Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Может ли покупатель вернуть некачественный препарат и получить взамен него другую упаковку?

Покупатель оплатил упаковку витаминно-минерального комплекса, через два часа пришел в аптеку и показал, что капсулы во флаконе покрыты странным коричневатым налетом. Может ли он вернуть купленный препарат как очевидно некачественный и получить взамен него другую упаковку? Можно ли будет открыть ее перед продажей, чтобы убедиться, что внутри капсулы в надлежащем виде?


В соответствии с п. 1 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, лекарственные препараты не подлежат возврату при условии их надлежащего качества. В то же время ЛП ненадлежащего качества обмениваются либо возвращается уплаченная за товар сумма (п. 1 ст. 18 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).


Открыть упаковку перед продажей возможно с согласия покупателя, это надо объяснить в этичной форме, не вызывая подозрений относительно качества ЛП. Приемочный контроль на внешний вид, цвет и запах (п. 48 приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения») иногда осуществить не представляется возможным из-за конструкции укупоривания (одноразовое вскрытие первичной, а нередко и вторичной упаковки) и особенностей материала первичной упаковки – непрозрачный полимер, стекло светозащитное.


При поступлении претензии на качество ЛП руководство аптечной организации (АО) проверяет условия хранения, устанавливает, какое количество данной серии поступило и реализовано без жалоб покупателей. Факт возврата ЛП ненадлежащего качества оформляется актом в 3 экземплярах, в котором покупатель (при согласии) может быть членом комиссии. На основании акта соответствующие сведения доводятся до поставщика и в территориальное управление Росздравнадзора. Кроме этого, акт дает право на возврат товара поставщику или для списания в АО, что будет влиять на результаты инвентаризации.

Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса

Журнал "Российские аптеки" №6, 2021

Вам могут понравиться другие статьи:

Взять на работу в качестве первостольника студента медицинского вуза
По закону
Взять на работу в качестве первостольника студента медицинского вуза

Имеет ли право аптека взять на работу в качестве первостольника студента медицинского (но не фармацевтического) вуза? Каким документом это регламентируется?

Подробнее
Увольнение: спорные случаи
По закону
Увольнение: спорные случаи

Трудовое законодательство жестко охраняет права работников и предоставляет им ряд гарантий при различных вариантах взаимоотношений с работодателем, в том числе при увольнении.  Подробнее

Аптека на «вмененке» при наличии согласований на отсрочку начала обязательной маркировки лекарств
По закону
Аптека на «вмененке» при наличии согласований на отсрочку начала обязательной маркировки лекарств

Вправе ли аптека остаться на «вмененке», если она располагает согласованиями, позволяющими отложить начало обязательной маркировки лекарств?

Подробнее
Возврат приобретенных в аптеке тонометра и детской манжетки если они не подходят друг к другу
По закону
Возврат приобретенных в аптеке тонометра и детской манжетки если они не подходят друг к другу

Возможен ли возврат приобретенных в аптеке тонометра и детской манжетки к нему, если при первой попытке измерить давление выяснилось, что они не подходят друг к другу?

Подробнее
Рецептурный препарат по назначению врача на листе из отрывного блокнота
По закону
Рецептурный препарат по назначению врача на листе из отрывного блокнота

Врач назначает пациенту рецептурный препарат и посылает его в аптеку с листом из отрывного блокнота вместо рецепта. Можно ли привлечь такого специалиста к ответственности?

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.