В Багдаде все спокойно?

Все помнят эту фразу из фильма об Алладине и его волшебной лампе. Впрочем, мы сейчас о фармацевтическом рынке. Он, как и жизнь в целом, не стоит на месте. Но далеко не всегда мы готовы к изменениям. Будем адаптироваться к постоянно меняющимся условиям? Ответ – да.
Мы не ждем перемен
Человеческая психика склонна стремиться к предсказуемости и стабильности, воспринимать окружающий мир как упорядоченную и понятную систему, и причин тому несколько.
С точки зрения эволюции стремление к покою связано с необходимостью выживания – понятная среда снижает риски и позволяет эффективно планировать действия. Не следует сбрасывать со счетов и физиологию. Организм человека существует в состоянии внутреннего равновесия – гомеостаза. Неопределенность, а вместе с ней и стресс активируют симпатическую нервную систему, запуская реакцию «бей или беги», а это требует больших энергетических затрат.
Принятие перемен – процесс, требующий времени, именно поэтому необходимо запастись терпением и настойчивостью
Мозг – тоже противник перемен, слишком много задач ему приходится решать каждую секунду. А предсказуемость позволяет использовать уже имеющиеся, проверенные практикой шаблоны поведения и мышления, что экономит когнитивные ресурсы. Перед ней отступают и материальные блага. В поведенческой экономике (есть и такая) существует понятие «неприятие потерь». Оно означает, что люди больше боятся потерять, чем стремятся приобрести. Например, потеря 5000 рублей вызывает более сильные эмоции, чем радость от их выигрыша. При этом мы часто переоцениваем вероятность негативного исхода и недооцениваем возможность позитивного результата.
Как следствие – сопротивление всему новому, неизвестному, причем порой затмевающее не только материальные бенефиты, но и голос разума. В то же время именно перемены – двигатель бизнеса, в том числе фармацевтического.
Только вперед
Сейчас сложно представить, что каких-то 30 лет назад в подавляющем большинстве аптек за первым столом сидел фармацевт или провизор с калькулятором в руках. Появление компьютеров для многих сотрудников стало первым вызовом, который им предстояло принять. И скорее всего, далеко не все специалисты смогли сделать это без сопротивления:
-
«Жили без них и ничего!»
-
«Разве может бездушная машина заменить человека с опытом!»
-
«Никто так не делает, а наши, как всегда, впереди планеты всей»
-
«У нас нет времени, чтобы заниматься еще и этим».
Узнаете? Сегодня, когда мы успешно справились с компьютеризацией, цифровой трансформацией аптечного рынка и автоматизацией процессов внутри аптечной сети, по-прежнему слышны подобные заявления. Смогут ли они изменить тренды отрасли? Нет. В противном случае ее ждет стагнация, потому что бизнес, стоящий на месте, зачастую обречен на неудачу, и примеров тому множество. Помните компанию Nokia, которая не смогла вовремя выйти на рынок смартфонов? А Kodak, не сумевший перейти на цифровые технологии и канувший в небытие? Конечно, это громкие имена и нашумевшие истории провалов. Аптеки чаще разоряются тихо и незаметно. Но ведь мы хотим, чтобы наши предприятия процветали, а у нас была работа!
А потому так важно понять: перемены необходимы, иногда – жизненно. И нам нужно принять их, даже несмотря на то, что порой это непросто.
Работа над собой
Начать лучше с принятия своих не самых позитивных эмоций, связанных с изменениями. Страх перед неизвестностью, тревога и даже гнев – эти ощущения абсолютны нормальны, их нужно просто пережить. В идеале – обсудить ситуацию с близкими, коллегами, чтобы снять напряжение, и ответить самому себе на три главных вопроса:
-
Чего я боюсь?
-
Что самое худшее может со мной случиться?
-
Что я потеряю с этими переменами, а что приобрету?
Лучше записать ответы в блокнот или ежедневник, озвучить проблему.
И тут же составить список как минимум из трех результатов происходящих изменений.
Хорошие результаты «здесь и сейчас» дает упражнение «5–4–3–2–1», предлагающее найти:
Если эмоции захлестывают и все видится исключительно в темных оттенках, помогает практика осознанности, фокус на текущем моменте (mindfulness). Она позволяет оставаться в настоящем промежутке времени и не погружаться в тревожные мысли о будущем. Может показаться, что это лишь временное облегчение. Но именно такими маленькими шагами к принятию и нужно идти.
И помните: смирение перед переменами – это не пассивное принятие, а активный процесс работы над собой. Заслуженной наградой станет возможность научиться жить в потоке, находить в нем смысл и радость. И не забывайте: перемены – не только вызов, но и шанс для развития, которое нужно каждому из нас.
Стабильность повышает активность зон мозга, связанных с вознаграждением, а неопределенность активирует области мозга, связанные с тревогой, например миндалевидное тело. Это подтверждают исследования с использованием МРТ1.

Идеальный «аптечный шторм»
Много лет назад автору этой статьи довелось работать в аптечной сети, которая удивляла неожиданными решениями. Открытая выкладка, автоматизация заказа, программное оборудование, сводящее к минимуму влияние человека, – все это тогда выглядело прихотью вчерашних выпускников школы менеджмента.
Несмотря на разъяснения руководства, коллектив воспринимал перемены в штыки, и долгое время результат был, прямо скажем, негативный. Сеть тем не менее выплыла, но чего это стоило сотрудникам и руководству! Сейчас очевидно: все было верным – и решения, и инновации, опередившие время. Все, кроме одного. Руководство, внедряя новые технологии, все-таки недооценило способность коллектива им сопротивляться.
Мария Тропинина, Наталья Чернова
1. Hsu M. et al. Neural systems responding to degrees of uncertainty in human decision-making // Science. 2005; 310 (5754): 1680–1683.
Журнал "Российские аптеки" № 1-2, 2025 г.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.