Top.Mail.Ru
Маркетинговые акции по рецептурным препаратам
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Маркетинговые акции по рецептурным препаратам

Допустимо ли проведение маркетинговых акций (два по цене одного, товар дня) по рецептурным препаратам? Если да, то какие дополнительные условия нужно соблюсти, чтобы не было претензий со стороны проверяющих органов?


Нет, не допустимо. Маркетинговые акции являются разновидностью рекламы – информации, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон № 38-ФЗ). 


Одновременно аптечные организации не относятся к местам, где закон разрешает размещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам (они перечислены в ч. 8 ст. 24 Закона № 38-ФЗ). Таким образом, речь идет о нарушении правил отпуска рецептурных ЛП, то есть о несоблюдении пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. Согласно п. 6 данного постановления это относится к грубым нарушениям лицензионных требований. 


Необходимо также отметить, что акции типа «2 по цене 1» в отношении рецептурных препаратов нарушают положения п. 7 приказа МЗ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов…»: «Лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для лекарственного препарата установлены предельно допустимое или рекомендованное количество для выписывания на один рецепт (…)».  Таким образом, санкции за подобную маркетинговую акцию по решению суда, с учетом всех обстоятельств дела, могут наступить по одной из статей Кодекса РФ об административных нарушениях:

  • ч. 4 ст. 14.1: «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 до 8 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток»;

  • ч. 5 ст. 14.3: «Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств… а также биологически активных добавок» –  наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 200 до 500 тыс. руб.»;

  • ч. 1 ст. 14.4.2: «Нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами…» – наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.».

Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса

Журнал "Российские аптеки" №3, 2021

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.