Сервис со знаком качества
Далеко не все в реальной аптеке можно изменить или улучшить, но как минимум одна важнейшая составляющая аптечного дела целиком и полностью зависит от нас – это качество обслуживания. Именно оно позволяет выделиться в ряду конкурентов, привлечь внимание и заслужить лояльность покупателей.
Наш эксперт:
Анна Гуцеловская, провизор
Борьба за клиента
Несомненно, расположение торговой точки и ее ценовая политика играют немаловажную роль для покупателей. Но в условиях, когда крупные аптечные игроки занимают самые проходимые локации, а за счет больших объемов заказов могут себе позволить более низкие цены, одиночным аптекам приходится опираться на другие конкурентные преимущества. Поэтому борьба за расположение и лояльность клиента все больше смещается в область сервиса.
Как показывает многолетняя практика, для покупателя важно не только приобрести необходимый ему товар, но сделать это в максимально комфортной для себя обстановке. Даже если человек нашел необходимый препарат, но сам процесс поиска, общение с первостольником, оплата товара ему не понравились, общее впечатление от посещения аптеки будет негативным.
Какое впечатление сложится у посетителя от пребывания в аптеке, зависит от каждого сотрудника, который общается с ним на протяжении всего цикла обслуживания (будь то провизор или фармацевт, консультант торгового зала или заведующая аптекой).
Качественный сервис – это обслуживание, при котором процесс совершения покупки вызывает у покупателя положительные эмоции
Слагаемые успеха
Если проанализировать работу большинства крупных аптечных сетей, можно выделить несколько основных принципов качественного сервиса. Давайте остановимся на каждом из них подробней.
Индивидуальный подход
В аптеку приходят разные люди, с самыми разными ожиданиями, проблемами и надеждами. Поэтому работать с ними также необходимо по-разному. Встречая клиента, не торопитесь предлагать ему товар и рассказывать о его свойствах и преимуществах. В целом избегайте шаблонных схем общения. Для начала нужно попытаться отчетливо понять, что привело его в аптеку, каковы его запросы, могут ли у него быть скрытые потребности, есть ли основания для дополнительных предложений. И только после этого подключать стандартные алгоритмы консультирования – именно те, которые подходят для конкретного человека, стоящего перед вами.
Лояльность к клиенту
Я часто пишу об этом на своих страницах в социальных сетях: работа первостольника – это работа с людьми. И если вы не готовы полюбить клиента всей душой, вы не сможете решить его проблему и не станете с полной самоотдачей биться за улучшение качества сервиса.
Конечно, бывают сложные случаи. В аптеку заходят разные люди, и среди них попадаются и недоброжелательные. Но это и есть возможность проявить все свое мастерство общения и изменить отношение клиента к вашей аптеке. Ведь лояльность – это двусторонний процесс!
И хорошее отношение к человеку способствует лояльности с его стороны!
Во многих аптечных сетях уже имеются свои утвержденные стандарты обслуживания покупателей, и они прописаны в бизнес-процессах. Такие алгоритмы, предполагающие несколько вариантов поведения в зависимости от ситуации, значительно улучшают качество обслуживания, с одной стороны, а с другой – как бы подсказывают правильные решения сотрудникам аптеки.
Максимально полное информирование
Ассортимент аптеки в среднем насчитывает 5000–7000 наименований. И конечно же, разобраться самому в таком количестве позиций покупателю очень сложно. Главным для него всегда являются эффективность, безопасность препарата, а также его цена. В зависимости от возможностей клиента всегда можно подобрать ЛС по оптимальной стоимости. Но даже и в этом случае необходимо проинформировать человека о наличии других возможностей. В следующий раз он, с очень большой вероятностью, вернется именно в вашу аптеку, ведь ее сотрудник произвел на него впечатление своими знаниями и аргументацией.
Здоровье клиента – в приоритете
Одним из критериев правильной консультации в аптеке является полнота выявления потребностей покупателя. Не бойтесь спрашивать – чем больше вы узнаете о человеке, тем увереннее можете порекомендовать ему необходимый препарат. Чем больше грамотных вопросов – тем больше доверия со стороны покупателя, он почувствует, что ему действительно хотят помочь. И будет вам за это искренне благодарен!
Дополнительные услуги
Наличие в торговом зале общедоступного тонометра, весов для измерения веса или индекса массы тела, других средств самоконтроля, безусловно, сделают аптеку более привлекательной.
А молодые мамы оценят наличие детской зоны с несложными пазлами и раскрасками, которые помогут занять ребенка, чтобы спокойно совершить покупки. Некоторые аптеки идут еще дальше, организуя для всех желающих небольшие семинары и лекции с приглашенными экспертами в области медицины и здоровья. Все это – отличные способы выделиться среди конкурентов и привлечь новых клиентов.
Ориентация на долгосрочные отношения
Всеми способами старайтесь продемонстрировать покупателю, что его рады видеть в вашей аптеке и будут ждать его возвращения снова и снова. Не ограничивайтесь «дежурной» вежливостью, налаживайте личный диалог, проявляйте заинтересованность и участие. Дайте человеку почувствовать, что он нашел «свою аптеку», и он начнет рекомендовать ее своим родственникам и друзьям. Удовлетворенный клиент – самая эффективная реклама!
Журнал "Российские аптеки" №5, 2021
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.