Критика: инструкция по применению
Начальник устроил «публичный разбор полетов», коллега саркастически прокомментировал вашу оплошность, а вы сами в сердцах выразили сомнения в профпригодности стажера. Допустимы ли такие эпизоды в рабочих отношениях и где грань между конструктивной критикой и переходом на личности?
Для чего нужна критика
Как ни странно, возможность критиковать друг друга ведет к установлению более открытых отношений между людьми. Ведь умение обсуждать то, что не устраивает, и способность принимать чужую точку зрения – очень полезный навык как на работе, так и в личной жизни. Вдобавок ко всему тот факт, что наши поступки могут нравиться далеко не всем и окружающие могут их оценивать негативно, хорошо «поправляет корону». Если относиться к критике как к возможности найти альтернативные решения проблемы и определить свои слабые места, то в неприятных моментах межличностного взаимодействия можно увидеть позитивную, полезную сторону.
Но почему она чаще всего неконструктивна?
С одной стороны, наиболее активная работающая часть населения нашей страны выросла еще в те времена, когда основным «трендом» во всех формальных взаимоотношениях, начиная с детского сада и заканчивая трудовым коллективом, было стремление бороться с недостатками и соответствовать жесткому, сформированному авторитарным обществом стандарту. Соблюдение личного пространства и даже этических норм общения было делом второстепенным. Да и похвала считалась неуместной, «не хвалить же человека за то, что он просто делает свою работу» – принцип как раз из тех времен. Что уж говорить о стиле управления, кратко выраженном в афоризме «я начальник – ты дурак», сколько личных трагедий и конфликтов он породил! Со сменой идеологии ситуация несильно изменилась к лучшему: культура рабочих взаимоотношений на долгие годы стала агрессивно-конкурентной, критика в ней – не только возможность продемонстрировать власть, но и один из способов борьбы с неугодными, сведения личных счетов, имитации активности и «зарабатывания очков» в глазах руководства.
Критиковать или нет
Если вы хотите помочь человеку справиться с проблемой. Указывайте ему на конкретные недостатки в его работе.
Если вас не устраивает именно личность визави, а не конкретные результаты его деятельности. Во втором случае не стоит и начинать разговор.
Если замечание уместно и принесет пользу в тот момент, когда будет высказано, или его отсутствие приведет к плачевным результатам. Начинайте критиковать только тогда, когда вы четко понимаете, что ситуацию надо исправлять и у вас есть метод решения проблемы.
Если очевидно, что ваши слова просто расстроят собеседника и никак не исправят ситуацию. Подумайте лишний раз, стоит ли высказывать критическое замечание постфактум, особенно если человек уже осознал, что он сделал ошибку, и пытается ее исправить.
Если ситуация напрямую связана с вами или вашей совместной работой с критикуемым и исправлять последствия придется вместе.
Если предмет критики вас напрямую не касается. Не стоит влезать с критическими замечаниями в процесс, в котором вы никак не задействованы.
Как критиковать подчиненных
-
Регулярное критическое обсуждение рабочих вопросов должно быть постоянным элементом в общении с коллективом. Лучше 3 раза поругать и 2 раза похвалить за день одного и того же человека, чем накопить на него «компромат» за долгий период и вывалить это скопом, когда ситуация станет совсем напряженной. И человека обидите, и проблему не решите.
-
Используйте максимально нейтральные выражения. Описывайте конкретные действия работника, которые привели к проблеме, и конкретные последствия этой проблемы.
-
Перейдите с монолога к диалогу. Давайте сотрудникам возможность высказаться, признать свои ошибки и озвучить варианты решения проблемы. Всегда оставляйте подчиненному время на то, чтобы спокойно взвесить и обдумать ситуацию, прежде чем завершать разговор.
-
Предлагайте способы решения проблемы, которые позволят провинившемуся сотруднику не только исправить ситуацию, но и максимально «сохранить лицо».
Как реагировать на критику со стороны руководства
-
Не бросайтесь оправдываться. Во-первых, это может быть воспринято как косвенное признание вины. Кроме того, подумайте, нужны ли ваши аргументы руководителю или он все для себя решил и не готов к диалогу. Но даже если критика кажется вам несправедливой, реагируйте на нее спокойно, не перебивайте и, дослушав речь начальника до конца, предложите возможные решения.
-
Не бросайтесь со встречными обвинениями. Это самый простой способ спровоцировать совершенно неконструктивный конфликт, перейти на личности и окончательно испортить отношения в коллективе. Если у вас есть контраргументы, выскажите их, но это должны быть именно аргументы, а не личные выпад в адрес оппонентов.
-
Не молчите. Кажется, что переждать бурю, втянув голову в плечи – самый лучший выход. Но если тон критика оскорбительный, а обвинения далеки от справедливости, молчание сочтут признаком слабости. Спокойно, тихо и вежливо попросите соблюдать правила корпоративной этики и постарайтесь перевести разговор в конструктивное русло, предложить собеседнику излагать факты, а не их эмоциональную оценку.
-
Подумайте, почему критика задевает вас за живое. Вы человек, и ничто человеческое вам не чуждо – в том числе и совершение ошибок. Возможно, вы не слишком адекватно оцениваете свои рабочие качества и считаете себя непогрешимым? Или вам трудно смириться с тем, что кто-то имеет право вас критиковать? В любом случае с болезненной реакцией на критику стоит разобраться, ведь конструктивные замечания помогают нам учиться и расти в профессиональной сфере.
Признаки конструктивной критики
-
Разговор ведется в дружелюбном и уважительном тоне, эмоции нейтральные или даже положительные.
-
Критические замечания высказываются один на один, в отсутствие посторонних. Исключение – если руководитель вынужден критиковать рабочую группу, члены которой в равной степени отвечают за негативный результат.
-
Критикующий не переходит на личность и не пытается самоутвердиться за счет другого человека.
-
Критические замечания представляются в виде отзыва о ситуации, а не готовой инструкции по поводу того, что человек должен был сделать, но не сделал.
-
В течение одного разговора решается одна проблема, а не высказываются все накопленные претензии.
-
В речи отсутствуют оценочные высказывания, сарказм и самолюбование, а разговор не превращается в обвинительный монолог.
-
Начиная критиковать другого, человек досконально разобрался в вопросе, аргументированно высказывает свои претензии и может обоснованно отвергать контраргументы.
-
Разговор вертится не только вокруг негативных моментов, а критикующий вовремя вспоминает и о позитивных.
-
От критикуемого не требуют моментальной обратной связи или немедленного решения проблемы.
Снежана Шабанова
Журнал "Российские аптеки" №7–8, 2021
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.