Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Нематериальная мотивация в помощь руководителю

Для чего мы приходим на работу? В первую очередь за зарплатой, конечно. Но и не только за ней. Как показал известный психолог Абрахам Маслоу, после удовлетворения базовых материальных потребностей люди нуждаются в уважении и признании. И этим всегда грамотно воспользуется мудрый руководитель.


Нематериальная мотивация бывает очень разной и строится, как правило, исходя из возможностей компании и особенностей ее сферы деятельности. Рассмотрим подходы, которые могут оказаться наиболее эффективными в управлении коллективами аптечных организаций.

Сначала – оргвопросыСначала – оргвопросы

Начнем с самого очевидного и не совсем нематериального – с условий труда. К ним относятся организация питания и оплата проезда, наличие ДМС, вопросы безопасности (охрана, видеонаблюдение в торговом зале). И даже дата выдачи зарплаты – известно, например, что авансовая система делает работу более привлекательной. Все это повышает ценность работодателя в глазах сотрудников, мотивирует их держаться за свое место.

Затем – обучение

Это тот выстрел, который убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, вы повышаете профессиональные навыки сотрудников, а с другой – показываете им, что вы заинтересованы в их развитии внутри компании. Обучение может быть индивидуальным – в рамках наставничества, когда более опытные сотрудники берут под крыло молодых. Может быть и групповым – например, вы приглашаете для первостольников тренера, который обучит их эффективной работе с клиентами.

Здоровая конкуренция

Соревновательный момент в работе любого коллектива никто не отменял. Только нужно подойти к его организации грамотно и соблюсти два важных принципа. Первый – у всех должны быть равные шансы, а условия соревнования полностью исключают межличностные конфликты. Второй – приз победителю должен быть реальным, интересным и важным для всех участников.


Здоровая конкуренция

Перспективы

Возможность даже минимального карьерного роста отлично стимулирует амбициозных сотрудников.

Но «правила игры» должны быть максимально понятными: заранее объясните человеку, на что он может претендовать и какие дополнительные обязанности он получит в результате роста.

Комфорт на рабочем месте

Первостольники очень много времени проводят на ногах и в контакте с самыми разными людьми. Естественно, им требуется место для спокойного отдыха – хотя бы на несколько минут. Организуйте в подсобке удобный уголок с чайником и кофемашиной. Регулярно покупайте невредные сладости к чаю. Очень важна и грамотная организация самого рабочего места – постарайтесь сделать его максимально безопасным и эргономичным.

Удобный график

Среди сотрудников аптеки много людей, которым не слишком удобно стандартное рабочее расписание. Для одного очень важна возможность взять дополнительные выходные дни. А для другого – выйти на лишний раз оплачиваемую смену. Поиграйте в тетрис с часами работы, обсудите с коллективом варианты гибкого графика и подмен. Свобода распоряжаться своим временем в обмен на качественную работу – очень важный способ нематериального стимулирования.


Здоровая конкуренция

Похвала

Люди любят, когда их хвалят за дело, особенно публично. Поэтому пользуйтесь возможностью похвалить сотрудника перед всем коллективом. С одной стороны, вы мотивируете его работать еще лучше, с другой – всем нужен положительный пример. Хорошей работы – и справедливого руководства. А вот разносы нерадивым подчиненным правильнее устраивать тет-а-тет.

Поздравления и подарки
Поздравления и подарки

Букеты цветов на 8 Марта, небольшие подарки в день рождения и по другим значимым поводам помогут выделить сотрудников и показать их важность для руководства. Можно сделать приятное и всему коллективу, организовав небольшой незапланированный фуршет, например, по поводу выполненного квартального плана или после сезонного аврала.






Индивидуальный подход

Не забывайте, что нематериальное стимулирование – это лишь один из инструментов работы с персоналом. Нельзя один раз придумать схему подобной мотивации и ждать, когда она сработает. Постоянно общайтесь со своими сотрудниками, старайтесь понять, что им важно, чем они недовольны, что им нравится. Вовремя определяйте, когда к нематериальной стимуляции пора подключить и вполне материальную – например, раздать премии. Каждый коллектив – это живой организм со своими особенностями и потребностями, и именно вам предстоит выяснить, что же в нем сработает лучше всего.


Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №3, 2021

Вам могут понравиться другие статьи:

Как перестать бояться перемен?
Анатомия успеха
Как перестать бояться перемен?

Современные люди живут намного комфортнее и свободны от большинства страхов, которые преследовали их предков. Не надо скрываться от хищников, опасаться сил природы, убегать от врагов. Но кое-чего м...

Подробнее
Тренируемся с фитболом
Анатомия успеха
Тренируемся с фитболом

С этим мячом можно выполнить около сотни упражнений, позволяющих «прокачать» все основные группы мышц. Причем в щадящем режиме и не выходя из дома!

Подробнее
Чужой среди своих
Анатомия успеха
Чужой среди своих

Моббинг, или, по-русски говоря, коллективная травля – весьма распространенное осложнение рабочих взаимоотношений. Противостоять моббингу очень сложно. Хорошая новость заключается в том, что его...

Подробнее
Наставник для первостольника
Анатомия успеха
Наставник для первостольника

Фармацевтическая розница на протяжении долгих лет развивается в условиях хронического дефицита кадров. Если квалифицированных сотрудников не хватает, их приходится «растить» внутри компании. 

Подробнее
Как защититься от эмоционального выгорания
Анатомия успеха
Как защититься от эмоционального выгорания

Некогда любимая работа вызывает раздражение, вы выполняете свои обязанности механически и с нетерпением ждете, когда сможете уйти домой? 

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.