Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Женский коллектив: все сложно

Так уж сложилось, что сотрудники мужского пола – весьма редкое явление за первым столом. Вот и выходит: что ни аптека, то пусть и небольшой, но чисто женский коллектив. Со своими особенностями, от которых, к сожалению или к счастью, никуда не деться.

Постоянство и аккуратность

Стабильность – одна из главных ценностей для работающих женщин. Они будут всеми силами поддерживать установленный привычный порядок, однако резкие изменения могут внести ненужный хаос и даже полностью парализовать работу аптеки.


Исполнительность и пунктуальность – также типично женские черты. Отсюда – внимательность ко всем  деталям рабочего процесса, от расстановки товара на витринах до нюансов внешнего вида первостольника.

Маятник эмоций

Женщины более чувствительны к психологическому климату.Женщины более чувствительны к психологическому климату. В отличие от мужчин они предпочитают выстраивать не  формальные и  деловые, а эмоциональные связи с коллегами и руководством. И ожидают со стороны окружающих симметричного ответа.


Критику они воспринимают скорее эмоционально, чем конструктивно. Критику они воспринимают скорее эмоционально, чем конструктивно. Особенно если претензии высказываются на повышенных тонах. Поэтому и реакция на замечания зачастую оказывается непредсказуемой – от слез до ответной грубости.


В то же время частое обращение к эмоциям– одна из причин стрессоустойчивости женских коллективов.В то же время частое обращение к эмоциям– одна из причин стрессоустойчивости женских коллективов. Яркие, порой чрезмерные реакции на самые обычные ситуации позволяют разрядить избыточное напряжение, не  держать подолгу негатив в себе.

Давление коллектива

Женщин довольно трудно «развести» на соревнование.Женщин довольно трудно «развести» на соревнование. Даже если система мотивации понятна и прозрачна, не факт, что сотрудницы будут лучше работать ради поощрения. И не потому, что ленивы или их занимают другие вопросы. Просто если кто-то окажется в выигрыше, то весь остальной коллектив почувствует себя проигравшим. И везунчик может стать объектом для травли.


Склонность к эмоциональному сопереживанию часто заставляет сотрудниц становиться на сторону «невинно пострадавшего» от начальственного гнева.Склонность к эмоциональному сопереживанию часто заставляет сотрудниц становиться на сторону «невинно пострадавшего» от начальственного гнева. Причем подобная поддержка может выливаться в открытые конфликты с руководством и откровенное саботирование работы.


Склонность к эмоциональному сопереживанию часто заставляет сотрудниц становиться на сторону «невинно пострадавшего» от начальственного гнева. Причем подобная поддержка может выливаться в открытые конфликты с руководством и откровенное саботирование работы.

Женский стиль коммуникации

Женщины приходят на работу не только работать, но и общаться. Женщины приходят на работу не только работать, но и общаться. И стараются уделять коммуникациям все свободное время. И иногда часть рабочего. При этом они готовы обсуждать как производственные проблемы, так и личные. И коллеги быстро превращаются в «группу поддержки».


Конфликты проходят обычно без лишнего шума: сплетни, тихие бойкоты, несерьезные подставы.Конфликты проходят обычно без лишнего шума: сплетни, тихие бойкоты, несерьезные подставы. Мужской принцип «поорали и забыли» здесь не работает, а значит, «подковерные войны» могут тянуться долго, и руководитель далеко не всегда может увидеть причину внезапного разлада между сотрудниками и снижения производительности труда.

Советы руководителю

Не допускайте нарушения субординации.Не допускайте нарушения субординации. Разговоры о личных и профессиональных проблемах – это одно, а попытка сойтись накоротке – совершенно другое. Сразу давайте понять, что грань между участием и приятельскими отношениями переходить вы не будете.

Загружайте коллектив работой.

Загружайте коллектив работой. Ежедневно ставьте конкретные задачи, требуйте результатов к окончанию рабочего дня. Следите за тем, чтобы обязанности распределялись равномерно и никто из подчиненных не простаивал.


Доброжелательно и ровно относитесь ко всем сотрудницам.

