«За своих выпускников нам однозначно не стыдно!»
Насколько популярна специальность провизора среди абитуриентов, почему не все поступившие завершают учебу и как складывается карьера выпускников фармацевтических вузов? Отвечает декан фармацевтического факультета Самарского государственного медицинского университета, д.фарм.н. Ирина Петрухина.
Ирина Петрухина,
выпускница фармацевтического факультета Самарского государственного медицинского университета. Декан фармацевтического факультета СамГМУ, заведующая кафедрой управления и экономики фармации, доктор фармацевтических наук, главный внештатный специалист Минздрава Самарской области.
Спектр научных интересов: разработка методологических основ совершенствования лекарственного обеспечения населения субъектов РФ; анализ индикативных показателей, характеризующих состояние федеральных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения; изучение основных характеристик региональных фармацевтических рынков; выявление тенденций в розничном секторе системы лекарственного обеспечения; анализ кадровой обеспеченности аптечных организаций; построение математических моделей зависимости потребления лекарственных препаратов.
Имеет около 200 научных публикаций, является автором 4 монографий, 35 учебно-методических рекомендаций, 11 свидетельств государственной регистрации программ для ЭВМ и электронной базы данных, 2 патентов РФ.
Ирина Константиновна, изменился ли за последние годы конкурс на ваш факультет?
– Традиционно конкурс на фармацевтический факультет СамГМУ остается достаточно высоким. Например, в прошедшем году он составил 21 заявление на одно бюджетное место, в 2016–2018 гг. этот показатель был на уровне 15–19 заявлений. Но важно понимать, что это конкурс поданных документов, а не конкурс среди самих абитуриентов.
Если посмотреть ретроспективно, то в 2005–2010 гг. желающих поступать на специальность «Фармация» было еще больше – около 30–35 человек на место. Однако за эти годы увеличилось число учреждений высшего образования, в которых есть фармацевтические факультеты. По факту сегодня они созданы в структуре государственных и негосударственных вузов практически во всех регионах Приволжского федерального округа.
Коллектив кафедры управления и экономики фармации СамГМУ
Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов?
– Каждый год контингент разный. К принципу подсчета среднего балла ЕГЭ лично я отношусь скептически, ведь это равноценно измерению средней температуры по больнице.
Общую картину в значительной мере портят результаты абитуриентов, поступающих на целевые места. Нередко «целевики» приходят на фармфакультет лишь для того, чтобы хоть куда-то поступить. И чаще всего они не заинтересованы в том, чтобы по окончании вуза вернуться в те медицинские и аптечные организации, с которыми заключали договоры на целевое обучение.
Что касается отбора выпускников, то сейчас вузы не могут заявить о каких-то предпочтениях. До этапа зачисления абитуриентов мы не видим, а потому не можем понять, насколько будущий студент готов к учебе, что он знает о будущей специальности, готов ли он в принципе стать провизором.
Из каких регионов к вам приезжают на учебу?
– Традиционно СамГМУ обеспечивает кадрами фармацевтическую службу Самарской, Ульяновской и Пензенской областей. Но кроме регионов Приволжского федерального округа, у нас учатся студенты из Центрального, Южного, Уральского, Сибирского и даже Дальневосточного округов.
Если говорить о гендерном принципе, то в советское время специальность «Фармация» считалась чисто женской. Однако сейчас мы видим, что в профессию приходит все больше юношей. Способные и амбициозные молодые люди без труда по окончании вуза находят работу. Они пополняют кадровый состав медицинских и фармацевтических компаний, успешно работают в производственном, дистрибьюторском и розничном секторах.
Многих приходится отчислять?
– Средняя доля отчисляемых составляет около 6–7%. Бывают курсы, на которых за весь период обучения уходят буквально единицы. Но случается и по-другому.
В прошлом году мы столкнулись с массовым отчислением первокурсников. В структуре набора к концу первого года обучения потеря составила около 9%. Дело в том, что сейчас многие студенты начальных курсов не боятся отчислений. Они хорошо понимают, что со своими результатами ЕГЭ смогут несколько лет подряд поступать в разные вузы. И считают себя вправе делать это, занимая чье-то чужое бюджетное место. Если бы «бюджетники» при отчислении были лишены возможности повторного поступления на бюджетные места, ситуация была бы совершенно иной.
