Пророки инфекционного апокалипсиса
Тема COVID в социальных сетях постепенно сошла на нет. В конце концов, пандемия идет уже пятый год, и все, кто хотел самореализоваться, уже это сделали. Но нужно же на чем-то ловить хайп. Встречайте, три свежих страшилки с ужасающими предсказаниями.
Алексей Водовозов, научный редактор журнала, врач-терапевт, токсиколог, один из ведущих российских медицинских журналистов, лауреат профессиональных премий, автор книги «Лжедиагностика»
1. «Болезнь Х наступает!»
«На Всемирном экономическом форуме в Давосе анонсировали новую пандемию! Болезнь X, по планам ВОЗ, должна прийти в мае 2024 года!» Эти новости поражают воображение. Что же за ними скрывается на самом деле?
Болезнь Х – это термин-заглушка, придуманный для обозначения пока что неизвестного, но теоретически познаваемого инфекционного заболевания, которое может вызвать пандемию в обозримом будущем. То есть, по сути, этой болезни не существует, это гипотетическое понятие. Откуда оно появилось?
В 2015 году страны – члены ВОЗ обратились к организации с просьбой подготовить план исследований и разработок по предотвращению эпидемий. Предполагалось заранее сгенерировать наиболее продуктивные идеи по сдерживанию инфекционных заболеваний, с которыми в настоящее время мы бороться не умеем. В первоначальный список вошли лихорадки Эбола, Марбург, Зика, Ласса, долины Рифт и Нипах, а также «атипичная пневмония», вызываемая SARS-CoV-1. В 2018 году к этому списку добавили «болезнь Х» как гипотетическую угрозу.
По сути, COVID-19 и стал первой «болезнью Х». До тех пор, пока мы не разобрались с его геномом, не создали вакцины и не подобрали схемы лечения. То есть ту самую гипотетическую, но познаваемую инфекцию познали. А место «болезни Х» снова освободилось.
И люди, собравшиеся в Давосе, как раз и обсуждали, а что, если в человеческую популяцию проберется не COVID-19, а нечто раз в пять более летальное? Давайте мы заранее договоримся, что вакцины будем регистрировать по упрощенным схемам, после проверки безопасности и иммуногенности, а клиническую эффективность будем проверять уже в поле. Давайте сделаем так, чтобы вакцины и лекарства доставались всему миру, а не только самым богатым странам. Давайте подготовим силы и средства медицины, чтобы врачам не приходилось работать без средств защиты в режиме 24/7.
К слову, в армии давно существует аналог «болезни Х». Речь о дне «Д» и времени «Ч», на которых строятся все военные планы. Никто не знает, когда именно они пригодятся, но что конкретно делать в «Ч + 3» или в «Д + 2», в планах уже написано.
2. «Китайцы превратили панголиний коронавирус в 100% летальный!»
В препринте, то есть работе, не прошедшей рецензирования и еще не ставшей научной публикацией, действительно сообщили о вирусе GX_P2V, который был обнаружен еще в 2017 году у плацентарных ящеров панголинов. Да, он родственен SARS-CoV-2, но не является его производным, просто природный родственник. У GX_P2V были обнаружены два варианта: патогенный для мышей и непатогенный.
Авторы взяли непатогенный вариант и попробовали заразить им необычных мышей. Животные были искусственно и целенаправленно оснащены человеческими рецепторами АПФ2. Правда, получилось слегка «кривовато», гиперэкспрессия АПФ2, с которым связываются и GX_P2V, и SARS-CoV-2, происходила в основном в головном мозгу, а не в легких и сосудах, как у человека. Не удивительно, что даже непатогенный ранее штамм справился с 12 «неправильными» грызунами, вызвав у них летальный энцефалит, то есть воспаление головного мозга. Экстраполировать эти результаты на людей, мягко говоря, некорректно.
3. «На 2025 год назначена пандемия SPARS!
Документы, доказывающие это, утекли в сеть! Это сговор Билла Гейтса и ВОЗ!» На сайте Центра безопасности здоровья Джонса Хопкинса действительно можно найти документ с пугающим заголовком «SPARS Pandemic 2025–2028». Однако, если прочитать предупреждение на титульном листе, все становится на свои места:
«Это гипотетический сценарий, разработанный для иллюстрации возможных проблем коммуникации по теме рисков для общественного здравоохранения, которые потенциально могут возникнуть во время естественной вспышки инфекционного заболевания, требующей разработки и распространения новых и/или исследуемых лекарственных средств, вакцин, лекарств или иных медицинских контрмер. Возбудитель инфекции, противоэпидемические мероприятия, персонажи, выдержки из СМИ, сообщения в соц-сетях и ответы правительственных учреждений, описанные здесь, полностью вымышлены».
Расходимся, и эта «пандемия» тоже отменяется.
«Ну а в качестве заключения добавлю: социальные сети остаются богатым источником уток. И ходить в них лучше, вооружившись здоровым скепсисом и критическим подходом к любой информации».
Алексей Водовозов
Журнал "Российские аптеки" №2, 2024
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.