предложений нет ни одной жалобы. Ее просят, чтобы оставить благодарность.

Особенно запомнился комплимент от нашей постоянной посетительницы, провизора на пенсии, которая сказала, что «Главздрав» – лучшая аптека в районе. Кстати, в нашей книге отзывов и предложений нет ни одной жалобы. Ее просят, чтобы оставить благодарность.
В чем сильные стороны вашей аптеки? Что привлекает покупателей?


– Мне очень повезло с кадрами. Подобрались люди, которым действительно можно доверять, настоящие профессионалы своего дела. И посетители это понимают. Коллеги умеют выявить потребность и предложить такие варианты, что человек уходит довольный. Поэтому у нас много постоянных клиентов, некоторые идут адресно к «своему» первостольнику, предварительно узнав расписание моих сотрудниц. Кстати, и мы знаем многих жителей района по именам.


При этом я понимаю, что фармбизнес – это всегда балансирование между интересами покупателя и финансовой стороной. И если нам не удастся добиться роста продаж, смысла работать тоже не будет. Но в любом случае это должно сочетаться в первую очередь с уважением к покупателю и заботой о его здоровье.


И наши люди это видят. Аптек вокруг немало, но многие возвращаются именно сюда.


Есть ли планы по расширению спектра оказываемых услуг?


– Конечно, хочется попробовать что-то новое, но у нас довольно косное законодательство. За рубежом, например, фармспециалисты имеют возможность консультировать покупателей по поводу отказа от курения, избавления от лишнего веса, в аптеках можно сделать прививки или сдать на утилизацию использованные шприцы. В России же аптечные организации не имеют права оказывать подобные услуги, поскольку они отнесены к медицинской деятельности.


Я считаю, что аптека должна быть местом профилактики заболеваний.


Допустим, законодательные ограничения исчезли. Какой должна быть идеальная аптека?


– Я считаю, что аптека должна быть местом профилактики заболеваний. Местом, где люди могут получить не только лекарственные средства, но и необходимую информацию. Естественно, при условии, что сотрудники пройдут дополнительное обучение, как это практикуется в Европе. Также хотелось бы расширить ассортимент за счет психотропных и сильнодействующих препаратов. Но это тоже непросто, и дополнительные затраты – особая система охраны, сейфы, обучение сотрудников – снова ложатся на нас. Но я все же надеюсь на перемены к лучшему. Иначе российские аптеки со временем рискуют приблизиться к обычным торговым точкам, смысл существования которых – получение прибыли.


А как складываются отношения с надзорными органами, были ли нарекания?


– За 3,5 года нас не проверяли ни разу. Разумеется, я просматриваю сайты, где вывешиваются списки плановых проверок. Внеплановые же, как правило, проводятся после поступления жалоб. Такого тоже не случалось.


При открытии аптеки мы не экономили на кондиционерах, гигрометрах, хороших холодильниках с соответствующим температурным режимом, железных шкафах. Есть контейнер для утилизации люминесцентных ламп, ящик для хранения инвентаря. Как написано в тексте нормативной документации, так и стараемся делать. Мне запомнились слова одного чиновника, который сказал: если вы считаете, что проверяющие не правы и их претензии необоснованны, отстаивайте свои права и аптеку. Это реально.

Для меня принципиально, чтобы все соответствовало требованиям, ведь это вопрос безопасности. Я хочу работать по правилам и предоставляю такую возможность своим сотрудницам.

Для меня принципиально, чтобы все соответствовало требованиям, ведь это вопрос безопасности. Я хочу работать по правилам и предоставляю такую возможность своим сотрудницам.
Удается ли совмещать работу и семью?


– Это сложно. Сейчас дочке 3 года, и, конечно, я могла бы и раньше отдать ее в садик, но хочу иметь возможность наблюдать, как она растет и развивается. Помогают родители – мои и мужа. С другой стороны, я знаю, как важно постоянное профессиональное развитие. Если оно останавливается, начинается движение назад. Я не хочу этого допускать даже в декрете. Поэтому стараюсь успеть все.


А что самое сложное для вас в этом бизнесе?


– Вообще, быть одиночной аптекой очень сложно. Сеть предоставляет больше возможностей. Это и ротация кадров, и переброс товара из одной точки в другую. В результате издержки распределяются на всю сеть, а не ложатся на одну аптеку.


Чем же можно компенсировать это преимущество сетевиков?


– Думаю, тщательным подбором ассортимента и высококвалифицированными кадрами. Я не знаю, существовала ли бы аптека сейчас, если бы у нас был другой штат. Я очень ценю своих коллег и стараюсь создать для них комфортные условия, всегда иду навстречу, если есть такая возможность. Например, у всех 3 наших сотрудниц дети уже ходят в школу. Поэтому 1 сентября я снова встану за первый стол, чтобы дать им возможность провести День знаний с детьми.

 


Интервью подготовила Юлия Акимова, фото автора

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2018
 

Вам могут понравиться другие статьи:

  • «Балтийские травы»: аромат здоровья
    За стеклом
    «Балтийские травы»: аромат здоровья

    Что позволяет небольшой аптечной организации держаться на рынке более 15 лет? Почему ее сотрудники нисколько не боятся конкурентов, растущих вокруг как грибы после дождя? 

    Подробнее
  • Лекарства под стеклом
    За стеклом
    Лекарства под стеклом

    Закрытая форма выкладки по сей день остается наиболее популярным форматом в аптеках. У этого выбора есть как несомненные достоинства, так и очевидные недостатки. Компенсировать их можно, грамотно используя принципы мерчандайзинга. 

    Подробнее
  • «36.6-Здоровье»: как победить в битве с гигантами
    За стеклом
    «36.6-Здоровье»: как победить в битве с гигантами

    Независимая сеть, о которой пойдет речь сегодня, начинала с единственной аптеки, расположенной в Твери. 

    Подробнее
  • Аптечный интерьер
    За стеклом
    Аптечный интерьер

    Решили обновить торговый зал или только получили ключи от нового помещения? Современная мебель позволит грамотно организовать рабочее пространство, чтобы использовать его возможности максимально эффективно.

    Подробнее
  • Лицом к покупателю
    За стеклом
    Лицом к покупателю

    Грамотное оформление торгового зала делает процесс покупки более удобным, а значит, способствует повышению выручки и облегчает работу первостольников. Напомним наиболее эффективные «продающие» приемы.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.