Вы нам подходите?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Вы нам подходите?

Даже в стабильном коллективе время от времени возникает необходимость в поиске новых сотрудников. С учетом хронического дефицита кадров выбор у аптеки, как правило, небольшой. И все же случайных людей принимать на работу не хотелось бы. На какие качества кандидата нужно обратить внимание в первую очередь?

Существует множество методов оценки характера при подборе персонала. Их применение ограничивается только временными рамками и выделяемым на эти цели бюджетом. В аптеках, по крайней мере в одиночных, нет возможности проводить длительные многоступенчатые собеседования и сложное психологическое тестирование. Более доступным, но удобным и эффективным инструментом будет использование метода оценки характера, разработанного М.Е. Литваком.

Для начала определимся с терминами.

Характер – это индивидуальные свойства личности, отражающие отношение человека к себе, близким и посторонним людям, профессиональным обязанностям. Обозначим отношение к себе как «Я», отношение к близким – «ВЫ», к посторонним – «ОНИ», к профессиональным обязанностям – «ТРУД», положительную/отрицательную установку как «+» и «-».
Идеал и реальность
Наиболее предпочтительный, но редко встречающийся тип – здоровый характер, подразумевающий только положительное отношение по всем четырем пунктам: «Я+», «ВЫ+», «ОНИ+», «ТРУД+»

Значительно чаще встречаются люди с теми или иными изъянами характера. Умение выявить эти изъяны на собеседовании и правильно оценить их влияние на профессиональную деятельность избавит работодателя от множества проблем в будущем.
Брать или не брать?

Можно ли принимать на работу людей с изъянами характера? Некоторых – да, главное, чтобы их достоинства перевешивали недостатки. Рассмотрим описанные выше типы с этой точки зрения.

«ТРУД-»
Характер имеет дефект в самой важной для работодателя позиции – в отношении к работе. Скорее всего, человек, не желающий упорно и методично трудиться, аптеке не нужен. Корректировка характера возможна при долгой и тщательной работе над собой под руководством опытного психолога. Если вы не готовы брать на себя риск и расходы, с кандидатом лучше вежливо распрощаться. В крайнем случае, если закрыть вакансию очень нужно, возможна временная занятость. Поначалу такие люди могут работать неплохо. Пока не наскучит.
«ВЫ-»
Как правило, хорошие профессионалы, но как подчиненные все время спорят с начальником. К коллегам часто относятся пренебрежительно. Им просто противопоказана работа в команде. Пожалуй, появление такого сотрудника в аптеке может повлечь конфликты и разлад в коллективе. Даже если это хороший специалист, высокомерность будет мешать ему в работе с покупателями. Это можно принять, только если профессионализм пересиливает пренебрежительное отношение к людям.
«Я-»
Такие люди бывают настоящей находкой. Они трудятся самозабвенно и никогда не возражают ни против дополнительной работы, ни против пренебрежительного отношения. Скорее всего, они не принесут аптеке проблем. Начальнику необходимо хвалить их как можно чаще, а также наблюдать, чтобы другие работники не сваливали свою работу на этих безответных людей.
«ОНИ-»
Соискатели этого типа не склонны к частой смене места работы, прижившись в коллективе, прекрасно выстраивают отношения и с начальством, и с коллегами. Вот только «чужие люди» их раздражают. Как это совместить с работой с посетителями – непонятно. Поэтому вопрос о приеме таких людей – непрост. Может быть, им подойдет небольшая аптека, например в сельской местности, где все друг друга знают, и каждый покупатель – постоянный клиент.

Формула: "Я+ Вы+ Они+ Труд"

Как оценить кандидата?
Характер кандидата – это явление, которое отражается в биографии человека, именно поэтому биографический метод может быть эффективен. Если собеседование проводится без привлечения профессиональных психологов, заведующей следует внимательно изучить резюме, рекомендации и отзывы (в том числе и в Интернете), официальные документы, анкеты. Не стоит забывать и о таком важном источнике, как собственноручная автобиография кандидата. Можно попросить выслать ее по электронной почте заранее или дать 15–20 минут, чтобы написать короткий рассказ о себе непосредственно перед собеседованием.
Пример 1.

