testvova

Журнал для профессионалов
аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов


Здесь работают по стандартам

В чем особенности работы со специализированным лекарственным ассортиментом? Что должен знать и уметь первостольник, отпускающий такие препараты, и как строить общение с приобретающими их посетителями?

За ответами на эти вопросы мы обратились в эталонную аптеку АСА.

procopenco.jpg

Галина Прокопенко,
директор по розничной деятельности «АСА-Фарм»





Аптека Альянса специализированных аптек (АСА) на Овчинниковской набережной в Москве открылась в октябре 2015 года. Основу ее ассортимента составляют госпитальные препараты, применяемые в лечении онкологических, ревматологических, неврологических и других тяжелых заболеваний. Работа с ними требует особых подходов к обучению персонала, закупочной политике, взаимодействию с пациентами и врачами, реализовать которые на практике весьма непросто. По замыслу АСА, новая аптека должна стать эталонным воплощением стандартов качества в этой сфере. Принципы ее работы в будущем должны быть распространены и на другие организации, состоящие в Ассоциации.

Непростой ассортимент

«Подавляющему большинству аптек широкого профиля не хватает компетенций для работы со специализированными госпитальными препаратами», – говорит директор по розничной деятельности «АСА-Фарм» Галина Прокопенко. Конечно, можно брать на реализацию отдельные дорогостоящие позиции. Но при этом нужно знать особые потребности покупателей, уметь предложить сопутствующие товары, хорошо ориентироваться в номенклатуре ЛС. Зачастую в обычных аптеках сотрудники путаются даже в названиях препаратов или неправильно их выговаривают. Понятно, что человек с серьезным заболеванием вряд ли захочет обращаться туда повторно.


«Наша задача – сформировать культуру покупки специализированных госпитальных препаратов и научить этому аптеки, входящие в ассоциацию», – объясняет Галина Прокопенко. Специализированные стандарты, разработанные экспертами АСА, охватывают практически все сферы деятельности аптечной организации: управление бизнес-процессами, контроль качества, ассортиментную политику, консультирование. Роль площадки для их внедрения, отработки и демонстрации коллегам выполняет аптека на Овчинниковской набережной.


В обычной аптеке дорогостоящие препараты для лечения тяжелых заболеваний составляют 10–30% ассортимента в денежном выражении. В специализированной аптеке их доля достигает 80%

Особые запросы

«Самое главное при работе со специализированными ЛС – настроиться на профессиональный разговор с посетителем», – объясняет Галина Прокопенко. Человек, приходящий в аптеку за такого рода препаратами, как правило, находится в стрессовой ситуации, и важно с первых слов дать ему понять, что здесь смогут помочь и оказать квалифицированную помощь. Безусловно, на тщательное консультирование каждого посетителя отводится значительно больше времени, чем в обычной аптеке.


Нужно учитывать ряд нюансов и возможных дополнительных вопросов, которые провизор должен уметь разрешить на месте. Ориентиром для него служит соответствующий стандарт АСА, разработанный исходя из конкретных ситуаций, возникающих в реальной практике. Например, нередко дозировка, прописанная в рецепте, не соответствует стандартной фасовке препарата: назначено 140 мг ЛС, а во флаконе всего 130. Должен ли больной покупать второй флакон сразу (а это обычно существенная сумма) или можно снизить дозу? Чтобы выяснить это, провизор обязан связаться с лечащим врачом.


Помимо этого, с пациентами необходимо обсудить возможные побочные эффекты лечения и при наличии такой возможности предложить средства для их коррекции.


Многие специализированные препараты термолабильны и нуждаются в строгом соблюдении температурного режима при хранении и перевозке – значит, обязательно нужно рекомендовать приобрести термопакет или термосумку с учетом длительности предстоящей поездки.

Наталья Ложкарева: "Большое преимущество нашей аптеки лично для меня – доскональное соблюдение всех норм и правил"


Наталья Ложкарева: «Большое преимущество нашей аптеки лично для меня – доскональное соблюдение всех норм и правил – от условий хранения ЛС до Трудового кодекса. Здесь действительно работают по стандартам. В наше время такое встречается нечасто».


Ольга Рязанова: «Для меня по-человечески важно, что я могу грамотно и профессионально оказать консультацию людям, столкнувшимся с тяжелым заболеванием. Им нужно многое узнать о препаратах, питании, дополнительном медикаментозном сопровождении. Сейчас есть большой выбор продукции, помогающей таким пациентам практически не выпадать из нормальной жизни. Но им необходима информация о том, что все это действительно существует и есть в продаже – причем здесь, в Москве, а не за границей».

Знать и уметь

Подбор персонала проводится с особой тщательностью. Общие требования – отличное знание лекарственного ассортимента, фармакологии, правил отпуска и хранения ЛС, законодательства, фармацевтической деонтологии, опыт работы по специальности не менее трех лет. Однако основной критерий – это желание и умение учиться новому. 


