Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Нематериальная мотивация в помощь руководителю

Для чего мы приходим на работу? В первую очередь за зарплатой, конечно. Но и не только за ней. Как показал известный психолог Абрахам Маслоу, после удовлетворения базовых материальных потребностей люди нуждаются в уважении и признании. И этим всегда грамотно воспользуется мудрый руководитель.


Нематериальная мотивация бывает очень разной и строится, как правило, исходя из возможностей компании и особенностей ее сферы деятельности. Рассмотрим подходы, которые могут оказаться наиболее эффективными в управлении коллективами аптечных организаций.

Сначала – оргвопросыСначала – оргвопросы

Начнем с самого очевидного и не совсем нематериального – с условий труда. К ним относятся организация питания и оплата проезда, наличие ДМС, вопросы безопасности (охрана, видеонаблюдение в торговом зале). И даже дата выдачи зарплаты – известно, например, что авансовая система делает работу более привлекательной. Все это повышает ценность работодателя в глазах сотрудников, мотивирует их держаться за свое место.

Затем – обучение

Это тот выстрел, который убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, вы повышаете профессиональные навыки сотрудников, а с другой – показываете им, что вы заинтересованы в их развитии внутри компании. Обучение может быть индивидуальным – в рамках наставничества, когда более опытные сотрудники берут под крыло молодых. Может быть и групповым – например, вы приглашаете для первостольников тренера, который обучит их эффективной работе с клиентами.

Здоровая конкуренция

Соревновательный момент в работе любого коллектива никто не отменял. Только нужно подойти к его организации грамотно и соблюсти два важных принципа. Первый – у всех должны быть равные шансы, а условия соревнования полностью исключают межличностные конфликты. Второй – приз победителю должен быть реальным, интересным и важным для всех участников.


Здоровая конкуренция

Перспективы

Возможность даже минимального карьерного роста отлично стимулирует амбициозных сотрудников.

Но «правила игры» должны быть максимально понятными: заранее объясните человеку, на что он может претендовать и какие дополнительные обязанности он получит в результате роста.

Комфорт на рабочем месте

Первостольники очень много времени проводят на ногах и в контакте с самыми разными людьми. Естественно, им требуется место для спокойного отдыха – хотя бы на несколько минут. Организуйте в подсобке удобный уголок с чайником и кофемашиной. Регулярно покупайте невредные сладости к чаю. Очень важна и грамотная организация самого рабочего места – постарайтесь сделать его максимально безопасным и эргономичным.

Удобный график

Среди сотрудников аптеки много людей, которым не слишком удобно стандартное рабочее расписание. Для одного очень важна возможность взять дополнительные выходные дни. А для другого – выйти на лишний раз оплачиваемую смену. Поиграйте в тетрис с часами работы, обсудите с коллективом варианты гибкого графика и подмен. Свобода распоряжаться своим временем в обмен на качественную работу – очень важный способ нематериального стимулирования.


Здоровая конкуренция

Похвала

Люди любят, когда их хвалят за дело, особенно публично. Поэтому пользуйтесь возможностью похвалить сотрудника перед всем коллективом. С одной стороны, вы мотивируете его работать еще лучше, с другой – всем нужен положительный пример. Хорошей работы – и справедливого руководства. А вот разносы нерадивым подчиненным правильнее устраивать тет-а-тет.

Поздравления и подарки
Поздравления и подарки

Букеты цветов на 8 Марта, небольшие подарки в день рождения и по другим значимым поводам помогут выделить сотрудников и показать их важность для руководства. Можно сделать приятное и всему коллективу, организовав небольшой незапланированный фуршет, например, по поводу выполненного квартального плана или после сезонного аврала.






Индивидуальный подход

Не забывайте, что нематериальное стимулирование – это лишь один из инструментов работы с персоналом. Нельзя один раз придумать схему подобной мотивации и ждать, когда она сработает. Постоянно общайтесь со своими сотрудниками, старайтесь понять, что им важно, чем они недовольны, что им нравится. Вовремя определяйте, когда к нематериальной стимуляции пора подключить и вполне материальную – например, раздать премии. Каждый коллектив – это живой организм со своими особенностями и потребностями, и именно вам предстоит выяснить, что же в нем сработает лучше всего.


Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №3, 2021

Вам могут понравиться другие статьи:

Не теряем форму!
Анатомия успеха
Не теряем форму!

С началом осени тренировки на открытом воздухе становятся все более затруднительными, а форму терять не хочется. Чем заменить пробежку или велосипедную прогулку, не выходя из дома? Как сохранить на...

Подробнее
Покупатели «золотого возраста»: налаживаем контакт
Анатомия успеха
Покупатели «золотого возраста»: налаживаем контакт

У них много свободного времени, твердые принципы и слабые нервы. Они способны довести до белого каления даже самого опытного первостольника, устроить скандал на ровном месте и уйти без пок...

Подробнее
Критика: инструкция по применению
Анатомия успеха
Критика: инструкция по применению

Начальник устроил «публичный разбор полетов», коллега саркастически прокомментировал вашу оплошность, а вы сами в сердцах выразили сомнения в профпригодности стажера. 

Подробнее
Сервис со знаком качества
Анатомия успеха
Сервис со знаком качества

Далеко не все в реальной аптеке можно изменить или улучшить, но как минимум одна важнейшая составляющая аптечного дела целиком и полностью зависит от нас – это качество обслуживания. Именно оно...

Подробнее
Развиваем гибкость
Анатомия успеха
Развиваем гибкость

Мягкими или гибкими навыками (soft skills) принято называть деловые качества сотрудника, которые не связаны напрямую с его профессиональными компетенциями, однако помогают ему работать лучше и ...

Подробнее
6 мифов о похудении
Анатомия успеха
6 мифов о похудении

Летом многие задаются целью избавиться от лишних килограммов и приступают к интенсивным, а порой и изнурительным тренировкам. Однако очень часто упорная работа над...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.