Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Если начальник не прав




Какие бы мифы ни ходили о непогрешимых и сверхэффективных руководителях, все они в первую очередь люди, а значит, ничто человеческое им не чуждо, в том числе и ошибки. Способность брать на себя ответственность за них и вовремя извиняться – пожалуй, едва ли не самый важный фактор доверия в любом коллективе.


Почему руководители боятся признавать свои ошибки?
  • Поколение, занимающее сейчас руководящие должности, успело вырасти при авторитарном режиме, где слово «начальник» означало правоту и непогрешимость во всем. «Я главный, почему я должен извиняться?» 


  • Люди, предъявляющие завышенные требования к окружающим, сами загоняют себя в угол: если у подчиненных нет права на ошибку, то и начальнику нужно отстаивать свою непогрешимость «до последнего патрона».


  • Если в коллективе царит нездоровая атмосфера и основным средством управления является страх, признание своей неправоты ведет к потере статуса «сильного», а значит, авторитета и власти.


  • Начальник испытывает болезненную потребность быть всегда правым. Чаще всего этим страдают принципиальные люди так называемой старой закалки, которые с трудом меняют свои убеждения. А значит, не способны и к гибкому руководству.

Чего делать не стоит

Если промах очевиден, но признать его нет никакой возможности, «сильные мира сего», как правило, избирают одну из двух стратегий.   

  1. «Забудем об этом». Сделать вид, что ничего не произошло, отказаться от обсуждения ситуации, попытаться спустить ее на тормозах. 

  2. Что в итоге. Потеряна возможность исправить последствия ошибки и сделать из нее соответствующие выводы.


  3. «Сам дурак». Попытаться свалить ответственность на подчиненных, вменив им в вину последствия своих собственных поступков и решений.

    Что в итоге. В коллективе появляются несправедливо обиженные, начальник получает славу самодура, авторитет его падает.

Как исправить ошибку?
  • Признайте факт того, что вы ошиблись, и постарайтесь понять, что стало причиной. Несмотря на руководящую позицию, вы остаетесь обычным человеком: чего-то не предусмотреть, не знать или просто поддаться эмоциям – это в принципе нормально.


  • Спокойно исправьте последствия, стараясь не привлекать к ним повышенного внимания и не перекладывать процесс на коллег.


  • Когда «острый период» пройдет, обязательно разберите произошедшее с подчиненными. Не оправдывайтесь и не жалуйтесь – изложите факты, расскажите о последствиях и возможных способах избежать подобных ситуаций впредь.


  • Не бойтесь того, что признание ошибки подорвет ваш авторитет. Способность быть критичным не только к подчиненным, но и к самому себе, исправлять промахи и отвечать за их последствия говорит только о том, что вы мудрый и уравновешенный человек, достойный занимаемого поста.


  • Обязательно извинитесь перед теми, кто мог пострадать по вашей вине.

Как правильно извиняться?

Как правильно извиняться?
  1. Поговорите лично. Велико искушение написать электронное письмо, передать извинения через кого-нибудь другого или просто откупиться от несправедливо обиженного материальным бонусом. Однако с конфликтом лучше разобраться, глядя в глаза друг другу.


  2. Всегда говорите, за что вы извиняетесь. Буркнуть: «Я был не прав» и закрыть тему всегда проще, но человеку важно понимать, что извинения – это не просто формальность и вы действительно сожалеете о случившемся. Например: «Мне очень жаль, Мария Петровна, что я на вас накричал. Мне стыдно, что я не сдержался и повысил голос».


  3. Не оправдывайтесь. Вашему подчиненному совершенно необязательно знать, что вас заставило совершить ошибку – некомпетентность или острый приступ мигрени. Важен сам факт того, что вы готовы признать ее и исправить.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №12, 2020

Вам могут понравиться другие статьи:

Не теряем форму!
Анатомия успеха
Не теряем форму!

С началом осени тренировки на открытом воздухе становятся все более затруднительными, а форму терять не хочется. Чем заменить пробежку или велосипедную прогулку, не выходя из дома? Как сохранить на...

Подробнее
Покупатели «золотого возраста»: налаживаем контакт
Анатомия успеха
Покупатели «золотого возраста»: налаживаем контакт

У них много свободного времени, твердые принципы и слабые нервы. Они способны довести до белого каления даже самого опытного первостольника, устроить скандал на ровном месте и уйти без пок...

Подробнее
Критика: инструкция по применению
Анатомия успеха
Критика: инструкция по применению

Начальник устроил «публичный разбор полетов», коллега саркастически прокомментировал вашу оплошность, а вы сами в сердцах выразили сомнения в профпригодности стажера. 

Подробнее
Сервис со знаком качества
Анатомия успеха
Сервис со знаком качества

Далеко не все в реальной аптеке можно изменить или улучшить, но как минимум одна важнейшая составляющая аптечного дела целиком и полностью зависит от нас – это качество обслуживания. Именно оно...

Подробнее
Развиваем гибкость
Анатомия успеха
Развиваем гибкость

Мягкими или гибкими навыками (soft skills) принято называть деловые качества сотрудника, которые не связаны напрямую с его профессиональными компетенциями, однако помогают ему работать лучше и ...

Подробнее
6 мифов о похудении
Анатомия успеха
6 мифов о похудении

Летом многие задаются целью избавиться от лишних килограммов и приступают к интенсивным, а порой и изнурительным тренировкам. Однако очень часто упорная работа над...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.