Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Не сошлись характерами

Rosapteki-Sharganova-psihoterapevt.jpg



Наш эксперт: 

Светлана Шарганова, врач-психотерапевт 




С кем-то чувствуешь себя легко, сразу находишь общий язык. А с другими возникает напряжение, переходящее в стойкую антипатию. Что такое психологическая несовместимость и какую роль она играет в коллективе?


Значительную часть жизни мы проводим на работе. Хотелось бы, чтобы нам нравилось и то, чем мы занимаемся, и люди, которые нас окружают. Но эти два фактора совпадают редко. И частенько приходится выбирать. Что интересно, лояльный коллектив нередко предпочитают хорошей работе, карьерному росту и более высокой зарплате.

В чем проблема?

Психологической несовместимостью называют неспособность находиться в длительных взаимоотношениях, стойкие, неустранимые противоречия, обусловленные личностными особенностями.


Выделяют несколько видов этого явления.


* Психофизиологическая  несовместимость – нетерпимость к физическим и эмоциональным характеристикам другого человека. Вас, к примеру, раздражает аромат духов коллеги, а ее – тембр вашего голоса. Сюда же можно отнести и различия в уровне интеллектуального развития и общей культуры. Допустим, для вас использование мата совершенно неприемлемо, а другой употребляет соответствующие выражения для связки слов.


* Социально-психологическая несовместимость может быть обусловлена несправедливым распределением ролей в коллективе. Например, сотрудница, которая по уровню знаний и профессиональным навыкам не соответствует занимаемой должности, будет вызывать неприязнь у коллег. Источником напряженности может стать и различное отношение к моральным нормам и ценностям. Как правило, мы недолюбливаем карьеристов, готовых идти к своей цели «по головам».


* Социально-идеологическая несовместимость вызывается конфликтом убеждений, мировоззренческими расхождениями. К примеру, один из сотрудников – расист, а в коллективе работают представители разных национальностей – взаимная неприязнь в таком случае неминуема.


Подобные «нестыковки» неизбежно ведут к снижению производительности труда, саботированию рабочих задач и коммерческих целей организации. Особенно это касается женских коллективов. Дамы более эмоциональны и эмпатичны по своей природе и при этом не всегда бывают объективными, что может провоцировать конфликты. С другой стороны, сработавшийся женский коллектив – это очень устойчивое и эффективное во всех смыслах образование.


Юмор

– Ну, как твоя новая начальница, нормальный характер у нее? Как думаешь, с ней можно сработаться?

– Да! С ней можно вообще не работать!

Ищем выход
Вы сотрудник

Лучше всего конфликт предупредить. Для этого чаще напоминайте себе, что на работе вы не обязаны обсуждать с окружающими свою и чужую личную жизнь и прочие посторонние темы. А в сплетнях и разговорах за спиной и вовсе никогда не стоит принимать участие. Часто этого достаточно, чтобы избежать неприятностей.

Если ссора все-таки произошла, старайтесь сохранять спокойствие, не кричите и не грубите в запале. Лучшим вариантом будет холодный отстраненный ответ. После конфликта воздержитесь от обсуждения произошедшего с коллегами. А с начальством, наоборот, поговорить нужно, ведь у руководителя есть право принятия решений, в том числе по переводу конфликтующих сотрудников в разные отделы, особенно если оба для компании ценны.

Но бывает и так, что не поладил с самим шефом. Его тираду лучше выслушать молча и взять паузу. Задумайтесь, насколько претензии к вам конструктивны? Будьте честны с собой – вдруг критику стоит принять к сведению? Тем более что выиграете в первую очередь вы, ведь это касается повышения профессионального уровня. Ну а если под прицелом внешность, национальность, возраст, упреки настигают регулярно и в присутствии коллег – значит, вы просто не нравитесь. Выйти из подобной ситуации бывает трудно. И порой только расставание с компанией будет приемлемым вариантом.

Чем меньше коллектив – тем важнее эмоциональный климат в нем. А чем моложе сотрудники, тем легче им будет сформировать дружеские неформальные отношения.


Вы руководитель 


О профилактике конфликтов и ссор надо задуматься еще в момент формирования коллектива. Грамотный набор персонала очень важен. На собеседовании с помощью специальных тестов можно выявить склонности человека и степень его конфликтности*. Затем постарайтесь максимально четко распределить функционал: каждый должен ясно представлять зону своей ответственности, возможности взаимодействия с другими, осознавать общую цель и свою личную заинтересованность в ее достижении.
Помните: если у сотрудников много свободного времени – это чревато нештатными ситуациями.
Помните: если у сотрудников много свободного времени – это чревато нештатными ситуациями. Составляя график дежурств, проследите, чтобы в смене не пересекались ни люди с полярными точками зрения и характерами, ни две любительницы поболтать на посторонние темы. При возникшем конфликте постарайтесь вникнуть в ситуацию и выслушать все точки зрения, не потворствуйте интригам, дайте возможность эмоционально отреагировать каждому участнику, лучше наедине с вами в кабинете. После недоразумения попробуйте закрыть его в позитивном ключе – например, с помощью шутки либо авторитетного анализа причин и  последствий происшествия.
*Можно воспользоваться 16-факторным опросником Кеттела, опросником Айзенка или дифференциально-диагностическим опросником Климова, который позволит понять, как лучше распределить обязанности между сотрудниками.


Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

Спрашивали – отвечаем!
Анатомия успеха
Спрашивали – отвечаем!

Как понять, что выбранная вами интенсивность тренировок слишком высока, нужно ли как-то реагировать на новые болевые ощущения, возникающие после пробежки, когда и сколько можно есть при тяжелых...

Подробнее
Что мы делаем не так?
Анатомия успеха
Что мы делаем не так?

Удобный торговый зал, широкий ассортимент, знакомство с техниками продаж порой не гарантируют удовлетворенности посетителя и его лояльности к аптеке. Сегодня мы предлаг...

Подробнее
Тренируемся дома
Анатомия успеха
Тренируемся дома

Карантинные ограничения не способствуют физической активности. Работники аптек по-прежнему выходят на работу, но в целом двигаемся мы значительно меньше. Как не набрать лишний вес в такой ситуации?...

Подробнее
Ищем общий язык с коллегами
Анатомия успеха
Ищем общий язык с коллегами

Мы отличаемся друг от друга по возрасту, внешнему виду, стилю одежды, увлечениям, способностям, темпераменту. Влияют ли эти различия на обстановку в рабочем коллективе?

Подробнее
Тренируемся дома
Анатомия успеха
Тренируемся дома

Рекомендации эпидемиологов не выходить из дома без крайней необходимости грозят пожилым людям вынужденной гиподинамией. Чем можно заменить оздоровительные прогулки на свежем воздухе?

Подробнее
О чем думает начальство?
Анатомия успеха
О чем думает начальство?

Руководитель есть у каждого. И от взаимодействия с ним зависит не только атмосфера на рабочем месте, профессиональный и карьерный рост, но и баланс работа/личная жизнь, настроение и самооценка...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.