Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Все под рукой

Открытая выкладка увеличивает привлекательность аптеки, способствуя повышению среднего чека и росту продаж. Однако формат «аптечного супермаркета» работает далеко не во всех случаях. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы отдача была максимальной? 

В чем преимущества
* Переход на открытую выкладку связан с резким повышением продаж парафармацевтики и ОТС-препаратов – наиболее маржинальных групп аптечных товаров.

* Формат супермаркета популярен у покупателей, поскольку позволяет им проявить инициативу и выбрать товар по своему усмотрению.

* Большая самостоятельность посетителей снижает нагрузку на первостольника, сокращает очередь, экономя время и высвобождая человеческие ресурсы аптечной организации. 
Риски и расходы

Главная проблема при переходе на открытую выкладку – резкое увеличение числа краж и случаев порчи товара. В связи с этим аптеке придется потратиться на хорошую систему видеонаблюдения, приобрести магнитные стикеры (клеить их лучше на продукт, а не на упаковку), усилить охрану. Дорогостоящие препараты, премиальную косметику и медицинские изделия следует размещать в закрытых стеклянных шкафах и витринах.


Планировка торгового зала также должна учитывать высокую вероятность краж: располагайте полки таким образом, чтобы они полностью просматривались со стороны кассы, где постоянно находится фармспециалист. Для обзора труднодоступных мест используйте панорамные зеркала. 

Вопрос места

Преимущества формата супермаркета далеко не всегда перевешивают недостатки. Очень многое зависит от места расположения аптеки.


Так, в спальном районе открытая выкладка почти всегда оказывается неоправданной. Контингент здесь более-менее постоянный, новых покупателей привлечь неоткуда, так что существенного роста продаж после смены формата ожидать не приходится.


Альтернативный вариант – аптека на центральной улице большого города. С покупателями и спросом проблем здесь не будет. Однако стоит оценить местные арендные ставки, тем более что площадь торгового зала при открытом формате должна быть не менее 50 кв. м. Очень вероятно, что держать большую аптеку в таком месте будет нерентабельно, а вот небольшой аптечный пункт или киоск окажутся вполне жизнеспособными.


Итак, два необходимых условия успеха – хорошая проходимость в сочетании с доступной арендой. Таким критериям, как правило, соответствуют аптеки в крупных торгово-развлекательных центрах, ориентированных на обслуживание больших масс покупателей.  

Очень многое зависит от места расположения аптеки.

Чтобы витрины работали
Открытая выкладка – как раз тот случай, когда важность грамотного оформления пространства торгового зала переоценить невозможно. Несколько наиболее важных моментов:

  • Позаботьтесь о хорошем освещении. Если у покупателя не будет возможности разглядеть товар в деталях, даже самая изящная и креативная выкладка окажется неэффективной.


  • Продумайте навигацию: распределение товаров по группам должно быть логичным и понятным, ценники нужно делать заметными и легкочитаемыми. Хорошо, когда соседние витрины дополняют друг друга по принципу «перекрестного опыления» (например, антиконгестанты стоят рядом с противопростудными препаратами). Максимально используйте все доступные POS-материалы: они не только работают для вас «молчаливыми консультантами», но и украшают аптеку.


  • Не допускайте образования пустот, которые создают впечатление бедности ассортимента. Свободные места на полках используйте для множественного фейсинга (повторного выставления) наиболее прибыльного товара.


  • Размещайте объемные упаковки на нижних уровнях витрин. Это позволит избежать эффекта загроможденного пространства и одновременно снизить риск краж, ведь легче всего незаметно взять что-то мелкое именно с нижней полки.


  • Обязательно следите за аккуратностью выкладки. Покупатели могут положить товар на другую полку, разрушить красиво выстроенную пирамидку, повредить упаковку, пытаясь достать инструкцию и т.д. Поэтому в торговом зале должен постоянно находиться сотрудник аптеки, не только отвечающий на вопросы, но и поддерживающий порядок на полках. Главное – не переусердствовать. Слишком сложная выкладка похожа на торт, который жалко есть. И посетитель может постесняться взять понравившийся ему тюбик с витрины. 


Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

Жизнь после COVID
Анатомия успеха
Жизнь после COVID

С диагностикой и лечением коронавирусной инфекции медики более-менее разобрались, и даже в профилактике есть очень неплохие успехи. Но вот с реабилитацией пока что...

Подробнее
Кражи в аптеке: минимизируем потери
Анатомия успеха
Кражи в аптеке: минимизируем потери

Фармацевты и провизоры нередко сталкиваются с аптечными воришками. Наиболее актуальна эта проблема для аптек с открытой формой выкладки, именно там совершается большинство таких краж. Как ...

Подробнее
Худеем с нового года!
Анатомия успеха
Худеем с нового года!

Долгие периоды самоизоляции в отсутствие регулярных тренировок не лучшим образом сказались на физической форме, а тут еще череда новогодних праздников с отнюдь не диетическим меню... Кажется, новые...

Подробнее
Если начальник не прав
Анатомия успеха
Если начальник не прав

Какие бы мифы ни ходили о непогрешимых и сверхэффективных руководителях, все они в первую очередь люди, а значит, ничто человеческое им не чуждо, в том числе и ошибки.

Подробнее
Сжигаем калории с обручем
Анатомия успеха
Сжигаем калории с обручем

Ненастная погода, возможное закрытие спортивных залов в связи с карантином – эти причины не должны помешать нашим регулярным тренировкам. И не надо покупать домой кучу дорогостоящего оборудования, ...

Подробнее
Советы начинающему руководителю
Анатомия успеха
Советы начинающему руководителю

Хорошо, если руководитель – плоть от плоти своего коллектива. Но как быть начальнику, который назначен руководить аптекой со стороны? 

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.