Не сошлись характерами
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Не сошлись характерами

Rosapteki-Sharganova-psihoterapevt.jpg



Наш эксперт: 

Светлана Шарганова, врач-психотерапевт 




С кем-то чувствуешь себя легко, сразу находишь общий язык. А с другими возникает напряжение, переходящее в стойкую антипатию. Что такое психологическая несовместимость и какую роль она играет в коллективе?


Значительную часть жизни мы проводим на работе. Хотелось бы, чтобы нам нравилось и то, чем мы занимаемся, и люди, которые нас окружают. Но эти два фактора совпадают редко. И частенько приходится выбирать. Что интересно, лояльный коллектив нередко предпочитают хорошей работе, карьерному росту и более высокой зарплате.

В чем проблема?

Психологической несовместимостью называют неспособность находиться в длительных взаимоотношениях, стойкие, неустранимые противоречия, обусловленные личностными особенностями.


Выделяют несколько видов этого явления.


* Психофизиологическая  несовместимость – нетерпимость к физическим и эмоциональным характеристикам другого человека. Вас, к примеру, раздражает аромат духов коллеги, а ее – тембр вашего голоса. Сюда же можно отнести и различия в уровне интеллектуального развития и общей культуры. Допустим, для вас использование мата совершенно неприемлемо, а другой употребляет соответствующие выражения для связки слов.


* Социально-психологическая несовместимость может быть обусловлена несправедливым распределением ролей в коллективе. Например, сотрудница, которая по уровню знаний и профессиональным навыкам не соответствует занимаемой должности, будет вызывать неприязнь у коллег. Источником напряженности может стать и различное отношение к моральным нормам и ценностям. Как правило, мы недолюбливаем карьеристов, готовых идти к своей цели «по головам».


* Социально-идеологическая несовместимость вызывается конфликтом убеждений, мировоззренческими расхождениями. К примеру, один из сотрудников – расист, а в коллективе работают представители разных национальностей – взаимная неприязнь в таком случае неминуема.


Подобные «нестыковки» неизбежно ведут к снижению производительности труда, саботированию рабочих задач и коммерческих целей организации. Особенно это касается женских коллективов. Дамы более эмоциональны и эмпатичны по своей природе и при этом не всегда бывают объективными, что может провоцировать конфликты. С другой стороны, сработавшийся женский коллектив – это очень устойчивое и эффективное во всех смыслах образование.


Юмор

– Ну, как твоя новая начальница, нормальный характер у нее? Как думаешь, с ней можно сработаться?

– Да! С ней можно вообще не работать!

Ищем выход
Вы сотрудник

Лучше всего конфликт предупредить. Для этого чаще напоминайте себе, что на работе вы не обязаны обсуждать с окружающими свою и чужую личную жизнь и прочие посторонние темы. А в сплетнях и разговорах за спиной и вовсе никогда не стоит принимать участие. Часто этого достаточно, чтобы избежать неприятностей.

Если ссора все-таки произошла, старайтесь сохранять спокойствие, не кричите и не грубите в запале. Лучшим вариантом будет холодный отстраненный ответ. После конфликта воздержитесь от обсуждения произошедшего с коллегами. А с начальством, наоборот, поговорить нужно, ведь у руководителя есть право принятия решений, в том числе по переводу конфликтующих сотрудников в разные отделы, особенно если оба для компании ценны.

Но бывает и так, что не поладил с самим шефом. Его тираду лучше выслушать молча и взять паузу. Задумайтесь, насколько претензии к вам конструктивны? Будьте честны с собой – вдруг критику стоит принять к сведению? Тем более что выиграете в первую очередь вы, ведь это касается повышения профессионального уровня. Ну а если под прицелом внешность, национальность, возраст, упреки настигают регулярно и в присутствии коллег – значит, вы просто не нравитесь. Выйти из подобной ситуации бывает трудно. И порой только расставание с компанией будет приемлемым вариантом.

Чем меньше коллектив – тем важнее эмоциональный климат в нем. А чем моложе сотрудники, тем легче им будет сформировать дружеские неформальные отношения.


Вы руководитель 


О профилактике конфликтов и ссор надо задуматься еще в момент формирования коллектива. Грамотный набор персонала очень важен. На собеседовании с помощью специальных тестов можно выявить склонности человека и степень его конфликтности*. Затем постарайтесь максимально четко распределить функционал: каждый должен ясно представлять зону своей ответственности, возможности взаимодействия с другими, осознавать общую цель и свою личную заинтересованность в ее достижении.
Помните: если у сотрудников много свободного времени – это чревато нештатными ситуациями.
Помните: если у сотрудников много свободного времени – это чревато нештатными ситуациями. Составляя график дежурств, проследите, чтобы в смене не пересекались ни люди с полярными точками зрения и характерами, ни две любительницы поболтать на посторонние темы. При возникшем конфликте постарайтесь вникнуть в ситуацию и выслушать все точки зрения, не потворствуйте интригам, дайте возможность эмоционально отреагировать каждому участнику, лучше наедине с вами в кабинете. После недоразумения попробуйте закрыть его в позитивном ключе – например, с помощью шутки либо авторитетного анализа причин и  последствий происшествия.
*Можно воспользоваться 16-факторным опросником Кеттела, опросником Айзенка или дифференциально-диагностическим опросником Климова, который позволит понять, как лучше распределить обязанности между сотрудниками.


Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

Наш друг велосипед
Анатомия успеха
Наш друг велосипед

Весенние тренировки на улице лучше всего пробуждают организм от зимней спячки. А потому пора доставать из гаражей двухколесный транспорт, надевать шлемы – и вперед, в парки и на дорожки.

Подробнее
И в службу, и в дружбу
Анатомия успеха
И в службу, и в дружбу

Большую часть нашей жизни мы проводим на работе, и львиная доля ежедневного общения приходится на коллег. И хорошо бы, чтобы оно приносило радость.

Подробнее
Возражение как этап продажи
Анатомия успеха
Возражение как этап продажи

Фармспециалистам приходится сталкиваться с сомнениями клиента регулярно, изо дня в день. Но не стоит их рассматривать как отказ от покупки. Напротив, вопросы покупателя, пусть и выражающие недовери...

Подробнее
Не выходя из дома
Анатомия успеха
Не выходя из дома

Лето не за горами, уже давно пора восстанавливать форму, но из-за весенней хандры активные тренировки в зале или на улице постоянно откладываются? Мы предлагаем компромиссное решение – домашняя гим...

Подробнее
Паника в атаке
Анатомия успеха
Паника в атаке

На ровном месте вдруг накрывает волной страха, сердце начинает бешено биться, не хватает воздуха, пробивает потом, голова кружится… При этом реальных причин бояться нет. Что случилось?
Подробнее

Какие ваши доказательства?
Анатомия успеха
Какие ваши доказательства?

Считается, что спорить с руководством – последнее дело. Но отстаивать свою точку зрения и приходить к компромиссу все-таки необходимо, особенно если речь идет о важных проблемах, касающихся всего к...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.