Top.Mail.Ru
Статьи для медицинских и фармацевтических специалистов
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Что изменилось в трудовом законодательстве

Регулирование трудовых отношений в России переживает масштабную трансформацию. Это связано как с модернизацией государственной системы учета и контроля, так и с усилиями по очищению законодательства от устаревших норм и положений. Свои коррективы в законотворческий процесс вносит и главный вызов нашего времени – пандемия COVID-19.

«Регуляторная гильотина»

Эта инициатива правительства подразумевает пересмотр всех действующих законодательных требований для бизнеса, не соответствующих современным реалиям. С 1 января 2021 года в России перестал действовать весь массив устаревших нормативных актов, регулирующих охрану труда и требования к пожарной безопасности. Предполагается, что такая реформа позволит сократить административную нагрузку на бизнес.


На сегодняшний день утверждены и вступили в силу нормативные акты, отменяющие устаревшее регулирование, среди них: 

  • Постановление правительства РФ от 04.08.2020 № 1181 – признает утратившими силу устаревшие нормы законодательства об охране труда и трудовых отношениях, а также ряд ограничений, касающихся отдельных отраслей

  • Постановление правительства РФ от 11.07.2020 № 1034 – отменяет устаревшие требования государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 

  • Постановление правительства РФ от 13.06.2020 № 857 – охватывает несколько сотен указов и постановлений, принятых в СССР и РСФСР начиная с 40-х годов прошлого века и относящихся к самым разным сферам народного хозяйства. Среди них, в частности, приказы Минздрава СССР

№ 583 от 19 июля 1972 года «Об утверждении Единых правил оформления лекарств, приготовляемых в аптеках», и № 690 от 1 июля 1980 года «О порядке приема использованной аптекарской посуды» и другие подобные документы.

Один из принципов обновления законодательства – акцент на профилактике нарушений и сокращении количества контрольных мероприятий, предусматривающих штрафы и другие санкции

Реформа предусматривает также обновление законодательства о контрольно-надзорных мероприятиях.


Реформа предусматривает также обновление законодательства о контрольно-надзорных мероприятиях. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением отдельных положений вступил в силу в январе) содержит следующие нововведения:


Возможность онлайн-взаимодействия с надзорными органами. Документы проверяющих инстанций составляются в электронной форме и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 20). Сообщения об их решениях передаются дистанционно, например через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 4 ст. 21). Досудебное обжалование решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа теперь возможно только в электронном виде – через Единый портал госуслуг или аналогичные региональные сервисы. 


Независимая оценка соблюдения обязательных требований сотрудниками проверяющих органов – такая возможность вводится ст. 54 закона. Эту оценку смогут проводить независимые аккредитованные организации.   


Новые, более мягкие формы контрольных мероприятий – выборочный контроль (ст. 69), инспекционный визит (ст. 70), выездное обследование (ст. 75) и др. Возможно дистанционное проведение выездной проверки или инспекционного визита, в том числе посредством аудио- и видеосвязи (ч. 5 ст. 56).


Сокращение сроков проведения проверок. Общая длительность документарной и выездной проверок теперь не превышает 10 рабочих дней (ст. 72 и 73), ранее они могли занимать до 20 дней.  


Возможность отмены решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, если оно проведено с грубыми нарушениями (ст. 91). Закон определяет 11 грубых нарушений.


Принятие закона № 248-ФЗ приведет к поэтапной отмене закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294. С 1 июля текущего года до 31 декабря 2024 года остаются в силе положения этого документа, касающиеся отдельных видов бизнеса, в том числе регулирующие контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Изменения формы отчетности для ПФР

В начале текущего года Пенсионный фонд России внес ряд изменений в правила предоставления отчетности о трудовой деятельности сотрудников организаций. Соответствующее постановление ПФР № 769п зарегистрировано Минюстом 19 января 2021 года. Документ вносит ряд изменений в форму «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» (СЗВ-ТД) и в порядок ее заполнения: 

  • В форме СТД-СЗ исключается запись об отчетном периоде

  • Вводится графа с данными о территориальных условиях работы зарегистрированных лиц (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)

  • Появилось требование о внесении сведений о правопредшественнике при необходимости представить (скорректировать) сведения о трудовой деятельности работника, работодатель которого снят с учета

  • Уточнены правила обязательного к заполнению с 2021 года кода выполняемой трудовой деятельности.

Пересмотр режима дистанционной работы

Пересмотр режима дистанционной работы  

Благодаря пандемии новой коронавирусной инфекции удаленная работа стала привычным явлением практически во всех сферах деятельности. Конечно, фармспециалисты из дома не работают, но программисты, маркетологи, контент-менеджеры сайтов, работники колл-центров и многие другие специалисты, услугами которых пользуются аптечные организации, вполне могут это делать.


Поэтому изменения, регулирующие эту сферу трудового законодательства, касаются и аптек.   


Федеральный закон № 407-ФЗ от 08.12.2020 предусматривает следующие изменения в части регулирования дистанционной (удаленной) работы.  

  1. Введение 2 видов удаленной работы – постоянной и временной. Последняя подразумевает выполнение сотрудником трудовой функции дистанционно в течение определенного срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов работы удаленно и на стационарном рабочем месте.


  2. Отказ от усиленной квалифицированной электронной подписи как единственного средства дистанционного взаимодействия с работником.


  3. Появление возможности вызова работодателем сотрудника, выполняющего дистанционную работу временно, для выполнения трудовой функции на стационарном рабочем месте или переход работника к работе на стационарном месте по собственной инициативе. 


  4. Время дистанционного взаимодействия работодателя с работником включается в рабочее время.


  5. Два новых основания для увольнения дистанционного работника: 


    • если дистанционный работник не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, когда порядком взаимодействия работника и работодателя установлен более длительный срок)

    • изменение работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. 


  6. Появляется возможность временного перевода сотрудника на удаленную работу без его согласия. 

Права работников 
Права работников


Граждане в возрасте от 40 лет при прохождении диспансеризации теперь имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год. За ними необходимо сохранить на это время место работы и средний заработок (ст. 185.1 ТК РФ; федеральный закон от 31.07.2020 № 261-ФЗ). 


Статья 185.1 ТК РФ также дополнена новым положением о том, что работодатели смогут требовать от работников медицинские справки о прохождении диспансеризации.  Для этого такое правило необходимо прописать в локальном нормативном акте (например, в ПВТР).


Увольняемым работникам гарантировано получение всех причитающихся им выплат после ликвидации организации (федеральный закон от 13.07.2020 № 210-ФЗ):

  • работодатель обязан выплатить средний месячный заработок за второй месяц после увольнения, а также в исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения – за третий месяц после увольнения (или соответствующую часть среднего заработка, пропорциональную периоду трудоустройства) работодателю предоставляется право взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства выплатить увольняемому

  • работнику единовременную компенсацию в размере двукратного месячного заработка.

Выплаты должны быть произведены до завершения ликвидации организации (ст. 178 ТК РФ).

С начала 2021 года Москва, Санкт­-Петербург и ряд других регионов России приступили к реализации проекта Фонда социального страхования по выплате пособий работникам напрямую, а не через работодателя. С 2022 года такой порядок выплат будет закреплен законодательно.

Юлия Жижерина, Анна Малей

Журнал "Российские аптеки" №1–2, 2021

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.