Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Если начальник не прав




Какие бы мифы ни ходили о непогрешимых и сверхэффективных руководителях, все они в первую очередь люди, а значит, ничто человеческое им не чуждо, в том числе и ошибки. Способность брать на себя ответственность за них и вовремя извиняться – пожалуй, едва ли не самый важный фактор доверия в любом коллективе.


Почему руководители боятся признавать свои ошибки?
  • Поколение, занимающее сейчас руководящие должности, успело вырасти при авторитарном режиме, где слово «начальник» означало правоту и непогрешимость во всем. «Я главный, почему я должен извиняться?» 


  • Люди, предъявляющие завышенные требования к окружающим, сами загоняют себя в угол: если у подчиненных нет права на ошибку, то и начальнику нужно отстаивать свою непогрешимость «до последнего патрона».


  • Если в коллективе царит нездоровая атмосфера и основным средством управления является страх, признание своей неправоты ведет к потере статуса «сильного», а значит, авторитета и власти.


  • Начальник испытывает болезненную потребность быть всегда правым. Чаще всего этим страдают принципиальные люди так называемой старой закалки, которые с трудом меняют свои убеждения. А значит, не способны и к гибкому руководству.

Чего делать не стоит

Если промах очевиден, но признать его нет никакой возможности, «сильные мира сего», как правило, избирают одну из двух стратегий.   

  1. «Забудем об этом». Сделать вид, что ничего не произошло, отказаться от обсуждения ситуации, попытаться спустить ее на тормозах. 

  2. Что в итоге. Потеряна возможность исправить последствия ошибки и сделать из нее соответствующие выводы.


  3. «Сам дурак». Попытаться свалить ответственность на подчиненных, вменив им в вину последствия своих собственных поступков и решений.

    Что в итоге. В коллективе появляются несправедливо обиженные, начальник получает славу самодура, авторитет его падает.

Как исправить ошибку?
  • Признайте факт того, что вы ошиблись, и постарайтесь понять, что стало причиной. Несмотря на руководящую позицию, вы остаетесь обычным человеком: чего-то не предусмотреть, не знать или просто поддаться эмоциям – это в принципе нормально.


  • Спокойно исправьте последствия, стараясь не привлекать к ним повышенного внимания и не перекладывать процесс на коллег.


  • Когда «острый период» пройдет, обязательно разберите произошедшее с подчиненными. Не оправдывайтесь и не жалуйтесь – изложите факты, расскажите о последствиях и возможных способах избежать подобных ситуаций впредь.


  • Не бойтесь того, что признание ошибки подорвет ваш авторитет. Способность быть критичным не только к подчиненным, но и к самому себе, исправлять промахи и отвечать за их последствия говорит только о том, что вы мудрый и уравновешенный человек, достойный занимаемого поста.


  • Обязательно извинитесь перед теми, кто мог пострадать по вашей вине.

Как правильно извиняться?

Как правильно извиняться?
  1. Поговорите лично. Велико искушение написать электронное письмо, передать извинения через кого-нибудь другого или просто откупиться от несправедливо обиженного материальным бонусом. Однако с конфликтом лучше разобраться, глядя в глаза друг другу.


  2. Всегда говорите, за что вы извиняетесь. Буркнуть: «Я был не прав» и закрыть тему всегда проще, но человеку важно понимать, что извинения – это не просто формальность и вы действительно сожалеете о случившемся. Например: «Мне очень жаль, Мария Петровна, что я на вас накричал. Мне стыдно, что я не сдержался и повысил голос».


  3. Не оправдывайтесь. Вашему подчиненному совершенно необязательно знать, что вас заставило совершить ошибку – некомпетентность или острый приступ мигрени. Важен сам факт того, что вы готовы признать ее и исправить.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №12, 2020

Вам могут понравиться другие статьи:

6 мифов о похудении
Анатомия успеха
6 мифов о похудении

Летом многие задаются целью избавиться от лишних килограммов и приступают к интенсивным, а порой и изнурительным тренировкам. Однако очень часто упорная работа над...

Подробнее
Это полный провал!
Анатомия успеха
Это полный провал!

Не выполнить план продаж, сорвать дедлайн, допустить грубую ошибку при консультировании – такое случается в жизни у каждого. То, что произошло, придется принять как данность. 

Подробнее
Ролики – это здорово!
Анатомия успеха
Ролики – это здорово!

Каждую весну и лето на них встают все больше новичков от мала до велика. Научиться безопасно кататься можно достаточно просто и быстро, если соблюдать базовые правила, подготовить необходимую экипи...

Подробнее
Как вести себя в конфликтных ситуациях
Анатомия успеха
Как вести себя в конфликтных ситуациях

Какими бы хорошими и позитивными людьми мы ни были – у каждого из нас хотя бы раз в жизни случался конфликт с покупателем. Они бывают разные, и все приходят со своим настроением – как с хорошим, та...

Подробнее
На свежем воздухе
Анатомия успеха
На свежем воздухе

С наступлением теплых дней легко замотивировать себя на уличные тренировки. Приятно пробежаться по парку, позаниматься на тренажерах, погонять мяч на стадионе. Организм быстрее насыщается кислородо...

Подробнее
Как перестать бояться перемен?
Анатомия успеха
Как перестать бояться перемен?

Современные люди живут намного комфортнее и свободны от большинства страхов, которые преследовали их предков. Не надо скрываться от хищников, опасаться сил природы, убегать от врагов. Но кое-чего м...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.