Время подключаться
Введение защитной маркировки лекарств приближается к завершающему этапу. В ближайшее время она станет обязательной для дорогостоящих препаратов, отпускаемых пациентам за счет государства, а затем и для всех ЛС на российском фармацевтическом рынке. Что нужно аптеке, чтобы стать участником системы маркировки в ее нынешнем виде?
Начиная с 2018 года информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП) в России функционирует в формате эксперимента, однако в течение ближайших нескольких месяцев она станет обязательной для значительного числа участников фармацевтического рынка, а с 1 января 2020 года заниматься фармацевтической деятельностью без подключения к ней станет невозможно.
NB! Немаркированные остатки можно будет продавать до истечения срока годности.
Что изменилось?
Финальная версия системы защитной маркировки существенно отличается от первоначальной. По настоянию ФСБ РФ двухмерный код DataMatrix, размещаемый на упаковках ЛС, был усилен уникальным цифровым кодом, защищенным криптографией. Присвоение кодов осуществляется централизованно – оператором ИС МДЛП, Единой национальной системой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Криптографическая защита позволит полностью исключить кражу, подделку, порчу кодов, а также вмешательство «внутренних нарушителей» в работу системы маркировки.
Формат и технология нанесения криптокодов по-прежнему является дискуссионным вопросом. Ряд фармпроизводителей и дистрибьюторов сталкиваются с серьезными затруднениями при выполнении требований, предусмотренных разработчиками. Впрочем, аптек все эти коллизии напрямую не касаются: их задачи в системе ограничиваются считыванием и передачей данных о кодах в информационную систему, это менее затратно как в финансовом, так и в технологическом плане.
Как стать участником?
1. Для подключения к системе маркировки аптеке необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), выпущенную на руководителя компании. Сделать это можно в одном из удостоверяющих центров, зарегистрированных Минкомсвязи, их перечень опубликован на сайте ведомства: minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2.
2. Сама регистрация осуществляется на сайте «Честного знака» по адресу mdlp.crpt.ru. От вас потребуется указать сведения о наличии лицензии, ИНН, месте регистрации, а также контактные данные ответственного лица в организации.
NB! Информация при регистрации и данные, указанные в УКЭП, должны совпадать cо сведениями в ЕГРЮЛ/ЕГРИП/РАФП, а также с данными лицензии.
3. Перед началом работы в системе необходимо обновить прошивку онлайн-кассы для передачи в ОФД сведений о продаже маркированной продукции. Для считывания DataMatrix-кода нужно приобрести 2 двухмерных сканера штрихкодов, если они ранее не использовались, а также обновить кассовую программу.
NB! Если ЛС выводятся из оборота бесплатно, например выдаются со 100%-ной скидкой по рецепту, необходимо установить в месте выдачи регистратор выбытия. Такие регистраторы предоставляются оператором системы бесплатно – по одному на каждое место осуществления деятельности, указанное в лицензии.
НАШ ЭКСПЕРТ
Георгий Хечинашвили, генеральный директор АО «Спарго Технологии»
Как и любое новшество, внедряемое в практику в переходный период на рынке, обязательная регистрация в ИС «Маркировка» для всех групп лекарственных препаратов в РФ стала поводом для серьезных дискуссий. При этом вопросов становится все больше, а времени для тестирования и интеграции в систему – все меньше. Первое, что необходимо сделать аптекам, – систематизировать и использовать уже имеющиеся инструкции с сайта честныйзнак.рф и зарегистрироваться в системе. Особенно это актуально для учреждений, работающих с препаратами из перечня 7 ВЗН (высокозатратных нозологий), – они должны пройти регистрацию уже в июле.
Аптекам предстоит оформление электронной подписи, покупка сканеров для считывания кода DataMatrix и тщательное изучение опций собственного программного продукта. Многие хотят узнать техническую сторону вопроса, понять, как работать с новым функционалом. Не лишним будет обратить внимание на услугу бизнес-консалтинга, если такая есть у поставщика программного продукта для аптеки. К примеру, мы предлагаем нашим клиентам консультации именно в разрезе работы с ИС «Маркировка» с целью помочь оперативно и качественно наладить не только техническую часть работы с системой, но и обучить персонал. Нашим клиентам не нужно платить за версию F3TAIL, предполагающую интеграцию с ИС «Маркировка», если у них есть действующий договор лицензионной поддержки. В тандеме с аптеками наши консультанты, опираясь на многолетний опыт, смогут обеспечить бизнесу соответствующую технологичность в работе с ИС «Маркировка» с соблюдением требований регулятора.
Сергей Акопов
Журнал "Российские аптеки" №6, 2019
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.