Может ли покупатель вернуть некачественный препарат и получить взамен него другую упаковку?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Может ли покупатель вернуть некачественный препарат и получить взамен него другую упаковку?

Покупатель оплатил упаковку витаминно-минерального комплекса, через два часа пришел в аптеку и показал, что капсулы во флаконе покрыты странным коричневатым налетом. Может ли он вернуть купленный препарат как очевидно некачественный и получить взамен него другую упаковку? Можно ли будет открыть ее перед продажей, чтобы убедиться, что внутри капсулы в надлежащем виде?


В соответствии с п. 1 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, лекарственные препараты не подлежат возврату при условии их надлежащего качества. В то же время ЛП ненадлежащего качества обмениваются либо возвращается уплаченная за товар сумма (п. 1 ст. 18 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).


Открыть упаковку перед продажей возможно с согласия покупателя, это надо объяснить в этичной форме, не вызывая подозрений относительно качества ЛП. Приемочный контроль на внешний вид, цвет и запах (п. 48 приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения») иногда осуществить не представляется возможным из-за конструкции укупоривания (одноразовое вскрытие первичной, а нередко и вторичной упаковки) и особенностей материала первичной упаковки – непрозрачный полимер, стекло светозащитное.


При поступлении претензии на качество ЛП руководство аптечной организации (АО) проверяет условия хранения, устанавливает, какое количество данной серии поступило и реализовано без жалоб покупателей. Факт возврата ЛП ненадлежащего качества оформляется актом в 3 экземплярах, в котором покупатель (при согласии) может быть членом комиссии. На основании акта соответствующие сведения доводятся до поставщика и в территориальное управление Росздравнадзора. Кроме этого, акт дает право на возврат товара поставщику или для списания в АО, что будет влиять на результаты инвентаризации.

Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса

Журнал "Российские аптеки" №6, 2021

Вам могут понравиться другие статьи:

Душно в торговом зале аптеки – улучшение условий труда в такой ситуации
По закону
Душно в торговом зале аптеки – улучшение условий труда в такой ситуации

В последнее время из-за повышения количества покупателей в торговом зале аптеки стало душно. Обязано ли руководство позаботиться об улучшении условий труда в такой ситуации – например, как-то обнов...

Подробнее
Брак при продаже лекарственного средства
По закону
Брак при продаже лекарственного средства

При продаже лекарственного средства обнаружился брак – пустой флакон. Препарат был получен 3 месяца назад. Можно ли его вернуть поставщику?

Подробнее
Охрана труда в 2022 и 2023 годах: на что обратить внимание уже сегодня?
По закону
Охрана труда в 2022 и 2023 годах: на что обратить внимание уже сегодня?

С 1 марта нынешнего года изменился раздел Х Трудового кодекса РФ, принято большое количество нормативных актов по охране труда, в некоторые внесены изменения. 

Подробнее
Работа после завершения смены из-за поломки кассы и очереди в торговом зале
По закону
Работа после завершения смены из-за поломки кассы и очереди в торговом зале

В конце рабочего дня сломалась одна из двух касс и в торговом зале образовалась большая очередь. Обслужить всех посетителей до закрытия аптеки не представлялось возможным. Обязаны ли фармспециалист...

Подробнее
Неплатежеспособные купюры для аптеки
По закону
Неплатежеспособные купюры для аптеки

Обязаны ли аптеки принимать поврежденные, ветхие или грязные купюры? В каких случаях купюра считается неплатежеспособной и как аргументировать отказ в ее приеме покупателю?

Подробнее
Рецепты на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, от врача ИП
По закону
Рецепты на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, от врача ИП

Может ли врач ИП выписывать рецепты на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, на курс лечения свыше 30 дней? Может ли он иметь печать «Для рецептов»?

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.