Top.Mail.Ru
О чем думает начальство?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

О чем думает начальство?

Руководитель есть у каждого. И от взаимодействия с ним зависит не только атмосфера на рабочем месте, профессиональный и карьерный рост, но и баланс работа/личная жизнь, настроение и самооценка. Выстраивание межличностных отношений – всегда двусторонний процесс. Не стоит недооценивать вашу роль в нем! 

Работа мечты и реальность

Любому работнику хочется иметь грамотного, вдумчивого и понятливого руководителя, который не кричит, не давит авторитетом, не контролирует каждый шаг. Также очень желательно, чтобы руководитель аптеки мог спокойно и понятно формулировать новые задачи, равномерно и взвешенно распределял нагрузку, а еще «входил в положение» и с вниманием относился к личным проблемам рядовых фармспециалистов.


К сожалению, реализация всех перечисленных выше пожеланий – недостижимый идеал. Практически у каждого работающего человека есть длинный список претензий к руководству. Что раздражает больше всего? Непоследовательность, непредсказуемость, частая смена задач и сроков их выполнения, нереалистичные планы продаж и многое другое.


Возможно, все так и есть, и ваш начальник далек от идеала. Но что делать в таком случае? Конфликтовать, увольняться или терпеть до последнего, сжав зубы? А может, провести мысленный эксперимент и попытаться представить себя на его месте? 

У руководителей тоже есть представления об идеальных сотрудниках. Они хотят управлять лояльными, неконфликтными, понимающими все с полуслова, профессиональными и готовыми к любым форс-мажорам специалистами. Завышенные ожидания? Вероятно, да. Но насколько адекватны ваши собственные требования к начальству?
С другой стороны

Попробуйте «примерить обувь» начальника и понять, почему он хочет от коллектива определенных шагов? Руководство аптекой, как, впрочем, и любой другой организацией, подразумевает умение брать на себя ответственность за результаты общей работы, при этом у заведующей есть не только подчиненные, но и свое собственное начальство, также неидеальное. Так что непосредственного руководителя стоит уважать хотя бы за то, что он выполняет задачи принципиально иного уровня сложности, отвечает не только за себя, но и за вас.


Прежде чем проявить недовольство, протестовать и критиковать, помните, что вы не располагаете всеми данными, на которые опирается руководитель при принятии управленческих решений. 

Прежде чем проявить недовольство, протестовать и критиковать, помните, что вы не располагаете всеми данными, на которые опирается руководитель при принятии управленческих решений. Но если поставленная задача вам непонятна, вы можете и должны задавать вопросы! Не ждите от начальника умения читать ваши мысли, он обычный человек и не обязан «все знать и понимать» заранее. Общение поможет вам лучше понять руководителя. Старайтесь выяснить причины его недовольства или раздражения, принимайте во внимание и то, каких результатов требуют от него «сверху».

Стили управления

Чтобы лучше понять непосредственного руководителя и избежать конфликтных ситуаций, определите, какой стиль руководства он предпочитает – авторитарный или демократичный.


Чтобы лучше понять непосредственного руководителя и избежать конфликтных ситуаций, определите, какой стиль руководства он предпочитает – авторитарный или демократичный.  


В обычной жизни мы ведем себя по-разному с детьми, родителями, друзьями, мужьями и т.п. Так и поведение сотрудников при разном стиле руководства должно меняться.


При авторитарном стиле сотрудники должны быть готовы выполнять задания без излишних обсуждений. Необходимо запастись терпением и выработать стрессоустойчивость. Несомненный плюс авторитарного руководства в том, что ответственность за принятые решения и их реализацию полностью берет на себя начальник.


При демократическом стиле подчиненным дается шанс принять участие в управлении организацией, досконально разобраться в деталях новых задач. Атмосфера в такой организации будет более комфортной, но здесь важно не злоупотреб­лять свободой. 

Изучив особенности поведения начальника и использовав эти знания, вы сможете сделать взаимодействие более эффективным. Тот же принцип работает и по отношению к вашим коллегам. 
Проблемы с коммуникацией

Рабочий процесс подразумевает постоянное общение с руководителем. Важно заранее представлять себе его реакцию на поступающие сообщения. Это поможет сохранить самоконтроль и не впасть в ступор в сложных и чреватых конфликтами ситуациях. Есть несколько психологических типов, в общении с которыми это особенно важно. 


*Молчун – никак не реагирует на услышанное.


При общении с таким руководителем подчиненный начинает чувствовать себя неуютно, поскольку не понимает, какой эффект производят его слова, и не может предположить, чем закончится беседа. Здесь самый лучший способ – взять инициативу на себя и задавать вопросы: уточнить, все ли из изложенного понятно, устраивают ли возможные решения, приемлем ли результат и т.п. 


*Недоступный – вечно отсутствует или занят.


Здесь важно заранее обсудить, когда и в какой форме будет лучше к нему обращаться. Если у вас серьезное задание, которое не требует отлагательств, а ответа руководителя так и не удалось получить – переводите общение в письменную форму. Сообщайте, что вы намерены сделать, прежде, чем сделаете. Электронные письма и сообщения в мессенджерах станут доказательством вашей активной позиции в том случае, если вас попытаются обвинить в бездействии или некорректном выполнении задания.


Попытайтесь войти в курс дел руководителя, насколько это возможно, попросите его заранее информировать вас о важных задачах.


*Неорганизованный – постоянно меняет задания, забывает, срывает сроки.


Попытайтесь войти в курс дел руководителя, насколько это возможно, попросите его заранее информировать вас о важных задачах. Попробуйте предложить ему помощь в планировании в рамках вашей компетенции. Если это поможет упорядочить работу, такое делегирование полномочий – и в ваших, и в его интересах! 

В случае несовместимости

Теперь давайте посмотрим, как вести себя в том случае, если начальник вас не устраивает.


Вариант 1. Ничего не делать


Можно расслабиться и продолжать работать. Принять все как есть и постараться спокойно относиться ко всему, что исходит от начальника, воздерживаться от критики, стараться избегать любых конфликтных ситуаций. При таком поведении риск быть уволенным невелик – правда, и возможность карьерного движения также минимальна. 


Вариант 2. Сменить работу


Если подстроиться под руководителя никак не удается, можно отказаться работать под его началом. Однако, принимая такое решение, помните, что вся ответственность за последствия лежит на вас. Уйти можно быстро, а вот быстро научиться выстраивать отношения с руководством не получится, на это нужно время. Так что лучше как следует взвесить, стоит ли менять работу из-за руководителя. 


Вариант 3. Научиться влиять на начальника


Не путайте это с манипуляциями, когда вы пытаетесь использовать руководство и коллег в своих личных интересах. Всегда помните, что в рамках рабочих отношений ваше предложение должно быть выгодно всем: начальству, вам, всему коллективу в целом. Примеры подобного позитивного влияния – это помощь в организации рабочих процессов, совместное решение сложных задач, проявление разумной инициативы.


Вариант 4. Изменить отношение


И вы, и ваш начальник – взрослые, состоявшиеся люди, поэтому не нужно пытаться переубедить его или изменить присущий ему стиль руководства. Иногда наилучшим выходом становится принятие особенностей характера человека. Всегда нужно помнить, что идеальных руководителей не бывает, как, впрочем, и идеальных подчиненных.

Людмила Головачева

Журнал "Российские аптеки" №5, 2020

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.