На работу — с радостью

Если в течение выходных вы не смогли отдохнуть и полностью восстановиться, буквально заставляете себя выходить на работу и полдня раскачиваетесь, раздражают все — и коллеги, и покупатели — это весомый повод заподозрить неладное. Возможно, речь идет о чем-то большем, чем обычная усталость.
Наш эксперт: Анатолий Толопило,
практический психолог,
бизнес-тренер Moscow Business Schoo
В чем причина?
Американский психолог Кристина Маслач, которая считается основоположником теории профессионального выгорания, выделяет 6 основных факторов, провоцирующих это состояние:- Коллектив. Если день за днем вы становитесь участником многочисленных крупных и мелких конфликтов.
- Ценности, убеждения и цели. Когда их нет или они не совпадают с задачами компании. Например, вы стремитесь к карьерному росту, но работодатель не предоставляет такой возможности.
- Вознаграждение. При несоответствии уровня заработной платы прилагаемым вами трудозатратам. Вкладываете много сил, но получаете мало денег.
- Несправедливость. Вы вдруг узнаете, что при прочих равных условиях коллега получает больше.
- Нагрузка. Как бы вы ни любили то, чем занимаетесь, ресурсы организма не бесконечны. Все нуждаются в периодическом отдыхе (перерыв 10–15 минут в течение смены, отдых после нее, выходные и отпуск).
- Контроль/ответственность. В случае чрезмерной опеки со стороны руководства, в отсутствие полномочий при повышенной ответственности и т. п.
Минимизируем негатив
Казалось бы, самое простое решение — уволиться с работы, где так все раздражает. Жителям Москвы и Санкт-Петербурга трудоустроиться легче, но вот провизорам и фармацевтам из небольших провинциальных городов, где аптек гораздо меньше, такой вариант не совсем подходит.Не торопитесь! Со стрессами в той или иной степени приходится сталкиваться всем и полностью от них избавиться нельзя. Гораздо более продуктивным будет научиться контролировать воздействие стресса на нашу жизнь.
Прежде чем уйти, попробуйте разобраться, что можно предпринять в сложившейся ситуации. Для этого составьте таблицу и впишите в нее все факторы, оказывающие на вас отрицательное воздействие, проранжировав их по значимости (по аналогии с табл. 1). Будьте внимательны! Определив 1—2 главные причины стресса и нейтрализовав их, вы избавитесь от львиной доли негатива на работе.

5 советов руководителю
- Поощряйте работников за продуктивность их труда
- Обеспечьте для них возможность повысить свой уровень профессиональных знаний
- Обучите сотрудников стратегиям борьбы со стрессом
- Познакомьте новых членов коллектива с вероятными трудностями, с которыми им предстоит столкнуться в работе
- Проводите периодические «проверки на выгорание» для всего персонала

Меняем роль
Еще один фактор риска — то, как вы позиционируете себя на работе. Согласно теории трансактного анализа известного американского психолога и психиатра Эрика Берна, в трудовом коллективе мы можем находиться в 1 из 3 состояний:- Родителя, знающего, что такое хорошо и что такое плохо, принимающего на себя ответственность за все, выкладывающегося, чтобы достичь результата.
- Взрослого, способного разделить ответственность с другим человеком.
- Ребенка, пытающегося ни за что не отвечать и от всего уклониться.
Какую роль играть — каждый решает сам, но следует заметить, что оптимальной является позиция Взрослого. Родитель, в свою очередь, наиболее подвержен профессиональному выгоранию.
Вдохновляем себя сами
В Европе отслеживать то, в каком состоянии находятся сотрудники компании, — одна из обязанностей руководителя, в России мы пока должны заниматься этим самостоятельно. Поэтому научитесь вносить в свою жизнь позитив. Чтобы было проще, составьте таблицу с вариантами отдыха и развлечениями, которые помогают вам восстановиться лучше всего (см. табл. 2).
Наталия Смирнова
Мастер-класс для первостольника
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.