Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Здесь работают по стандартам

В чем особенности работы со специализированным лекарственным ассортиментом? Что должен знать и уметь первостольник, отпускающий такие препараты, и как строить общение с приобретающими их посетителями?

За ответами на эти вопросы мы обратились в эталонную аптеку АСА.

procopenco.jpg

Галина Прокопенко,
директор по розничной деятельности «АСА-Фарм»





Аптека Альянса специализированных аптек (АСА) на Овчинниковской набережной в Москве открылась в октябре 2015 года. Основу ее ассортимента составляют госпитальные препараты, применяемые в лечении онкологических, ревматологических, неврологических и других тяжелых заболеваний. Работа с ними требует особых подходов к обучению персонала, закупочной политике, взаимодействию с пациентами и врачами, реализовать которые на практике весьма непросто. По замыслу АСА, новая аптека должна стать эталонным воплощением стандартов качества в этой сфере. Принципы ее работы в будущем должны быть распространены и на другие организации, состоящие в Ассоциации.

Непростой ассортимент

«Подавляющему большинству аптек широкого профиля не хватает компетенций для работы со специализированными госпитальными препаратами», – говорит директор по розничной деятельности «АСА-Фарм» Галина Прокопенко. Конечно, можно брать на реализацию отдельные дорогостоящие позиции. Но при этом нужно знать особые потребности покупателей, уметь предложить сопутствующие товары, хорошо ориентироваться в номенклатуре ЛС. Зачастую в обычных аптеках сотрудники путаются даже в названиях препаратов или неправильно их выговаривают. Понятно, что человек с серьезным заболеванием вряд ли захочет обращаться туда повторно.


«Наша задача – сформировать культуру покупки специализированных госпитальных препаратов и научить этому аптеки, входящие в ассоциацию», – объясняет Галина Прокопенко. Специализированные стандарты, разработанные экспертами АСА, охватывают практически все сферы деятельности аптечной организации: управление бизнес-процессами, контроль качества, ассортиментную политику, консультирование. Роль площадки для их внедрения, отработки и демонстрации коллегам выполняет аптека на Овчинниковской набережной.


В обычной аптеке дорогостоящие препараты для лечения тяжелых заболеваний составляют 10–30% ассортимента в денежном выражении. В специализированной аптеке их доля достигает 80%

Особые запросы

«Самое главное при работе со специализированными ЛС – настроиться на профессиональный разговор с посетителем», – объясняет Галина Прокопенко. Человек, приходящий в аптеку за такого рода препаратами, как правило, находится в стрессовой ситуации, и важно с первых слов дать ему понять, что здесь смогут помочь и оказать квалифицированную помощь. Безусловно, на тщательное консультирование каждого посетителя отводится значительно больше времени, чем в обычной аптеке.


Нужно учитывать ряд нюансов и возможных дополнительных вопросов, которые провизор должен уметь разрешить на месте. Ориентиром для него служит соответствующий стандарт АСА, разработанный исходя из конкретных ситуаций, возникающих в реальной практике. Например, нередко дозировка, прописанная в рецепте, не соответствует стандартной фасовке препарата: назначено 140 мг ЛС, а во флаконе всего 130. Должен ли больной покупать второй флакон сразу (а это обычно существенная сумма) или можно снизить дозу? Чтобы выяснить это, провизор обязан связаться с лечащим врачом.


Помимо этого, с пациентами необходимо обсудить возможные побочные эффекты лечения и при наличии такой возможности предложить средства для их коррекции.


Многие специализированные препараты термолабильны и нуждаются в строгом соблюдении температурного режима при хранении и перевозке – значит, обязательно нужно рекомендовать приобрести термопакет или термосумку с учетом длительности предстоящей поездки.

Наталья Ложкарева: "Большое преимущество нашей аптеки лично для меня – доскональное соблюдение всех норм и правил"


Наталья Ложкарева: «Большое преимущество нашей аптеки лично для меня – доскональное соблюдение всех норм и правил – от условий хранения ЛС до Трудового кодекса. Здесь действительно работают по стандартам. В наше время такое встречается нечасто».


Ольга Рязанова: «Для меня по-человечески важно, что я могу грамотно и профессионально оказать консультацию людям, столкнувшимся с тяжелым заболеванием. Им нужно многое узнать о препаратах, питании, дополнительном медикаментозном сопровождении. Сейчас есть большой выбор продукции, помогающей таким пациентам практически не выпадать из нормальной жизни. Но им необходима информация о том, что все это действительно существует и есть в продаже – причем здесь, в Москве, а не за границей».

Знать и уметь

Подбор персонала проводится с особой тщательностью. Общие требования – отличное знание лекарственного ассортимента, фармакологии, правил отпуска и хранения ЛС, законодательства, фармацевтической деонтологии, опыт работы по специальности не менее трех лет. Однако основной критерий – это желание и умение учиться новому. 


