Женский коллектив: все сложно

Так уж сложилось, что сотрудники мужского пола – весьма редкое явление за первым столом. Вот и выходит: что ни аптека, то пусть и небольшой, но чисто женский коллектив. Со своими особенностями, от которых, к сожалению или к счастью, никуда не деться.
Постоянство и аккуратность
Стабильность – одна из главных ценностей для работающих женщин. Они будут всеми силами поддерживать установленный привычный порядок, однако резкие изменения могут внести ненужный хаос и даже полностью парализовать работу аптеки.
Исполнительность и пунктуальность – также типично женские черты. Отсюда – внимательность ко всем деталям рабочего процесса, от расстановки товара на витринах до нюансов внешнего вида первостольника.
Маятник эмоций
Женщины более чувствительны к психологическому климату. В отличие от мужчин они предпочитают выстраивать не формальные и деловые, а эмоциональные связи с коллегами и руководством. И ожидают со стороны окружающих симметричного ответа.
Критику они воспринимают скорее эмоционально, чем конструктивно. Особенно если претензии высказываются на повышенных тонах. Поэтому и реакция на замечания зачастую оказывается непредсказуемой – от слез до ответной грубости.
В то же время частое обращение к эмоциям– одна из причин стрессоустойчивости женских коллективов. Яркие, порой чрезмерные реакции на самые обычные ситуации позволяют разрядить избыточное напряжение, не держать подолгу негатив в себе.
Давление коллектива
Женщин довольно трудно «развести» на соревнование. Даже если система мотивации понятна и прозрачна, не факт, что сотрудницы будут лучше работать ради поощрения. И не потому, что ленивы или их занимают другие вопросы. Просто если кто-то окажется в выигрыше, то весь остальной коллектив почувствует себя проигравшим. И везунчик может стать объектом для травли.
Склонность к эмоциональному сопереживанию часто заставляет сотрудниц становиться на сторону «невинно пострадавшего» от начальственного гнева. Причем подобная поддержка может выливаться в открытые конфликты с руководством и откровенное саботирование работы.
Женский стиль коммуникации
Женщины приходят на работу не только работать, но и общаться. И стараются уделять коммуникациям все свободное время. И иногда часть рабочего. При этом они готовы обсуждать как производственные проблемы, так и личные. И коллеги быстро превращаются в «группу поддержки».
Конфликты проходят обычно без лишнего шума: сплетни, тихие бойкоты, несерьезные подставы. Мужской принцип «поорали и забыли» здесь не работает, а значит, «подковерные войны» могут тянуться долго, и руководитель далеко не всегда может увидеть причину внезапного разлада между сотрудниками и снижения производительности труда.
Советы руководителю
Не допускайте нарушения субординации. Разговоры о личных и профессиональных проблемах – это одно, а попытка сойтись накоротке – совершенно другое. Сразу давайте понять, что грань между участием и приятельскими отношениями переходить вы не будете.
Загружайте коллектив работой. Ежедневно ставьте конкретные задачи, требуйте результатов к окончанию рабочего дня. Следите за тем, чтобы обязанности распределялись равномерно и никто из подчиненных не простаивал.
Доброжелательно и ровно относитесь ко всем сотрудницам. Старайтесь, чтобы среди них не появились «любимчики» и «аутсайдеры».
Начинайте «разруливать» конфликты только после того, как они пройдут острую фазу. Дайте обеим сторонам выпустить пар и только потом переходите к конструктивному разговору, иначе вы рискуете попасть в центр скандала. Есть и второй вариант: подавлять любое проявление негативных эмоций в коллективе, но он опасен тем, что конфликт перетечет в «скрытую» форму и затянется надолго.
Высказывайте претензии твердо, но вежливо. Женщины прекрасно понимают, что крик и ругань – это признак бессилия и растерянности, и ваши слова потеряют необходимую значимость.
Введите регулярные премии за хорошо исполняемые обязанности. Даже небольшие суммы, выданные сверх установленного оклада, будут отличным стимулом. Возможность потратить «неучтенные» деньги на что-то приятное дополнительно замотивирует сотрудниц работать еще более качественно.
Устраивайте маленькие праздники. Это совсем не обязательно должен быть полномасштабный корпоратив. Достаточно хорошего торта или набора пирожных в конце недели. Просто попить чай вместе и поговорить.
Когда начальник – женщина
Психологи шутят, что стили женского руководства обычно имеют две крайности:
Самоуверенная, авторитарная, холодная, по-настоящему «железная леди». Отлично разбирается во всех подковерных интригах, легко читает эмоции подчиненных и умеет ими манипулировать. Не приемлет дискуссии, от сотрудников ожидает только подчинения и дисциплины. Применяет в основном отрицательную мотивацию в работе и не терпит непрофессионализма.
Предпочитает длительные беседы и дискуссии по всем профессиональным вопросам. Лояльна к подчиненным, знает обо всех их слабостях, которые умеет незаметно использовать. Ценит личностные качества, самоотдачу в работе даже у тех сотрудников, которые могут «не дотягивать» по профессиональным навыкам.
Как ни странно, на практике неплохо работают оба стиля руководства…
Снежана Шабанова