Доброжелательно и ровно относитесь ко всем сотрудницам. Старайтесь, чтобы среди них не появились «любимчики» и «аутсайдеры».

Начинайте «разруливать» конфликты только после того, как они пройдут острую фазу.

Начинайте «разруливать» конфликты только после того, как они пройдут острую фазу. Дайте обеим сторонам выпустить пар и только потом переходите к конструктивному разговору, иначе вы рискуете попасть в центр скандала. Есть и  второй вариант: подавлять любое проявление негативных эмоций в коллективе, но он опасен тем, что конфликт перетечет в «скрытую» форму и затянется надолго.

 

Жестко пресекайте распространение сплетен и слухов. Даже если вам кажется, что обсуждение чужих проблем выглядит вполне безобидно


Высказывайте претензии твердо, но вежливо.

Высказывайте претензии твердо, но вежливо. Женщины прекрасно понимают, что крик и ругань – это признак бессилия и растерянности, и ваши слова потеряют необходимую значимость.

Введите регулярные премии за хорошо исполняемые обязанности.

Введите регулярные премии за хорошо исполняемые обязанности. Даже небольшие суммы, выданные сверх установленного оклада, будут отличным стимулом. Возможность потратить «неучтенные» деньги на что-то приятное дополнительно замотивирует сотрудниц работать еще более качественно.


Устраивайте маленькие праздники.

Устраивайте маленькие праздники. Это совсем не обязательно должен быть полномасштабный корпоратив. Достаточно хорошего торта или набора пирожных в конце недели. Просто попить чай вместе и поговорить.

Когда начальник – женщина

Психологи шутят, что стили женского руководства обычно имеют две крайности:


«Миранда из «Дьявол носит Prada»

Самоуверенная, авторитарная, холодная, по-настоящему «железная леди». Отлично разбирается во всех подковерных интригах, легко читает эмоции подчиненных и умеет ими манипулировать. Не приемлет дискуссии, от сотрудников ожидает только подчинения и дисциплины. Применяет в основном отрицательную мотивацию в работе и не терпит непрофессионализма.


«Сестра»

Предпочитает длительные беседы и дискуссии по всем профессиональным вопросам. Лояльна к подчиненным, знает обо всех их слабостях, которые умеет незаметно использовать. Ценит личностные качества, самоотдачу в работе даже у тех сотрудников, которые могут «не дотягивать» по профессиональным навыкам.

Как ни странно, на практике неплохо работают оба стиля руководства…

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №3, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

Возобновляем тренировки
Анатомия успеха
Возобновляем тренировки

Весна в этом году выдалась неспортивной, да и летний режим не слишком располагал к подвижному образу жизни. Хорошо, если кто-то успел съездить в отпуск после долгой самоизоляции, но вряд ли они тра...

Подробнее
Учимся отдыхать правильно
Анатомия успеха
Учимся отдыхать правильно

Этот год решительно спутал все карты первостольникам. Весна и начало лета запомнились как сплошной аврал, а планы на летний отпуск пришлось срочно менять, и большинство из нас так и н...

Подробнее
Спрашивали – отвечаем!
Анатомия успеха
Спрашивали – отвечаем!

Как понять, что выбранная вами интенсивность тренировок слишком высока, нужно ли как-то реагировать на новые болевые ощущения, возникающие после пробежки, когда и сколько можно есть при тяжелых...

Подробнее
Что мы делаем не так?
Анатомия успеха
Что мы делаем не так?

Удобный торговый зал, широкий ассортимент, знакомство с техниками продаж порой не гарантируют удовлетворенности посетителя и его лояльности к аптеке. Сегодня мы предлаг...

Подробнее
Тренируемся дома
Анатомия успеха
Тренируемся дома

Карантинные ограничения не способствуют физической активности. Работники аптек по-прежнему выходят на работу, но в целом двигаемся мы значительно меньше. Как не набрать лишний вес в такой ситуации?...

Подробнее
Ищем общий язык с коллегами
Анатомия успеха
Ищем общий язык с коллегами

Мы отличаемся друг от друга по возрасту, внешнему виду, стилю одежды, увлечениям, способностям, темпераменту. Влияют ли эти различия на обстановку в рабочем коллективе?

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.