«Найти «готового» специалиста по специализированному ассортименту практически невозможно, – признается Галина Прокопенко. – Поэтому мы заранее исходим из того, что всех новичков придется дообучать на месте».


Испытательный срок для нового сотрудника в аптеке на Овчинниковской длится три месяца. На все это время заранее составляется индивидуальный план развития, выполнение которого контролирует персональный наставник – заведующая или ее заместитель. Новичку предстоят тренинги по специализированному ассортименту, аптечным стандартам АСА, также имеется список литературы, которую следует освоить самостоятельно.


В конце каждого месяца проводится тестирование, по результатам которого принимается решение о дальнейшем сотрудничестве.

Закупки ЛС в специализированной аптеке производятся с учетом потребностей конкретных пациентов: нужно четко представлять, какому количеству больных в ближайшее время потребуется тот или иной редкий или дорогостоящий препарат – и иметь его в наличии в необходимом количестве.

Закупки ЛС в специализированной аптеке производятся с учетом потребностей конкретных пациентов

Быть на связи

Процесс обучения не ограничивается испытательным сроком. АСА активно взаимодействует с производителями специализированных ЛС, в учебном центре аптеки на Овчинниковской регулярно проводятся занятия по новым препаратам и медицинским изделиям, учебный план расписан на много месяцев вперед. Фармспециалисты также посещают профильные отраслевые мероприятия, научные форумы и конгрессы, поддерживают связь с ведущими экспертами в области различных заболеваний.


При этом у сотрудников аптеки тоже есть, что рассказать практикующим врачам. Сейчас в АСА работают над возрождением функционала провизора-информатора – эта должность закреплена в действующей номенклатуре специальностей, но в последние годы она оказалась преданной забвению. Между тем, именно от фармспециалистов врачи могут получить последние данные о новых лекарствах, ситуации с лекарственным обеспечением, дефектурой, наличием аналогов и т.д. «Мы хотели бы заручиться поддержкой Мин- здрава, чтобы подтвердить легитимность нашего присутствия в ЛПУ, ведь такое взаимодействие работает на благо пациентов», – говорит Галина Прокопенко.

Альянс специализированных аптек (АСА)

  • Ассоциация основана в 2014 году 

  • Ее миссия – создание профессионального сообщества специализированных аптечных учреждений и ведущих медицинских экспертов с целью обеспечения населения необходимым ассортиментом госпитальных лекарственных препаратов 
  • Ассоциация оказывает консалтинговые услуги по профессиональному развитию аптек госпитального профиля 
  • Среди партнеров АСА – сети «Самсон-Фарма», «Губернские аптеки» (Красноярск), «Максавит» (Нижний Новгород), «Здоровый город» (Воронеж), «Заботливая аптека» (Санкт-Петербург) и другие аптечные организации во всех крупных городах России 
  • Одна из важнейших целей АСА - возрождение существовавшей еще с советских времен традиции эффективного взаимодействия врачей и провизоров в рамках программы «Провизор-информатор».

Михаил Алексеев, фото: Михаил Шабалин

Журнал "Российские аптеки" №7, 2016

Вам могут понравиться другие статьи:

  • На левом берегу Оки
    За стеклом
    На левом берегу Оки

    Сложно ли работать в небольшом городе, где все друг друга знают? И как удержать покупателя, если неподалеку открылся конкурент-дискаунтер?

    Подробнее
  • За лекарствами в Финляндию?
    За стеклом
    За лекарствами в Финляндию?

    Для многих петербуржцев съездить с утра за границу за продуктами и вернуться к обеду домой – обычное дело. Если речь идет о финском городке Лаппеенранта. 

    Подробнее
  • И один в поле воин
    За стеклом
    И один в поле воин

    Маленькая одиночная аптека и небольшой коллектив, кризис и низкие цены на ЛС. Но при этом все довольны. Такое бывает? Да! В Санкт-Петербурге на улице Бестужевской, 27.

    Подробнее
  • Вернуть нельзя оставить
    За стеклом
    Вернуть нельзя оставить

    «Купленные ЛС обмену и возврату не подлежат». Объявление такого содержания есть практически в каждой аптеке. Только обязательно найдется клиент, у которого «особый» случай. Как с ним разговаривать?

    Подробнее
  • Лето в аптеке
    За стеклом
    Лето в аптеке

    Сокращение потока посетителей и затишье в продажах – специфика летнего сезона. Можно просто расслабиться и отдохнуть, но ничегонеделание быстро надоедает. Как не попасть в плен скуки и провести освободившееся время с пользой?

    Подробнее