Остановить воришку
Кражи в аптеках – явление в некотором смысле запланированное: на них закладывается несколько процентов оборота розничного предприятия. Впрочем, это не означает, что бороться с этим не получится.
Ирина Соколовская,
заведующая аптекой, которая успевает руководить предприятием, заниматься семьей и… писать статьи в журнал «Российские аптеки»
Подозрительные лица
Самое простое – присмотреться к клиентам и вычислить потенциального нарушителя закона «на старте».
Обращаем внимание на одежду и поведение. Как правило, одеты потенциально нечистые на руку люди так, чтобы при необходимости была возможность спрятать украденный товар, – например, в объемные куртки, свитера или пальто. Кстати, в зимнее время, когда легче укрыть в слоях одежды украденное, воровство в магазинах и аптеках активизируется. Но не стоит расслабляться весной и летом: вместо куртки с десятком карманов может подойти рюкзак или большая сумка.
Теперь – о поведении вора. Он, как правило, проводит в аптеке какое-то время, прежде чем решиться на кражу. Может приглядываться к сотрудникам, а если его «поймали» на слежке – избегать зрительного контакта. Еще один подозрительный тип – долго рассматривающий витрины с дорогими товарами. Если орудует группа воришек, один может втягивать фармспециалиста в разговор, пока остальные присматриваются к добыче. Мошенники часто ведут себя неуверенно, например, постоянно оглядываются, то и дело возвращаются к одним и тем же товарам, суетятся, спешат.
Но, к сожалению, далеко не всегда эти признаки присутствуют: профессионалы могут действовать уверенно и так хитро, что ни один даже самый внимательный фармацевт не заподозрит их в дурных намерениях. А механизмов кражи в аптеках немало.
Случай из практики
В одной из аптек, где я работала, преступники воспользовались тем, что фармацевт отвлеклась, не закрыв кассовый аппарат. Выяснилось, что воришки следили за фармацевтами несколько недель, изучая их режим дня и привычки. Действовали группой: двое отвлекали, один действовал – и таки смог вынуть из кассы весьма увесистую пачку купюр. Поймать их не удалось, несмотря на привлечение полиции.
В ответ на угрозу
Рассмотрим распространенные опасности и меры защиты.
Что плохо лежит?
Самая простая техника воровства – кража товара в аптеках с открытой выкладкой. С этим все понятно: мошенник подходит как можно ближе к полке и присваивает то, что лежит на уровне его руки.
-
Как действовать?
Наиболее очевидное и эффективное решение – выкладывать дорогие товары в пустых коробках, но по стандартам некоторых компаний это запрещено. Фармспециалистам остается сохранять бдительность и не оставлять торговый зал без присмотра.
Не отходя от кассы
Не только товары интересуют воришек – в аптеке ведь есть и касса. А к вечеру в ней может скапливаться солидная сумма денег. Стоит фармспециалисту отвлечься и, к примеру, отвернуться, оставив кассу открытой, как возникает угроза.
-
Как действовать?
Прежде всего, нужно всегда помнить: касса – зона повышенного внимания неблагополучных элементов общества. А потому не нужно их провоцировать. Взяли деньги – закрыли. Положили – тоже закрыли. Никогда нельзя оставлять открытую кассу без присмотра – даже на несколько секунд. Если же воровство случилось, ни в коем случае не пытайтесь догнать вора. Такая погоня бесперспективна и глупа.
Закрывайте двери
В современных аптеках с открытой выкладкой двери во внутренние помещения могут находиться в зоне доступа покупателей. Оставили их без присмотра? Забыли закрыть? Тогда ничего удивительного, если внутрь попадут воришки. А им может приглянуться и товар, и сумка фармспециалиста (кстати, такой случай был в моей аптеке), и даже готовый пакет для инкассации (увы, но свидетельницей такого инцидента мне тоже довелось быть).
-
Как действовать?
Не оставлять на входе во внутренние помещения ценные вещи. Сумки для инкассаций должны быть в сейфе. Сумки для личных вещей – в шкафу в комнате персонала. Товар – в материальной. И, конечно, никогда не оставлять двери открытыми.
Отработанные схемы
Фармспециалисты их хорошо знают и все-таки иногда «попадаются». Стандартная: покупатель приобретает копеечный товар, дает 5000 рублей, получает сдачу, например, 4855 рублей. А потом устраивает скандал – поводов множество. Когда страсти достигают точки кипения, требует вернуть 5000. В связи с распространением телефонного мошенничества сотрудникам аптек все чаще звонят «начальники» с просьбой выдать определенному лицу сумму денег. А иногда и приходят «проверяющие» с предложением «порешать вопросы» на месте.
-
Как действовать?
Тут главное – знать самые распространенные схемы. Ну и, конечно, никому и никогда не отдавать деньги из кассы и даже из своего кошелька или с карты. Во всяком случае – без твердой уверенности, что вы оплачиваете товар или услугу реально существующему лицу с надежной репутацией.
Журнал "Российские аптеки" №9, 2024 г.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.