Top.Mail.Ru
Критика: инструкция по применению
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Критика: инструкция по применению

Начальник устроил «публичный разбор полетов», коллега саркастически прокомментировал вашу оплошность, а вы сами в сердцах выразили сомнения в профпригодности стажера. Допустимы ли такие эпизоды в рабочих отношениях и где грань между конструктивной критикой и переходом на личности?

Для чего нужна критика

Как ни странно, возможность критиковать друг друга ведет к установлению более открытых отношений между людьми. Ведь умение обсуждать то, что не устраивает, и способность принимать чужую точку зрения – очень полезный навык как на работе, так и в личной жизни. Вдобавок ко всему тот факт, что наши поступки могут нравиться далеко не всем и окружающие могут их оценивать негативно, хорошо «поправляет корону». Если относиться к критике как к возможности найти альтернативные решения проблемы и определить свои слабые места, то в неприятных моментах межличностного взаимодействия можно увидеть позитивную, полезную сторону.

Но почему она чаще всего неконструктивна?

С одной стороны, наиболее активная работающая часть населения нашей страны выросла еще в те времена, когда основным «трендом» во всех формальных взаимоотношениях, начиная с детского сада и заканчивая трудовым коллективом, было стремление бороться с недостатками и соответствовать жесткому, сформированному авторитарным обществом стандарту. Соблюдение личного пространства и даже этических норм общения было делом второстепенным. Да и похвала считалась неуместной, «не хвалить же человека за то, что он просто делает свою работу» – принцип как раз из тех времен. Что уж говорить о стиле управления, кратко выраженном в афоризме «я начальник – ты дурак», сколько личных трагедий и конфликтов он породил! Со сменой идеологии ситуация несильно изменилась к лучшему: культура рабочих взаимоотношений на долгие годы стала агрессивно-конкурентной, критика в ней – не только возможность продемонстрировать власть, но и один из способов борьбы с неугодными, сведения личных счетов, имитации активности и «зарабатывания очков» в глазах руководства.


Критиковать или нет

Критиковать или нет

Если вы хотите помочь человеку справиться с проблемой. Указывайте ему на конкретные недостатки в его работе.


Если вас не устраивает именно личность визави, а не конкретные результаты его деятельности. Во втором случае не стоит и начинать разговор.


Если замечание уместно и принесет пользу в тот момент, когда будет высказано, или его отсутствие приведет к плачевным результатам. Начинайте критиковать только тогда, когда вы четко понимаете, что ситуацию надо исправлять и у вас есть метод решения проблемы.


Если очевидно, что ваши слова просто расстроят собеседника и никак не исправят ситуацию. Подумайте лишний раз, стоит ли высказывать критическое замечание постфактум, особенно если человек уже осознал, что он сделал ошибку, и пытается ее исправить.


Если ситуация напрямую связана с вами или вашей совместной работой с критикуемым и исправлять последствия придется вместе.


Если предмет критики вас напрямую не касается. Не стоит влезать с критическими замечаниями в процесс, в котором вы никак не задействованы.


Как критиковать подчиненных

Как критиковать подчиненных
  1. Регулярное критическое обсуждение рабочих вопросов должно быть постоянным элементом в общении с коллективом. Лучше 3 раза поругать и 2 раза похвалить за день одного и того же человека, чем накопить на него «компромат» за долгий период и вывалить это скопом, когда ситуация станет совсем напряженной. И человека обидите, и проблему не решите.

  2. Используйте максимально нейтральные выражения. Описывайте конкретные действия работника, которые привели к проблеме, и конкретные последствия этой проблемы.

  3. Перейдите с монолога к диалогу. Давайте сотрудникам возможность высказаться, признать свои ошибки и озвучить варианты решения проблемы. Всегда оставляйте подчиненному время на то, чтобы спокойно взвесить и обдумать ситуацию, прежде чем завершать разговор.

  4. Предлагайте способы решения проблемы, которые позволят провинившемуся сотруднику не только исправить ситуацию, но и максимально «сохранить лицо».

Как реагировать на критику со стороны руководства

Как реагировать на критику со стороны руководства
  1. Не бросайтесь оправдываться. Во-первых, это может быть воспринято как косвенное признание вины. Кроме того, подумайте, нужны ли ваши аргументы руководителю или он все для себя решил и не готов к диалогу. Но даже если критика кажется вам несправедливой, реагируйте на нее спокойно, не перебивайте и, дослушав речь начальника до конца, предложите возможные решения.

  2. Не бросайтесь со встречными обвинениями. Это самый простой способ спровоцировать совершенно неконструктивный конфликт, перейти на личности и окончательно испортить отношения в коллективе. Если у вас есть контраргументы, выскажите их, но это должны быть именно аргументы, а не личные выпад в адрес оппонентов.

  3. Не молчите. Кажется, что переждать бурю, втянув голову в плечи – самый лучший выход. Но если тон критика оскорбительный, а обвинения далеки от справедливости, молчание сочтут признаком слабости. Спокойно, тихо и вежливо попросите соблюдать правила корпоративной этики и постарайтесь перевести разговор в конструктивное русло, предложить собеседнику излагать факты, а не их эмоциональную оценку.

  4. Подумайте, почему критика задевает вас за живое. Вы человек, и ничто человеческое вам не чуждо – в том числе и совершение ошибок. Возможно, вы не слишком адекватно оцениваете свои рабочие качества и считаете себя непогрешимым? Или вам трудно смириться с тем, что кто-то имеет право вас критиковать? В любом случае с болезненной реакцией на критику стоит разобраться, ведь конструктивные замечания помогают нам учиться и расти в профессиональной сфере.

Признаки конструктивной критики

  • Разговор ведется в дружелюбном и уважительном тоне, эмоции нейтральные или даже положительные.

  • Критические замечания высказываются один на один, в отсутствие посторонних. Исключение – если руководитель вынужден критиковать рабочую группу, члены которой в равной степени отвечают за негативный результат.

  • Критикующий не переходит на личность и не пытается самоутвердиться за счет другого человека.

  • Критические замечания представляются в виде отзыва о ситуации, а не готовой инструкции по поводу того, что человек должен был сделать, но не сделал.

  • В течение одного разговора решается одна проблема, а не высказываются все накопленные претензии.

  • В речи отсутствуют оценочные высказывания, сарказм и самолюбование, а разговор не превращается в обвинительный монолог.

  • Начиная критиковать другого, человек досконально разобрался в вопросе, аргументированно высказывает свои претензии и может обоснованно отвергать контраргументы.

  • Разговор вертится не только вокруг негативных моментов, а критикующий вовремя вспоминает и о позитивных.

  • От критикуемого не требуют моментальной обратной связи или немедленного решения проблемы.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №7–8, 2021

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.