Оружие против «тихого убийцы»
Гепатит С – одна из глобальных проблем современности. Против этой гемотрансмиссивной инфекции нет вакцины, острую стадию лечить нечем, медикаментозный подход применяется только при хронизации процесса. Но ученые, в том числе российские, пытаются это положение вещей исправить.
Скрытая угроза
Несмотря на то что гепатит С – патология очень серьезная, стоящая в одном ряду с ВИЧ и туберкулезом, мы до сих пор не можем сказать, сколько человек на Земле ей болеют. По разным оценкам, их может быть 130–150 млн, около 700 тыс. из них каждый год умирают от осложнений.
Почему так происходит? Гепатит С передается с кровью, в том числе и при медицинских и косметологических процедурах. Кто заподозрит, что в кабинете стоматолога или косметолога его поджидает опасность? Клинические проявления в острой стадии похожи на ОРВИ, желтухи нет, так что человек может просто не знать, что заражен.
Людям с гепатитом С крайне нежелательно применять НПВС – препараты этой группы при скомпрометированной печени резко увеличивают риск различных кровотечений. При необходимости предлагается заменять НПВС на пониженные дозы парацетамола
Чем раньше – тем лучше
Как распознать такую скрытную инфекцию? По анализу крови. Нет, печеночные ферменты (АСТ, АЛТ) для этих целей не подойдут, они повышаются очень поздно, а вот вирусные частицы или антитела к ним обнаружить вполне реально. В сложных случаях делают даже биопсию печени.
Примерно у 80% пациентов болезнь становится хронической, постепенно уничтожая гепатоциты, провоцируя развитие цирроза печени, а нередко – и рака печени. Поэтому чрезвычайно важно как можно быстрее обнаружить вирус и начать лечение – за 12 недель при помощи современных препаратов удается свести вирусную нагрузку к нулю. Но так было не всегда.
При гепатите С противопоказан алкоголь: он не только ухудшает действие противовирусных препаратов, но и почти стократно увеличивает риск развития цирроза печени
Первые шаги
Вирусный гепатит С – заболевание с короткой историей, отсчет которой ведется с 1989 года, тем не менее именно на его примере отлично просматривается чрезвычайно быстрый прогресс в фармакологии на рубеже столетий. Изначально инфекцию пытались лечить обычными интерферонами, затем – модифицированными (пегилированными) интерферонами альфа-2a и альфа-2b (Roche, Three Rivers Pharma и Merck).
Эти препараты давали неплохой эффект, однако и побочных явлений у них регистрировалось слишком много. К тому же на фоне интерферонов вирусная нагрузка не снижалась до нуля, то есть в крови частицы всегда определялись.
Две важных вехи
Первый переворот в терапии произошел после подключения к делу борьбы с гепатитом С рибавирина, противовирусного ЛС, разработанного еще в 1971 году и одобренного в 1986 году для медицинского применения при инфекции, вызванной респираторно-синцитиальным вирусом, и геморрагических лихорадках. К сожалению, он не был нацелен конкретно на вирус гепатита С, поэтому эффективность комбинированной терапии по-прежнему оставалась ограниченной.
Второй, самый значимый переворот произошел уже в XXI веке с появлением противовирусных препаратов прямого действия (ПППД), которые «били» по конкретным, уже изученным к тому времени этапам репликации вируса в клетке. Софосбувир, вышедший на рынок в 2011 году, благодаря стечению нескольких обстоятельств занял главенствующее место в терапии гепатита С, а сегодня мы в основном имеем дело с комбинацией из нескольких ПППД. От тяжело переносимых интерферонов постепенно отказываются.
Препарат Sovaldi (софосбувир) производства Gilead Sciences, Inc на запуске стал самым успешным за всю историю фармотрасли, принеся разработчикам более 10 млрд долларов в первый год и около 20 млрд долларов – во второй год продаж
И в России тоже
В мире и в нашей стране продолжается поиск эффективных и по возможности более дешевых средств лечения вирусного гепатита С. Конечно, ПППД работают прекрасно, но стоимость курса лечения исчисляется миллионами рублей, так что отдельному пациенту ее просто не потянуть, необходима помощь государства. В том числе и в поиске новых лекарств.
В России несколько исследовательских групп работают над разными вариантами, например ученые в Екатеринбурге взяли за основу белок альфа-фетопротеин, вытесняющий вирус из клетки в кровь, где его уже поджидают ПППД. Фондом Сколково на разработку было выделено 400 млн рублей, еще 560 – фармхолдингом «Юнона», который и будет производить новый препарат. Ожидается, что курс лечения будет стоить около 250 тыс. рублей, что в 10–15 раз дешевле применяемых на сегодня схем.
Перечень зарегистрированных в мире препаратов:
Моноформа
-
Боцепревир (Victrelis)
-
Телапревир (Incivo)
-
Симепревир (Olysio, Совриад)
-
Софосбувир (Sovaldi)
-
Дасабувир (Exviera)
-
Асунапревир (Сунвепра)
-
Даклатасвир (Daklinza)
-
Нарлапревир (Арланса)
Комбинированные препараты
-
Cофосбувир/ледипасвир (Harvoni)
-
Дасабувир + омбитасвир/паритапревир/ритонавир (Viekira Pak)
-
Софосбувир/даклатасвир (Darvoni)
-
Омбитасвир/паритапревир/ритонавир (Technivie, Vielirax)
-
Гразопревир/элбасвир (Zepatier)
-
Софосбувир/велпатасвир (Epclusa)
-
Дасабувир/омбитасвир/паритапревир/ритонавир (Viekira XR)
-
Беклабувир/даклатасвир/асунапревир (Ximency)
-
Софосбувир/велпатасвир/воксилапревир (Vosevi)
-
Глекапревир/пибрентасвир (Mavyret)
1. Bukh J. The history of hepatitis C virus (HCV): Basic research reveals unique features in phylogeny, evolution and the viral life cycle with new perspectives for epidemic control // J. Hepatol. 2016. 65, S2–S21. 2. Carter W. et al., Reinventing HCV treatment: past and future perspectives // J. Clin. Pharmacol. 2016. 3, 287–296. 3. Darius Moradpour et al., Future landscape of hepatitis C research – Basic, translational and clinical perspectives // J. Hepatol. 2016. 65, S143–S155. 4. Feld J.J. and Foster G.R. Second generation direct-acting antivirals — do we expect major improvements? // J. Hepatol. 2016. 65, S130–S142.
Алексей Водовозов
Журнал "Российские аптеки" №4, 2019
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.