Чужой среди своих
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Чужой среди своих

Моббинг, или, по-русски говоря, коллективная травля – весьма распространенное осложнение рабочих взаимоотношений. Противостоять моббингу очень сложно. Хорошая новость заключается в том, что его можно предотвратить.

Почему это происходит

Психологи считают, что появление отверженного – это своего рода защитный механизм сообщества, в котором что-то не так. Неуверенность, профессиональная безграмотность, трения с начальством и даже неудачи в личной жизни проецируются на одного конкретного человека. И он становится буквально воплощением имеющихся проблем. В коллективе возникает настоящая цепная реакция, когда стадный инстинкт заставляет травить одного человека – как правило, не очень похожего на всех остальных.


Другая причина моббинга лежит во вполне практической плоскости. Во-первых, это устранение конкурентов наиболее простым и доступным способом. Коллегу, который мешает, можно просто выжить, сделав его жизнь в коллективе невыносимой. Во-вторых, жертва – удобный «громоотвод» для негативных эмоций.


И, в-третьих, изгой выгодно оттеняет «достоинства» других сотрудников, на его фоне все остальные кажутся себе востребованными и успешными.

Потенциальная жертва

Как правило, ею становится либо новичок, либо человек, который воплощает в себе все то, что стало проблемой для коллег. Например, если на работе идет перманентная война за повышение, в отверженные легко запишут спокойного и неамбициозного сотрудника, просто выполняющего свою работу. В отделе (простите, дамы!) закадычных подруг-сплетниц никогда не найдет себе места та, которая не любит тратить рабочее время на болтовню. А среди «уютного болота» со средней зарплатой и несложными обязанностями в изгоях окажется активный новатор-оптимизатор.

Как это бывает?

Чаще всего используется моральное давление. Оно может быть очень разным – и всегда зависит от сложившихся в коллективе правил и взаимоотношений. Например, «выключение» сотрудника из активной жизни – начиная с того, что о нем «забывают» перед важными мероприятиями, и заканчивая откровенным игнорированием при личном или профессиональном общении.


Его успехи принято не замечать, а неудачи – преувеличивать. Что, конечно, страшно демотивирует.  Моббинг может зайти и дальше. Возможные варианты – от розыгрышей различной степени допустимости до прямого вредительства. В последнем случае необходимо немедленно обращаться к руководству.

А бывает ли наоборот?

Нередко человек сам противопоставляет себя коллективу. Чаще всего в такой роли оказываются люди, которые не умеют или не хотят строить взаимоотношения с окружающими, замыкаются в себе. Еще одной причиной изоляции может стать эгоизм, то есть нежелание делать что-то для общего блага, участвовать в жизни, развитии коллектива, «перетягивание одеяла на себя». И, наконец, самый распространенный повод для отторжения – демонстративное неприятие общих ценностей, неуважение к окружающим, грубость, хамство.

Кто еще рискует?Кто еще рискует?

«Выскочка». Человек, несправедливо, по мнению остальных членов коллектива, занявший должность, чаще всего окажется в числе отверженных. Причем следить за ним будут тщательнее самых продвинутых спецслужб. И любой прокол или оплошность станут поводом не только для сплетен, но и для настоящей травли.


«Лизоблюд». Попытки втереться в доверие к начальству, завести дружбу с руководителем или, того хуже, стать его глазами и ушами – прямой путь в изгои.


«Лентяй». Не важно, почему человек не справляется со своими обязанностями – из-за неумения или нежелания работать. Распространенный случай: опытные сотрудники отказываются обучать новичка, ссылаясь на напряженный график, подталкивая его к роли отстающего.  

Как избежать конфликта

  • Наблюдайте. Стиль одежды, особенности телефонных и личных разговоров, взаимоотношений с клиентами, поведения с начальством и коллегами – все это может подсказать вам, какие нормы приняты в коллективе и что от вас требуется, чтобы им соответствовать.


  • Принимайте правила игры. В каждом сообществе есть свои сложившиеся отношения, установки и ритуалы. Даже если они вам не нравятся, не нужно отвергать их в открытую. Ходите вместе со всеми на обед, сдавайте деньги на подарки, покупайте печенье, участвуйте в собраниях. Но при этом не стоит пытаться откровенно мимикрировать под запросы окружающих – это сразу заметят и сочтут слабостью.


  • Не бойтесь спрашивать. Если вы что-то не понимаете, не находите, не можете справиться – просто попросите помощи. Лучше, если вы станете объектом опеки, чем предметом насмешек и колкостей из-за своей некомпетентности.

Не давайте волю эмоциям

  • Не давайте волю эмоциям. Не оправдывайтесь, если не чувствуете себя виноватым. Спокойно, без лишних эмоций парируйте нападки и всегда анализируйте, за что они «прилетели». Лучше пару раз откровенно поговорить с тем, кто пытается вас «прессовать», чем уйти в себя и стать гораздо более удобной мишенью для моббинга.

  • Не торопитесь делиться своим мнением. Тем более если вас не спрашивают. Старайтесь говорить по делу – особенно когда это касается межличностных отношений в коллективе или чужих успехов и ошибок.

  • На работе – работайте. Грамотно выполняйте свои обязанности, не отказывайте в помощи коллегам, но и не давайте сесть себе на шею. Помните, что вы не обязаны взваливать на себя чужую работу, но и не стоит перекладывать свою на других сотрудников.

  • Запаситесь терпением. Когда травля не приносит «острых ощущений», а жертва не бежит и не нападает, должный эффект моббинга постепенно теряется. А если к вам как к профессионалу очень трудно придраться –ситуация изменится гораздо быстрее.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №3, 2021

Вам могут понравиться другие статьи:

Чтоб летом ходить в шортах!
Анатомия успеха
Чтоб летом ходить в шортах!

Вот и пришло настоящее тепло, плотные джинсы, из которых мы не вылезали больше полугода, можно забросить в шкаф и достать из его недр что-то тоненькое и коротенькое. Но готовы ли мы явить миру подт...

Подробнее
Тактика консультирования: от клиента – до продажи
Анатомия успеха
Тактика консультирования: от клиента – до продажи

Индивидуальный подход к каждому покупателю – одна из важных составляющих успеха. Но есть несколько групп посетителей, которых объединяют общие потребности и особенности, и работу с ними уместно...

Подробнее
Наш друг велосипед
Анатомия успеха
Наш друг велосипед

Весенние тренировки на улице лучше всего пробуждают организм от зимней спячки. А потому пора доставать из гаражей двухколесный транспорт, надевать шлемы – и вперед, в парки и на дорожки.

Подробнее
И в службу, и в дружбу
Анатомия успеха
И в службу, и в дружбу

Большую часть нашей жизни мы проводим на работе, и львиная доля ежедневного общения приходится на коллег. И хорошо бы, чтобы оно приносило радость.

Подробнее
Возражение как этап продажи
Анатомия успеха
Возражение как этап продажи

Фармспециалистам приходится сталкиваться с сомнениями клиента регулярно, изо дня в день. Но не стоит их рассматривать как отказ от покупки. Напротив, вопросы покупателя, пусть и выражающие недовери...

Подробнее
Не выходя из дома
Анатомия успеха
Не выходя из дома

Лето не за горами, уже давно пора восстанавливать форму, но из-за весенней хандры активные тренировки в зале или на улице постоянно откладываются? Мы предлагаем компромиссное решение – домашняя гим...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.