В учебной аптеке СамГМУ
Студенты старших курсов уже более мотивированы?
– Да, разумеется. Они глубже погружены в профессию, да и затраченных на первых курсах усилий им жалко. Однако при подготовке старшекурсников возникают свои проблемы. Несколько лет назад мы столкнулись с такой ситуацией, когда студенты на 4–5 и даже на 2–3 курсах стали устраиваться на работу в аптечные организации. С одной стороны, это неплохо, ведь симбиоз теории и практики всегда дает хорошие результаты. Однако по факту мы увидели, что многие стали хуже учиться. У них просто не оставалось времени на качественную подготовку к занятиям. Да и о каких полноценных занятиях могла идти речь, например, после ночного дежурства.
В нашем университете всегда существовали высокие требования к качеству подготовки выпускников, поэтому каждый для себя определяется сразу: либо он учится и осваивает образовательную программу в полном объеме, либо отчисляется.
Сколько выпускников по окончании фармфакультета СамГМУ идут работать по специальности?
– Из профессии уходят очень немногие. Недавно мы провели анкетирование 750 студентов старших курсов фармацевтических факультетов восьми вузов Приволжского федерального округа. Анализ показал, что около 77% старшекурсников по окончании вуза хотят остаться в профессии. Каждый пятый пока не определился, останется он в фармации или нет. О желании сменить сферу деятельности однозначно заявили лишь 3% респондентов.
Какие варианты трудоустройства возможны для обладателей диплома о высшем фармацевтическом образовании?
– Сегодня наши выпускники успешно работают в аптечных организациях, дистрибьюторских компаниях, на крупных фармацевтических предприятиях, в службе контроля качества, в региональных органах управления здравоохранением и фармацевтической службой, в вузах и ссузах. Некоторые из них достигли серьезных карьерных высот, являются руководителями крупных федеральных аптечных сетей, занимают ключевые посты в региональных минздравах, успешно трудятся в территориальных управлениях Росздравнадзора и других организациях. За своих выпускников нам однозначно не стыдно!
Идет государственный экзамен
Есть ли в СамГМУ специальные учебные программы, соответствующие потребностям отечественного фармпрома?
– В этом направлении у СамГМУ есть серьезные перспективы. Мы пролицензировали три образовательные программы ординатуры, в том числе программу «Фармацевтическая технология». В этом году на факультете у нас обучается 20 ординаторов, в будущем году на бюджетное отделение мы планируем принять еще 30 человек.
В Самарской области есть несколько фармацевтических предприятий, в том числе и завод «Озон», который входит в число крупнейших отечественных фармпроизводителей. Мы надеемся, что в ближайшем будущем выпускники СамГМУ продолжат пополнение кадрового состава и этого предприятия, и других фармацевтических заводов страны.
С 2016 года медицинские и фармацевтические вузы страны вовлечены в систему непрерывного фармацевтического образования. Как Вы оцениваете эффективность проведения первичной аккредитации? Способствует ли эта система повышению уровня знаний выпускников?
– К счастью, многие организационные трудности, которые существовали в вузах на первых этапах внедрения первичной аккредитации, уже не возникают. Однако по-прежнему в преподавательской среде существует мнение, что государственную итоговую аттестацию и первичную аккредитацию необходимо объединить. Понятно, что юридически задачи у двух этих процедур отличаются. Так, на этапе ГИА проверяется соответствие уровня освоения выпускником образовательной программы по специальности 33.05.01 «Фармация», в то время как по итогам первичной аккредитации осуществляется проверка соответствия знаний и навыков требованиям профстандарта «Провизор». Но если программа ГИА по своему объему и наполнению шире, может быть, целесообразно состав государственной экзаменационной комиссии расширить и ввести в него представителей аккредитационной комиссии? В этом случае нашим выпускникам не придется, как сейчас, с интервалом в одну-две недели проходить государственную итоговую аттестацию, а затем и первичную аккредитацию.
Марина Сипатова,
фото из архива СамГМУ
Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2020
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.