Д., 35 лет, провизор, не женат, детей нет, получил образование в престижном ВУЗе, 10 лет работал в небольшой аптеке в тихом районе. Со слов соискателя, он вынужден искать новое место из-за ликвидации аптеки. Дела в ней шли плохо уже давно, но он не хотел расставаться с таким хорошим коллективом.

Вероятная формула характера данного кандидата – «Творческий сноб», с «минусом» в позиции «ОНИ». Человек 10 лет работает на одном месте и решается искать работу только в самом крайнем случае. Стоит ли брать такого человека? Если ваша аптека тоже в немноголюдном районе – возможно. И конечно, надо помочь ему познакомиться с постоянными покупателями, приложить больше усилий для его адаптации, чем обычно.

Пример 2.

М., 28 лет, провизор, детей нет. Работала в нескольких аптеках, также была медицинским представителем. В качестве причин смены работы называет желание сменить обстановку, усталость от рутины. В автобиографии с упоением рассказывает о многочисленных хобби: это и путешествия, и различные виды спорта.

Можем предположить «минус» в позиции «ТРУД». Соискательница сменила за короткий промежуток времени значительное количество мест работы. Отсутствие карьерного роста, вероятно, указывает на недостаточную компетентность либо на слабую мотивацию. Такой сотрудник, скорее всего, компании не пригодится, по крайней мере не в долгосрочной перспективе.

Пример 3.

Л., 40 лет, провизор, замужем, двое детей. Работала на предыдущем месте 5 лет, ранее – 10 лет. О себе говорит скромно, указывает, что старается выполнять все поручения. Отзывы с предыдущего места работы: обязанности выполняла четко, никогда не повышала голоса, хотя покупатели бывали разные. Часто задерживалась, чтобы помочь коллегам, тихий, скромный, неконфликтный человек.

Какова формула характера? Скорее всего, «Я-, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+». В принципе, найти такого сотрудника – большая удача. Но непосредственному руководству нужно внимательно следить за тем, чтобы его самоотверженностью не пользовались коллеги – любители легкой жизни за чужой счет.

Конечно, характер – не приговор, и человек может измениться, особенно если долго и тщательно работает над собой. Однако в любом случае лучше заранее иметь представление о том, каких усилий потребует коррекция поведения потенциального сотрудника. Есть ли соответствующие ресурсы у организации – решать работодателю.

 

 Юлия Жижерина  

Журнал "Российские аптеки" №11, 2018

Вам могут понравиться другие статьи:

Наш друг велосипед
Анатомия успеха
Наш друг велосипед

Весенние тренировки на улице лучше всего пробуждают организм от зимней спячки. А потому пора доставать из гаражей двухколесный транспорт, надевать шлемы – и вперед, в парки и на дорожки.

Подробнее
И в службу, и в дружбу
Анатомия успеха
И в службу, и в дружбу

Большую часть нашей жизни мы проводим на работе, и львиная доля ежедневного общения приходится на коллег. И хорошо бы, чтобы оно приносило радость.

Подробнее
Возражение как этап продажи
Анатомия успеха
Возражение как этап продажи

Фармспециалистам приходится сталкиваться с сомнениями клиента регулярно, изо дня в день. Но не стоит их рассматривать как отказ от покупки. Напротив, вопросы покупателя, пусть и выражающие недовери...

Подробнее
Не выходя из дома
Анатомия успеха
Не выходя из дома

Лето не за горами, уже давно пора восстанавливать форму, но из-за весенней хандры активные тренировки в зале или на улице постоянно откладываются? Мы предлагаем компромиссное решение – домашняя гим...

Подробнее
Паника в атаке
Анатомия успеха
Паника в атаке

На ровном месте вдруг накрывает волной страха, сердце начинает бешено биться, не хватает воздуха, пробивает потом, голова кружится… При этом реальных причин бояться нет. Что случилось?
Подробнее

Какие ваши доказательства?
Анатомия успеха
Какие ваши доказательства?

Считается, что спорить с руководством – последнее дело. Но отстаивать свою точку зрения и приходить к компромиссу все-таки необходимо, особенно если речь идет о важных проблемах, касающихся всего к...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.