Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Советы начинающему руководителю

Хорошо, если руководитель – плоть от плоти своего коллектива. Но как быть начальнику, который назначен руководить аптекой со стороны? Как не прослыть злым варягом и завоевать доверие подчиненных? Рискнем дать несколько советов. 

Для начала – знакомимся

Сколько бы проблем не свалилось на новоиспеченного руководителя, какие горы  документов и непрочитанных писем в электронной почте не предстояло ему разбирать, начинать первый рабочий день в тиши кабинета не стоит.


Организуйте встречу со всеми сотрудниками, включая уборщицу. Если есть возможность, попросите, чтобы вас представил кто-то из отдела кадров или высшего руководства, но можно все организовать и самостоятельно. Коротко расскажите о себе, своем опыте и планах на новом месте работы. Не нужно сразу говорить о возможных изменениях, ведь люди часто испытывают страх перед «новой метлой» и не ждут ничего хорошего от назначенного руководителя, особенно если старый был уволен не по собственному желанию.

Первое время старайтесь больше общаться с вашей новой командой, понять настроение в коллективе, войти в курс дел и определить проблемные места в работе. Заранее просмотрите отчеты, по необходимости запросите информацию у бухгалтерии и отдела кадров. 
Наладьте  отношения  с неформальным лидером

В каждом коллективе есть человек, который пользуется повышенным авторитетом у других сотрудников, формирует их мнение, а нередко и пытается управлять ими параллельно или перпендикулярно (как получится!) руководителю. Ваша задача – постараться распознать его как можно быстрее и выяснить его настроение. Особенно это важно, если неформальный лидер коллектива искренне полагает, что вы заняли должность, которая по праву должна достаться ему.

Тут есть два варианта развития событий: вы можете договориться полюбовно и «теневой руководитель» станет вашим верным помощником. Однако если этот человек настроен негативно и ставит под сомнение ваш авторитет, нужно твердо дать ему понять, что вы не намерены допускать двоевластия и готовы пойти в том числе и на радикальные меры.
Отложите решение кадровых вопросов

Однако каким бы острым не было желание расстаться с частью сотрудников и нанять новых, дайте себе время на полноценное знакомство с коллективом. Очень часто бывает так, что проблемы с выполнением трудовых обязанностей оказываются следствием неграмотного руководства и не так уж зависят от профессиональных и личных качеств работников. Но это вы сможете понять только со временем. 

Открытость vs границы

Продемонстрируйте вашим новым подчиненным готовность к диалогу: выслушайте каждого (и уборщицу!), покажите, что вы искренне заинтересованы услышанным. Старайтесь изначально отнестись к каждому как к профессионалу, не критикуйте с порога, будьте тактичными и вежливыми, даже если человек сразу произвел на вас негативное впечатление.

Но в попытке наладить хорошие отношения не переходите границы простой демократичности. Не стоит раздавать поблажки, заниматься уговорами или льстить сотрудникам в надежде получить их лояльность. Закономерный результат такого подхода – снижение дисциплины в коллективе или даже попытки манипулировать новым руководством.

Ломать – не строить 

Ломать – не строить

Даже если вас прислали разгребать авгиевы конюшни, постарайтесь начать работу не с демонтажа старой системы, а с определения ее сильных сторон. Во-первых, зачем трогать то, что работает и приносит положительные результаты – это бессмысленная трата времени и ресурсов. Во-вторых, как мы уже говорили выше, люди всегда боятся перемен, даже если они необходимы. Радикальная перестройка, затеянная новым начальником, может лишить их мотивации, а вас – доверия подчиненных.

Меняйте что-то только в том случае, если это необходимо сделать безотлагательно, и обязательно донесите до коллектива причины перемен. 

Доверяйте, но проверяйте

Коллектив аптеки, как правило, маленький, со своими традициями и привычками. Но нередко старожилы намеренно вводят нового руководителя в заблуждение, чтобы, ссылаясь на то, что «у нас так всегда было», сопротивляться изменениям или выторговывать поблажки.

С пониманием отнеситесь к установившейся практике, но дайте понять, что правила на работе устанавливаете вы. Четко очертите грань между допустимым и недопустимым и помните, что добиться соблюдения новых требований вы сможете только в том случае, если соблюдаете их сами.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №11, 2020

Вам могут понравиться другие статьи:

Это полный провал!
Анатомия успеха
Это полный провал!

Не выполнить план продаж, сорвать дедлайн, допустить грубую ошибку при консультировании – такое случается в жизни у каждого. То, что произошло, придется принять как данность. 

Подробнее
Ролики – это здорово!
Анатомия успеха
Ролики – это здорово!

Каждую весну и лето на них встают все больше новичков от мала до велика. Научиться безопасно кататься можно достаточно просто и быстро, если соблюдать базовые правила, подготовить необходимую экипи...

Подробнее
Как вести себя в конфликтных ситуациях
Анатомия успеха
Как вести себя в конфликтных ситуациях

Какими бы хорошими и позитивными людьми мы ни были – у каждого из нас хотя бы раз в жизни случался конфликт с покупателем. Они бывают разные, и все приходят со своим настроением – как с хорошим, та...

Подробнее
На свежем воздухе
Анатомия успеха
На свежем воздухе

С наступлением теплых дней легко замотивировать себя на уличные тренировки. Приятно пробежаться по парку, позаниматься на тренажерах, погонять мяч на стадионе. Организм быстрее насыщается кислородо...

Подробнее
Как перестать бояться перемен?
Анатомия успеха
Как перестать бояться перемен?

Современные люди живут намного комфортнее и свободны от большинства страхов, которые преследовали их предков. Не надо скрываться от хищников, опасаться сил природы, убегать от врагов. Но кое-чего м...

Подробнее
Тренируемся с фитболом
Анатомия успеха
Тренируемся с фитболом

С этим мячом можно выполнить около сотни упражнений, позволяющих «прокачать» все основные группы мышц. Причем в щадящем режиме и не выходя из дома!

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.