Управлять временем? Просто!
«Если вы хотите больше времени, вы должны сделать его».
Чарльз Бакстон, английский политик
«Может ли покупка дорогого кухонного комбайна и свежих продуктов превратить домохозяйку в пятизвездочного шеф-повара? Конечно же, нет! Точно так же и использование рекомендаций по управлению временем вряд ли приведет к положительным результатам в тайм-менеджменте. И все же научиться можно, и я хочу рассказать, как этого достичь».
Ирина Соколовская, заведующая аптекой,
которая успевает руководить предприятием, заниматься семьей и…
писать статьи в журнал «Российские аптеки»
Три навыка
Успех в тайм-менеджменте определяют три важных умения:
-
Осознание
Вспомните, как мы машем рукой, если не успели что-то сделать: времени еще полно! Это – первая ошибка. Нам нужно научиться реалистично воспринимать время и понимать, что это – ограниченный ресурс. -
Организация
Конечно же, без разработки и организации целей, планов, графиков и задач не обойтись. Без них нельзя эффективно использовать время. -
Адаптация
Как часто время «утекает сквозь пальцы»… Мы не замечаем, как пролетают часы и даже дни. Нам нужно научиться отслеживать, как мы используем время в процессе работы, на что его тратим и чему отдаем предпочтение.
Из этих трех навыков организация – самый хорошо усвоенный, учитывая, что большинство рекомендаций, которые мы видим в СМИ и даже на тренингах, связаны именно с планированием. А вот осознание и организация остаются в тени. Их нужно актуализировать и отработать.
Почувствуй время
Случай из практики
Как-то в моем коллективе была провизор N, которая умела прекрасно работать. Лучше, чем она, никто в аптеке не мог проконсультировать клиента: в ней переплетались знания, опыт и чуткость так, что люди тотчас чувствовали это и безгранично доверяли. Но при этом у нее был существенный недостаток – она всегда опаздывала. Cколько раз я говорила с ней, сколько советов давала – все было бесполезно. И когда ее перевели в другой коллектив, признаюсь, вздохнула с облегчением.
Долго я ломала голову: в чем причины такой рассеянности? И лишь когда я попала на тренинг по тайм-менеджменту, поняла: N просто не умела реально воспринимать время. Оно было для нее неопределенной категорией без начала и конца. Не удивительно, что N ничего не успевала и всюду опаздывала. Теперь я знаю методику, которая помогает исправить это, и предлагаю ее вам.
-
Найдите время максимальной производительности. Разбейте свой рабочий день на 3–4 временных интервала и в течение недели ранжируйте их от самого продуктивного до самого «бесполезного»
-
Учитесь относиться к времени как к деньгам. Создайте «временной бюджет», в котором опишите, как вы тратите свои часы в течение обычной недели. Разделяйте фиксированное время (я должна сделать) и дискреционное (я хочу сделать)
-
Проанализируйте, насколько реалистично вы оцениваете время. В течение недели планируйте, сколько времени, по-вашему, займет выполнение какого-то дела, а в конце недели подсчитайте, сколько времени ушло на самом деле.
-
Попробуйте зафиксировать тайминг. Запишите в конце недели, сколько времени вы потратили на выполнение с очень четкими сроками, а сколько – на решение задач с «размытым» дедлайном. Оцените, что продуктивнее.
-
Избегайте ошибки необратимых затрат. Если вам кажется, что вы тратите слишком много времени на какую-то задачу, сделайте шаг назад и оцените ее важность. Насколько ценен результат? На кого повлияет завершение или незавершение задачи?
Организуйся!
Случай из практики
Много лет назад, когда еще не были так распространены электронные календари, я предложила моим первостольникам завести ежедневники, чтобы начать планировать свой рабочий день и личные дела. Поначалу эту инициативу восприняли в штыки: делать какие-то пометки коллеги были готовы, но записывать день за днем им казалось излишней тратой и времени, и… бумаги. Чтобы убедить их в том, как это удобно и полезно, мне пришлось потратить немало времени и энергии. Но и результат был: многие мои фармспециалисты научились-таки планировать свой день, и не представляли, как жили без ежедневника раньше.
