Top.Mail.Ru
Что нужно знать о выкладке
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Что нужно знать о выкладке

Осень – время очередной «смены сезона» на аптечных полках. Как регулируется оформление витрин с точки зрения законодательства? Кто контролирует правильность выкладки ЛС и других аптечных товаров и какие правила и нормы нужно учитывать, чтобы не попасть под санкции?

Армен Гукасян

Наш эксперт:
Армен Гукасян,
юрист, государственный советник I класса

Выкладка – тоже реклама

Размещение товаров аптечного ассортимента на витринах осуществляется в первую очередь с целью увеличения продаж и повышения прибыли аптеки (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).


Эти действия подпадают под законодательное определение рекламы как информации, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – закон № 38-ФЗ). Таким образом, выкладка аптечных товаров тоже является рекламой и должна соответствовать всем предусмотренным законодательством ограничениям этой сферы деятельности.


В частности, при выкладке биологически активных добавок (БАД) необходимо учитывать положения ст. 25 закона № 38-ФЗ, которая запрещает создавать у потенциального потребителя впечатление о принадлежности БАД к лекарствам либо о наличии у этой категории аптечных товаров лечебных свойств (п. 1 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25). Нельзя располагать на витринах рубрикаторы и иные надписи, которые могут быть истолкованы подобным образом. Напротив, необходимо в каждом случае сопровождать рекламу БАД предупреждениями о том, что товар не является лекарственным средством (п. 4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача от 17.04.№2003 № 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03»).


В свою очередь, реклама ЛС (включая их выкладку) также должна соответствовать ряду требований. Например, она не может содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшение состояния здоровья в результате применения объекта рекламирования либо способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости его применения и т.д. (ст. 24 закона № 38-ФЗ).


Выкладка – тоже реклама

Сложный случай

Необходимо учитывать и тот факт, что закон № 38-ФЗ запрещает рекламу ЛС в формах и дозировках, отпускаемых по рецепту врача, за пределами мест проведения мероприятий, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также вне страниц специализированных печатных изданий (ч. 8 ст. 24).


Указанный перечень мест рекламирования рецептурных ЛС исчерпывающий, и торговые залы аптечных организаций в нем не упоминаются. В то же время ч. 2 п. 36 Правил надлежащей аптечной практики, утвержденных приказом Минздрава № 647н, допускает размещение ЛП, отпускаемых по рецепту, в витринах, стеклянных и открытых шкафах при условии отсутствия доступа к ним у покупателей. Налицо противоречие двух нормативно-правовых актов, однако законы РФ (в том числе закон «О рекламе» № 38-ФЗ) имеют приоритет перед ведомственными приказами, постановлениями и распоряжениями. Таким образом, контролирующие органы получают объективную возможность предъявить аптеке претензии в связи с нарушением законодательства. Речь о грубом нарушении лицензионных требований в данном случае не идет.

В соответствии с ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований к рекламе лекарственных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 200 до 500 тыс. руб.
По общим правилам

Выкладка ЛП, отпускаемых без рецепта, а также других товаров аптечного ассортимента регламентируется пунктами 34–36 Правил надлежащей аптечной практики.


Торговое помещение или зона должны быть оборудованы витринами или, при открытой выкладке товара, стеллажами (гондолами), обеспечивающими возможность обзора товара и удобство в работе для сотрудников аптеки. Сведения о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, могут быть размещены на полке в виде постера, воблера или иных носителей информации. В ценнике должны быть указаны наименование, дозировка, количество доз в упаковке, страна-производитель и срок годности (при наличии) товара.


ЛС должны размещаться на прилавках с учетом условий хранения, предусмотренных инструкцией по медицинскому применению. Если свойства препарата (термолабильность, необходимость защиты от прямых солнечных лучей) исключают его длительное пребывание на витрине, можно выкладывать вторичную упаковку. Такой способ выкладки ориентирован на сохранение идентичности и качественных характеристик лекарственных препаратов (соблюдение условий хранения, указанных в инструкции по медицинскому применению и на упаковках ЛП), что соответствует п. 44 приказа МЗ РФ от 31.08.2016 №646н «Об утверждении правил надлежащей практики хранения …».


Не подлежат выкладке препараты, изготовленные в аптеке: несмотря на то что некоторые из них отпускаются без рецепта, условия хранения всей без исключения номенклатуры этих ЛС требуют защиты от света, влаги, температуры окружающей среды (абз. 3 п. 51, абз. 2 п. 81, п. 105 приложения 15 к приказу Минздрава РФ № 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»).


Как было сказано выше, вопрос о размещении рецептурных ЛС на витринах по-разному регулируется различными нормативными актами. При этом согласно п. 36 приказа № 647н, если такое размещение все же производится, лекарства, отпускаемые по рецептам, должны находиться отдельно от безрецептурных в закрытых шкафах с отметкой «По рецепту».


Кроме того, лекарственные препараты (ЛП) и медицинские изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку (п. 75 постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи … »).


По общим правилам

Чем рискуем?

К грубым нарушениям лицензионных требований, которые могут быть связаны с выкладкой, относятся нарушения правил надлежащей аптечной практики и надлежащей практики хранения и перевозки, несоблюдение требований изготовления либо условий хранения лекарственных препаратов (подпункты «г», «е», «з» п. 5, а также п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081). Их выявление, в соответствии с п.4 ст. 14.1 КоАП РФ, влечет:


  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – наложение штрафа в размере от 4 до 8 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • для должностных лиц – штраф от 5 до 10 тыс. руб.;

  • для юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочия по контролю в данной сфере деятельности закреплены за Росздравнадзором, его территориальными органами либо органами управления здравоохранением субъектов РФ, осуществляющими лицензирование фармацевтической деятельности.

Журнал "Российские аптеки" №9, 2020

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.