«Найти «готового» специалиста по специализированному ассортименту практически невозможно, – признается Галина Прокопенко. – Поэтому мы заранее исходим из того, что всех новичков придется дообучать на месте».


Испытательный срок для нового сотрудника в аптеке на Овчинниковской длится три месяца. На все это время заранее составляется индивидуальный план развития, выполнение которого контролирует персональный наставник – заведующая или ее заместитель. Новичку предстоят тренинги по специализированному ассортименту, аптечным стандартам АСА, также имеется список литературы, которую следует освоить самостоятельно.


В конце каждого месяца проводится тестирование, по результатам которого принимается решение о дальнейшем сотрудничестве.

Закупки ЛС в специализированной аптеке производятся с учетом потребностей конкретных пациентов: нужно четко представлять, какому количеству больных в ближайшее время потребуется тот или иной редкий или дорогостоящий препарат – и иметь его в наличии в необходимом количестве.

Закупки ЛС в специализированной аптеке производятся с учетом потребностей конкретных пациентов

Быть на связи

Процесс обучения не ограничивается испытательным сроком. АСА активно взаимодействует с производителями специализированных ЛС, в учебном центре аптеки на Овчинниковской регулярно проводятся занятия по новым препаратам и медицинским изделиям, учебный план расписан на много месяцев вперед. Фармспециалисты также посещают профильные отраслевые мероприятия, научные форумы и конгрессы, поддерживают связь с ведущими экспертами в области различных заболеваний.


При этом у сотрудников аптеки тоже есть, что рассказать практикующим врачам. Сейчас в АСА работают над возрождением функционала провизора-информатора – эта должность закреплена в действующей номенклатуре специальностей, но в последние годы она оказалась преданной забвению. Между тем, именно от фармспециалистов врачи могут получить последние данные о новых лекарствах, ситуации с лекарственным обеспечением, дефектурой, наличием аналогов и т.д. «Мы хотели бы заручиться поддержкой Мин- здрава, чтобы подтвердить легитимность нашего присутствия в ЛПУ, ведь такое взаимодействие работает на благо пациентов», – говорит Галина Прокопенко.

Альянс специализированных аптек (АСА)

  • Ассоциация основана в 2014 году 

  • Ее миссия – создание профессионального сообщества специализированных аптечных учреждений и ведущих медицинских экспертов с целью обеспечения населения необходимым ассортиментом госпитальных лекарственных препаратов 
  • Ассоциация оказывает консалтинговые услуги по профессиональному развитию аптек госпитального профиля 
  • Среди партнеров АСА – сети «Самсон-Фарма», «Губернские аптеки» (Красноярск), «Максавит» (Нижний Новгород), «Здоровый город» (Воронеж), «Заботливая аптека» (Санкт-Петербург) и другие аптечные организации во всех крупных городах России 
  • Одна из важнейших целей АСА - возрождение существовавшей еще с советских времен традиции эффективного взаимодействия врачей и провизоров в рамках программы «Провизор-информатор».

Михаил Алексеев, фото: Михаил Шабалин

Журнал "Российские аптеки" №7, 2016

Вам могут понравиться другие статьи:

  • «Балтийские травы»: аромат здоровья
    За стеклом
    «Балтийские травы»: аромат здоровья

    Что позволяет небольшой аптечной организации держаться на рынке более 15 лет? Почему ее сотрудники нисколько не боятся конкурентов, растущих вокруг как грибы после дождя? 

    Подробнее
  • Лекарства под стеклом
    За стеклом
    Лекарства под стеклом

    Закрытая форма выкладки по сей день остается наиболее популярным форматом в аптеках. У этого выбора есть как несомненные достоинства, так и очевидные недостатки. Компенсировать их можно, грамотно используя принципы мерчандайзинга. 

    Подробнее
  • «36.6-Здоровье»: как победить в битве с гигантами
    За стеклом
    «36.6-Здоровье»: как победить в битве с гигантами

    Независимая сеть, о которой пойдет речь сегодня, начинала с единственной аптеки, расположенной в Твери. 

    Подробнее
  • Своя аптека
    За стеклом
    Своя аптека

    Запустить свой собственный бизнес вскоре после окончания фармвуза – смелый и рискованный шаг. Наша героиня Бэла Кондратьева сделала его и не жалеет о своем выборе: ее аптека работает в Красногорске уже больше 3 лет, пользуясь заслуженной популярностью у покупателей.

    Подробнее
  • Аптечный интерьер
    За стеклом
    Аптечный интерьер

    Решили обновить торговый зал или только получили ключи от нового помещения? Современная мебель позволит грамотно организовать рабочее пространство, чтобы использовать его возможности максимально эффективно.

    Подробнее
  • Лицом к покупателю
    За стеклом
    Лицом к покупателю

    Грамотное оформление торгового зала делает процесс покупки более удобным, а значит, способствует повышению выручки и облегчает работу первостольников. Напомним наиболее эффективные «продающие» приемы.

    Подробнее

 
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.