Сейчас, когда есть электронные календари, бумажные версии уходят в прошлое. У нас появилась уникальная возможность не только планировать, но и эффективно контролировать запланированное. Вот несколько рекомендаций, которые помогут оптимизировать эту задачу.
-
Расставьте приоритеты в деятельности. Недостаточно перечислить свои задачи в ежедневнике: нужно оценить их по степени значимости.
-
Избегайте эффекта «простой срочности». Срочность и важность – связанные, но разные понятия. Срочные задачи требуют немедленных действий, в то время как важные можно сделать позже, но зато они имеют долгосрочные последствия. Поэтому и срочные, и важные дела имеют приоритетность: их нужно выполнять в первую очередь.
-
Используйте приложение-календарь. Записывайте сроки выполнения задач, встречи – делайте это сразу же, как они запланированы. Помечайте записи, задав им цифровой код (например, желтый – работа, красный – школа, зеленый – личная жизнь и т.д.).
-
Попробуйте уменьшить ошибки недооценивания. Формируя планы, попросите нейтральную сторону высказать мнение о ваших прогнозируемых затратах времени на ту или иную задачу.
Все под контролем
Случай из практики
Когда я стала заведующей аптекой, мне было всего 25. Я хваталась за все сразу и в результате часть задач так и оставалась нерешенной или решенной не до конца. Время пролетало с огромной скоростью – я успевала лишь констатировать, что снова что-то не успела, о чем-то забыла, кого-то подвела.
Сегодня я понимаю, что причина – в отсутствии навыка, помогающего контролировать себя и свою работу в течение рабочего времени. В умении даже в самый сложный и насыщенный день сказать «сделано» о какой-то задаче и организованно перейти к следующей. Достичь его помогают несколько рекомендаций.
-
Попробуйте методику «наложение привычек». Свяжите свои задачи по таймменеджменту с устойчивыми привычками, например отслеживайте ежедневный прогресс в распределении и выполнении рабочих целей каждый вечер, когда садитесь ужинать
-
Поэкспериментируйте с приложениями для отслеживания времени, чтобы контролировать выполнение задач. Помните, что при использовании этих инструментов выгода должна превышать временные затраты
-
Не будьте «скрягой напоминаний». Пояснительные записки, которые многие так любят писать, должны иметь подробные объяснения, а не представлять собой «шифровки», чтобы над ними нужно было ломать голову
-
Создавайте планы действий на случай непредвиденных обстоятельств. Подумайте о лучшем и худшем сценариях, когда описываете возможные результаты своих планов
-
Стремитесь сократить потери времени. Создавайте временные интервалы «не беспокоить» и блокируйте сайты социальных сетей в часы пиковых рабочих нагрузок.
И помните: путь к овладению навыком управления своим временем начинается с отказа от привлекательных, легких решений. Чтобы получить реальную пользу от методик тайм-менеджмента, нужно измениться самому, а это не так просто. Зато в финале вас ждет реальный, стойкий результат.
Комментарий психолога
Наталья Чернова, практикующий психолог, который знает, как управлять эмоциями, чтобы быть счастливым
«Помидорки» спешат на помощь
Успевать больше и работать результативнее помогает метод Pomodoro. Он был назван в честь итальянца Франческо Чирилло, предложившего его. Почему «помидорки»? Потому что у Франческо был таймер в форме помидора. Итак, схема следующая:
-
Составляем список дел на день и выбираем самое приоритетное.
-
Заводим таймер на 25 минут.
-
Полностью сосредотачиваемся на выполнении задачи.
-
Когда раздастся звонок, ставим крестик напротив выбранного дела (если нужно продолжить) или вычеркиваем его (если закончено).
-
Отдыхаем 5 минут.
-
Повторяем эти получасовые «помидорки» четыре раза (два часа работы) и делаем перерыв на 20–30 минут.
NB!
-
во время перерывов смените деятельность, подвигайтесь. Главное – не нагружайте мозг новой информацией
-
если возникло незапланированное дело, впишите его ниже списка и продолжайте работать
-
если возникшее новое дело нельзя отложить (например, совещание у руководителя), обнулите помидор, сделайте, что требуется, а потом опять запустите таймер и возвращайтесь к прерванной задаче
Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2023 г.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.